Rambler's Top100
Статьи
17 августа 2010

В. Беззубик («АйТи»): "В России все по старинке: считается, что необходимо сэкономить на капвложениях уже сейчас, ведь эксплуатацией будет заниматься другой отдел, и это будет их головной болью"

Строительство ЦОДа обходится очень недешево. Но эксплуатация дата-центра тоже дорогое и очень хлопотное занятие. Читайте полную версию Дискуссионного клуба «ИКС», №7-8`2010, «ЦОД: цена владения». Часть 2.

 

? «ИКС»: Какое внимание уделяют заказчики и проектировщики удобству эксплуатации ЦОДа и снижению затрат на эксплуатацию? Какие факторы влияют на стоимость эксплуатации?


Олег Письменский, директор по развитию, направление «Дата-центры», «Шнейдер Электрик»: В общем случае можно выделить следующие основные факторы, влияющие на стоимость эксплуатации объекта:  стоимость электроэнергии, использование пространства, использование электроэнергии, использование охлаждения и, в целом ряде случаев, расходы на службу эксплуатации. Общемировая тенденция показывает возрастающую стоимость электроэнергии, а следовательно, и затраты на охлаждение и энергообеспечение, что в свою очередь, побуждает к проектированию энергоэффективных объектов.


Роман Налепов, начальник отдела системной интеграции DEPO Computers: В первую очередь, ЦОД должен быть достаточно автономным и интеллектуальным для уменьшения необходимости обслуживания в принципе и исключения «человеческого фактора», а также для аудита всех выполняемых действий. Главными расходными статьями являются стоимость электроэнергии, оплата каналов связи, оплата аренды помещений (если есть), оплата сопровождения деятельности ЦОД квалифицированным техническим персоналом. Касательно динамики стоимости расходов за последние годы можно говорить о том, что она находится в балансе - с одной стороны растут тарифы на электроэнергию, а с другой стороны конкуренция в телекоммуникационном секторе дает возможность применения гибких тарифов, с возможностью их снижения.


Александр Камзеев, директор департамента информационно-вычислительных систем, Optima: Говорить о какой-то особой эксплуатации центров обработки данных не приходится, так как управление основными системами осуществляется удаленно. Удобство же эксплуатации, как и снижение затрат определяются на этапе проектирования. Главная задача – организация пространства ЦОД так, чтобы добиться наиболее эффективной вентиляции воздуха в помещении. После того, как ЦОД построен, эксплуатационные расходы можно снизить только путем отсечения каких-либо функций или уменьшения энергопотребления за счет замены оборудования.


Это зарплата персонала, плата за электричество и стоимость аренды. В основном ЦОД работает по такому принципу: «Поставил оборудование, установил программное обеспечение и забыл». В крупных организациях техника работает по 10-15 лет, и никто к ней не подходит. Если, конечно, это не демо-зона, где постоянно проводятся какие-либо испытания. Затраты также возникают в случае поломки. Например, могут выйти из строя диски. Такие ситуации необходимо заранее продумывать и предусматривать: должен быть верный отработанный механизм восстановления в случае аварии.


Кстати, в связи с высокой стоимостью аренды производственных помещений в Америке сейчас все большее распространение получают так называемые ПОДы (оптимизированные дата центры). Одно из таких решений предлагает HP – это ЦОД в контейнере. Покупая его, заказчик сразу получает готовое решение, не требующее никаких строительных работ. Необходима только ровная площадка и электричество. По размерам это стандартный сорокафутовый или двадцатифутовый контейнер. Их устанавливают на старые баржи, по дну прокладывают кабель и получается плавучий ЦОД. Таким образом, удается избежать арендной платы. Возможно , что у нас такой подход также будет развиваться.


Валерий Степанюгин, директор по эксплуатации Oyster Telecom: Среди наиболее оптимальных, доказавших свою практическую действенность, инструментов снижения затрат на эксплуатацию при максимальном обеспечении эффективности дата-центра продолжают оставаться blade-системы, технологии виртуализации, системы диспетчеризации, мониторинга и управления, эффективные системы кондиционирования и охлаждения и т.д.  Географическое расположение ЦОД позволит существенно экономить на аренде, обслуживании и электроэнергии. 


Алексей Волков, технический консультант «Tripp Lite Россия, Украина и Беларусь»: Последние проекты показывают, что на сегодняшний день заказчики очень тщательно прорабатывают с проектными организациями и проектными отделами все детали будущих ЦОДов. Ведь именно заказчикам предстоит в дальнейшем эксплуатировать эти центры и расширять их новым оборудованием, что накладывает определенные требования по модернизации и наращиваемости уже на этапе проектирования.


Как и 3-4 года назад, самые «расходные» статьи – это, несомненно, электропитание, и, во вторую очередь, охлаждение. В принципе, это очевидно – чем больше питания потребляют серверы, тем больше тепла они выделяют, тем мощнее нужна система охлаждения. Которая, кстати, тоже потребляет электропитания тем больше, чем мощнее система. Динамику роста можно проследить на примере оборудования в стандартной стойке – если раньше среднее потребление на стойку бралось из расчета 2-3 кВт, то сейчас эта величина достигла значения 5-7 кВт. Решения по 10, а то и 25кВт на стойку не редки, но это единичные случаи, достойные отдельной статьи. Рассматривая 10 стоек, можно видеть, если раньше  речь шла о 20-30 кВт нагрузки и сопоставимой системе охлаждения, то на текущем этапе развития ЦОДостороения мы говорим уже о 50-70 кВт мощности нагрузки и, соответственно, системы охлаждения. Таким образом динамику роста затрат на эксплуатацию в некотором приближении можно сравнить с динамикой роста нагрузки в одном шкафу – чем больше потребление нагрузки, тем выше эксплуатационные расходы. А факторы, влияющие на стоимость эксплуатации, могут быть самые различные – расположение объекта, арендная плата, парк установленного оборудования и т.д. – и очень часто не применимы как шаблон к разным объектам, но есть одно общее для всех объектов – необходимо учесть все эти факторы на этапе проектирования, чтобы максимально эффективно использовать ресурсы и снизить стоимость эксплуатации объекта.


Виктор Беззубик, ведущий инженер ЦК ЦОД, «АйТи»: Финансовый кризис, конечно, научил всех считать деньги. При этом в России, как всегда, не обходится без курьезов. Если наши коллеги за рубежом предлагают заказчикам решения, возможно даже более дорогостоящие, но дающие экономию при эксплуатации, то в России все по старинке – считается что просто необходимо сэкономить на капитальных вложениях уже сейчас, так как эксплуатацией будет заниматься другой отдел, и это будет их головной болью. Эксплуатация ЦОД – помимо электроэнергии, это - регламентные работы и замена расходных материалов. Если потенциальным подрядчикам почаще напоминать, что кризис не закончился – можно неплохо сбить цену и снизить операционные расходы. Логика примерно такая.


Алексей Карпинский, директор департамента инженерных систем,  «Астерос»: Сегодня в России большинство заказчиков только подходят к вопросам удобства эксплуатации ЦОДа и снижения эксплуатационных затрат. Ключевым фактором при построении дата-центров остается стоимость, что за последние год-два было связано с неблагоприятной экономической ситуацией. Однако, многие крупные компании, например, из сферы энергетики присматриваются к решениям, которые позволяют сократить затраты на эксплуатацию и обслуживание ЦОДов, и это даст колоссальную экономию в масштабах предприятия.


Среди ключевых аспектов, влияющих на стоимость эксплуатации, – человеческий фактор. Даже если ЦОД технологически правильно построен, его неумелая эксплуатация может привести к усложнению обслуживания. В итоге требуется больше электроэнергии на функционирование дата-центра, а значит, повышаются эксплуатационные расходы. Поэтому для сокращения этих затрат, зачастую, достаточно привести ЦОД в порядок и объяснить специалистам, как правильно его эксплуатировать. Также необходимо понимать, учитываются ли первоначально запроектированные характеристики ЦОДа при эксплуатации. Следующий немаловажный фактор, влияющий на стоимость эксплуатации – это инвестиции в строительство дата-центра. Чем больше заказчик сэкономил на классе оборудования, на технологиях, позволяющих снизить энергопотребление, тем больше ему придется потратить при эксплуатации.


К самым весомым статьям затрат на эксплуатацию дата-центров можно отнести расходы на электроэнергию, поскольку динамика потребления ЦОДов растет с каждым годом. Следующая по объему статья затрат приходится на персонал службы эксплуатации и администрирования. И последняя – это расходы на регламентные работы и ремонт. Эти затраты зависят от того, насколько технически правильно и эффективно был построен ЦОД: в случае надлежащей эксплуатации данная статья расходов в течение 5 лет составляет постоянную и сравнительно небольшую величину. Стоит отметить, что затраты персонал и поддержку ЦОДа равны нулю в случае передачи обслуживания на аутсорсинг профильной компании.


Дмитрий Петров, старший инженер отдела инфраструктурных проектов, «Компания КОМПЛИТ»: Удобство эксплуатации ЦОД - это один из приоритетных вопросов для заказчика, и в некоторых случаях он может превалировать над вопросом снижения затрат, связанным с использованием новых технологий. Это происходит потому, что создание удобства эксплуатации ЦОД зачастую интуитивно понятнее, чем использование для экономии ресурсов каких-то новых технологий. На стоимость эксплуатации оказывает влияние масса факторов, начиная с климатической зоны, в которой расположен ЦОД (что позволяет существенно сэкономить на охлаждении), и заканчивая вопросами автоматизации, которые позволяют уменьшить затраты не только на обслуживающий персонал, но и на непредвиденные расходы, связанные с пресловутым «человеческим фактором». Правильно выстроенная и отлаженная система автоматизации позволяет вести качественный мониторинг за загрузкой ЦОД, отслеживать возможные проблемы и управлять инженерной инфраструктурой в зависимости от текущей ситуации.


Вячеслав Ковалев, начальник отдела ЦОД, «Открытые Технологии»: Снижению затрат и удобству эксплуатации уделяется достаточно большое  внимание. Чем это вызвано? Прежде всего, необходимостью получать полную информацию о том, насколько эффективно используется оборудование. Не секрет, что сегодня отсутствие систем мониторинга всей инфраструктуры ЦОД таит в себе угрозу потерять контроль над тем, что в нем происходит. Как результат - увеличивается риск возникновения спонтанных сбоев там, где их никто не ожидал. И это не вина персонала. Просто отсутствие удобных инструментов не позволяет наладить нормальный процесс администрирования сложного комплекса оборудования, установленного в ЦОД. Выделить отдельные факторы, влияющие на стоимость эксплуатации ЦОД, сложно. В каждом случае они будут свои. Здесь нужно учитывать и масштаб самого ЦОД, и уровень подготовки персонала, и степень зависимости бизнес-процессов всей компании от служб ИТ, предоставляемых ЦОД. Но на чем бы я заострил особое внимание, так это на том, что за последние годы заказчики стали придавать больше значения совершенствованию инженерной инфраструктуры ЦОД. Полагаю, динамика роста затрат на инженерные системы в дальнейшем будет только расти.


Борис Грановский, вице-президент ГК «Стинс Коман»: Удобство эксплуатации для проектировщиков играет минимальное значение -  в основном делается упор на технику безопасности, пожарную безопасность, экономию электричества. Снижение затрат на эксплуатацию с точки зрения обслуживающего персонала также не играет весомой роли в общем бюджете. Наиболее дорогостоящий и, как следствие, требующий точного учета фактор – это стоимость электричества, на втором месте надежность оборудования и стоимость его эксплуатации, далее - качество здания, его строительство, персонал и т.д.


Сергей Лебедев, директор сервисного центра компании StoreData: Что касается снижения затрат действующего ЦОДа, то здесь прямая дорога к аутсорсингу службы эксплуатации. Сократить затраты на эксплуатацию возможно при оптимизации персонала.  Потому что, если уж построили ЦОД на неэнергоэффективных технологиях, то так оно и будет работать. У нас не такая длинная история ЦОДов, и не та ситуация в на рынке, чтобы работающий ЦОД перестраивали только из-за желания снизить затраты на эксплуатацию. ЦОД это не гостиница, где номера каждый день меняют своих постояльцев. Жизнь ЦОДа в постоянстве клиентуры. И длительные перерывы на технологическое обслуживание неприемлемы. Простой в работе Дата-центра на несколько дней, даже если он является запланированным, и клиенты о нем предупреждены заблаговременно, негативно сказывается на репутации Дата-центра. 

 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!