Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 07-08 2010
Лилия ПАВЛОВА  22 июля 2010

ГЛОНАСС нацелился на массовый рынок

Потребность российского рынка в навигационном оборудовании на основе ГЛОНАСС в прошлом году исчислялась 30 тыс. штук. Однако уже через два года, по планам федерального сетевого оператора «Навигационно-информационные системы», количество проданных терминалов ГЛОНАСС перевалит за первый миллион.

Силы небесные, хлопоты земные


В нынешнем году вся орбитальная группировка ГЛОНАСС будет развернута в полном объеме. Это сообщил на IV международном форуме по спутниковой навигации руководитель Федерального космического агентства Анатолий Перминов. Кроме того, с 2010 г. планируется начать летные испытания нового космического аппарата – «Глонасс-К», с эксплуатационными и точностными характеристиками, сопоставимыми с аналогичными показателями GPS.


Сегодня в группировке по целевому назначению работает 21 космический аппарат (два КА находятся в орбитальном резерве), и в этом составе спутники уже обеспечивают непрерывную навигацию на всей территории России. Точность навигационного определения потребителей составляет порядка 6 м. В 2011 г. точность планируется довести до 2,8 м, в том числе за счет модернизации наземного комплекса управления.


Важное направление развития системы – разработка и организация серийного производства наземной аппаратуры потребителей. По данным Роскосмоса, в настоящее время серийно производятся 33 образца наземной аппаратуры потребителей и 38 образцов и систем для спецпотребителей; предприятиями Роскосмоса в инициативном порядке выпущена пилотная партия комбинированной наземной аппаратуры потребителей ГЛОНАСС/GPS для массового сектора.


 В 2009 г., по данным экспертов, объем российского навигационного рынка составил около $550 млн (мирового – $60–70 млрд), причем 95–97% этой суммы пришлось на оборудование GPS.

По расчетам специалистов, основной экономический эффект от применения навигационных технологий на базе ГЛОНАСС проявляется на транспорте. Сегодня, по информации Роскосмоса, навигационным оборудованием оснащено около 20% воздушных судов, 30% судов морского и речного транспорта всех типов и 63% автотранспортных средств Министерства транспорта. В 2011 г., согласно ФЦП «ГЛОНАСС», средствами спутниковой навигации должны быть оснащены 100% транспортных средств министерств и ведомств России.


В настоящее время в 59 регионах России реализуются пилотные проекты с использованием навигационных технологий в различных отраслях экономики. Это диспетчерские системы, системы мониторинга транспортных средств, системы высокоточного позиционирования. В качестве примера А. Перминов назвал наиболее крупные проекты: «Космическая ГЭС», «Космическая железная дорога», «Космическая горная дорога», «Космический коридор безопасности» и др.


Однако главная задача, как заявил глава Роскосмоса, – развитие массового рынка услуг ГЛОНАСС. Перспективы развития системы ГЛОНАСС разрабатываются в новой программе, ориентированной на массовое внедрение отечественных навигационных технологий и гарантированное предоставление потребителям всех категорий навигационных услуг. Кроме того, в 2009 г. для решения этой задачи создан федеральный сетевой оператор системы ГЛОНАСС – «Навигационно-информационные системы», акционерами которого стали АФК «Система» и «Российские космические системы».


В преддверии новой эры


А. Гурко: «Количество ежегодно внедряемого оборудования должно исчисляться миллионами»Как считает Александр Гурко, гендиректор «Навигационно-информационных систем», на массовом рынке эффект от реализации проектов, которые ведутся федеральным сетевым оператором, начнет ощущаться с 2012–2013 гг., после полномасштабного запуска проекта «Экстренное реагирование при авариях ГЛОНАСС» («ЭРА ГЛОНАСС»). Основная цель проекта – снижение смертности и травматизма при ДТП; одно из основных условий – оснащение навигационным оборудованием средств реагирования МЧС России, МВД России, Минздравсоцразвития, а также транспортных средств автовладельцев. Пилотные зоны проекта планируется организовать уже в нынешнем году. По данным А. Гурко, в 2010 г. потребность российского рынка в навигационном оборудовании на основе ГЛОНАСС возрастет до 250 тыс. (против 30 тыс. в 2009 г.), в 2011 г. – до 500 тыс., в 2012 г. – до 1 млн, в 2012–2013 гг. (начало реализации «ЭРА ГЛОНАСС») превысит 2 млн, в 2014 г. – 4 млн, в 2015 г. – 8 млн.


Что касается оснащения навигационным оборудованием частных автомобилей, то уже в августе этого года на Московском автосалоне ожидается представление первых результатов трехлетней работы «Росийских космических систем» с АвтоВАЗом – моделей LADA Kalina и LADA Priora с оборудованием ГЛОНАСС. Как сообщил Юрий Урличич, гендиректор «Российских космических систем», с I квартала 2011 г. АвтоВАЗ планирует приступить к серийному выпуску автомобилей с отечественным навигационным оборудованием.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!