Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 07-08 2010
Александра КРЫЛОВА  22 июля 2010

ШПД: экспансия продолжается

Консолидация в российском телекоме, ведущая к появлению универсальных операторов связи, не окажет негативного влияния на развитие рынка услуг проводного ШПД. На этом сошлись ведущие игроки и эксперты рынка на международном форуме «Телеком 2010».

«Спасательный круг» для фиксированных операторов


В середине 2000-х, в эпоху каннибализации мобильной связью услуг передачи голоса, от тотальной по-тери доходов операторов фиксированной связи спасла услуга ШПД, которую тогда можно было оказывать только по проводным сетям.


Сегодня, когда сотовая связь достигла небывалого проникновения, заработали сети 3G и мобильные операторы смотрят в сторону смежных рынков, роль «спасательного круга», по мнению Сергея Приданцева («Комстар-ОТС»), должна сыграть услуга платного телевидения. Ведь для ее предоставления требуются высокие скорости передачи данных, а также высокая пропускная способность сети – параметры, по которым проводные сети пока еще опережают беспроводные.


С. Приданцев: «Консолидация не должна сдерживать конкуренцию»«Услуга платного телевидения позволяет «привязать» к себе абонента, а уже потом допродать ему ШПД и голосовую связь», – заявил С. Приданцев, ссылаясь на опыт компании «Комстар-Регионы», у которой в Астраханской области более 50% пользователей КТВ покупают еще и услуги ШПД.


В пяти-семилетней перспективе именно платное ТВ, персональное и интерактивное, с «тяжелым» мультимедийным, а, возможно, и 3D-контентом, будет находиться «на острие атаки» операторов фиксированной связи, обеспечивая устойчивость их бизнеса.


Маяки для федеральных игроков – в регионах


В последние годы основной прирост рынка широкополосного доступа в России обеспечивали регионы. В 2008–2009 г., привел данные iKS-Consulting Андрей Семериков («ЭР-Телеком»), на долю регионов приходилось 86% новых пользователей этой услуги. Челябинск, Ижевск, Уфа, Пенза, Пермь – вот далеко не полный перечень городов с населением 300–750 тыс. человек, уровень проникновения услуг ШПД в которых приближается к московскому (71%) и петербургскому (62%).


Важную роль в развитии этого рынка в регионах играют, по оценке А. Семерикова, отнюдь не федеральные игроки, а локальные операторы. По крайней мере, до 14 из 22 крупнейших по проникновению ШПД городов «федералы» еще не дошли, а рынок своими силами развивают там МРК и «ЭР-Телеком». «Локальные операторы в регионах сейчас очень неплохо себя чувствуют», – констатировал он, назвав фиксированный широкополосный доступ самым выгодным на сегодня бизнесом в России.


В компании «ЭР-Телеком» считают, что к 2014 г. за $4 млрд этого рынка будут бороться пять групп игроков: обновленный «Ростелеком», МТС и «Комстар-Регионы», «ВымпелКом», «ЭР-Телеком», а также игрок по имени «Прочие», на долю которого, кстати, в настоящее время приходится 42% российского рынка ШПД.


До битвы гигантов еще далеко


Российский рынок фиксированного широкополосного доступа на протяжении нескольких лет еще продолжит свое расширение. В подтверждение этого тезиса Михаил Алексеев (AC&M-Consulting) сообщил, что начиная с 2006 г. совокупный объем рынка ШПД (услуги частным пользователям и корпоративным клиентам) ежегодно утраивается и такие темпы роста сохранятся до 2012 г.


В непростом 2009 г. рынок ШПД в России увеличился на 25% по выручке в рублях и на 36% по числу абонентов. К концу 2009 г. более 40% домохозяйств (минимум 22 млн человек) имели возможность пользоваться услугами высокоскоростного доступа в Интернет.


При этом рынок остается очень фрагментированным, а потому до столкновения гигантов на нем еще далеко. «Даже в Москве, где рынок ШПД достиг зрелости, – отметил М. Алексеев, – сохраняется огромное количество альтернативных интернет-провайдеров, и ни одному из крупных игроков не удалось занять половину рынка». А о конкурентной ситуации в регионах свидетельствует тот факт, что к концу 2009 г. более 15 млн российских домохозяйств имели возможность подключиться более чем к одному провайдеру доступа.


Какие тенденции будут характеризовать развитие рынка ШПД в ближайшие два года? Прежде всего, консолидация активов, необходимая крупным игрокам для поддержания роста. Другая тенденция – увеличение доли оптических технологий. По данным М. Алексеева, сегодня более 40% абонентов ШПД в России используют не xDSL, а иные технологии. И наконец, последняя тенденция связана с движением операторов в сторону медийной модели бизнеса.


Иными словами, федеральным и локальным провайдерам широкополосного доступа в Интернет до сих пор не тесно на российском рынке, который благодаря их совместным усилиям продолжает свое экстенсивное развитие.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!