Rambler's Top100
Статьи
23 августа 2010

А. Карпинский («Астерос»): "В России инженерами по эксплуатации становятся специалисты, которые проектировали и строили, но никогда не эксплуатировали ЦОДы"

Развитие техники, «безлюдных» технологий и искусственного интеллекта лишь отчасти смогли поколебать общеизвестную формулу «кадры решают всё». Какова же роль человеческого фактора в деле эксплуатации дата-центра? Читайте полную версию Дискуссионного клуба «ИКС», №7-8`2010, «ЦОД: цена владения». Часть 6.

? «ИКС»: Какова сейчас в России ситуация с квалифицированными специалистами по эксплуатации дата-центров?


Андрей Павлов, генеральный директор, Datadome: Без сомнения, за 10 лет развития рынка коммерческих ЦОД появилось достаточно специалистов, хорошо разбирающихся в проблематике эксплуатации дата-центров, но бурный, почти 30%-ный, ежегодный  рост этого рынка, не позволил вырастить достаточное количество профессионалов, способных грамотно обслуживать столь технологически сложные объекты. По прежнему, на специализированных сайтах по поиску работы,  можно встретить значительное  число вакансий на должности сотрудников по эксплуатации ЦОД. И эти вакансии могут висеть на сайте по нескольку месяцев. Но эта проблема имеет более глубокие корни. По сути, эксплуатация ЦОД за исключением нескольких моментов очень схожа с эксплуатацией инженерных систем бизнес-центров, заводов, и прочих промышленных объектов. Но так как с развалом СССР успешно развалилась и система среднего технического образования, то резервы квалифицированных кадров состоят в основном из специалистов, обучавшихся еще в те времена, или из тех, кого учили эти специалисты «в поле», то есть непосредственно на объектах. Одной из крупных проблем при строительстве мега-ЦОДов за границами крупных городов в ближайшее время останется нехватка квалифицированных кадров.


Заказчики строят свою службу эксплуатации зачастую переманивая профессионалов из «соседних» дата-центров, а те в свою очередь воспитывают новое поколение специалистов. Но в последнее время начала прослеживаться тенденция по использованию в малых и средних ЦОД служб эксплуатации, взятых на аутсорсинг. Такая схема позволяет отдать столь сложный и хрупкий механизм как ЦОД, в руки профессионалов, которые многократно увеличивали свой опыт, сталкиваясь с проблемами все на новых и новых площадках. К тому же это зачастую оказывается экономически более эффективно, за счет отсутствия необходимости «содержать» штат сотрудников, до 60% своего времени просиживающих штаны на работе, в силу ее специфики.


 

Роман Налепов, начальник отделасистемной интеграции DEPO Computers: Дефицит квалифицированных кадров, к сожалению, по-прежнему присутствует. В службу эксплуатации должны входить инженеры, компетентные в довольно специфичном оборудовании, и служба поддержки клиентов. Как правило, это достаточно небольшой штат сотрудников в 7-12 человек.


 

Полина Трофимова, директор по продажам, Avroraid: Удаленное администрирование оборудования (серверов, систем хранения)специалистами интеграторов или службы эксплуатации заказчика решает практическивсе задачи обслуживания техники, за исключением операций, требующих присутствияинженеров на месте: например, для замены дисков или изменений в коммутации.Поддержка отправки сообщений о необходимости замены и проверки оборудованиятакже выполняются в автоматическом режиме. Таким образом, количествоспециалистов высокой квалификации для эксплуатации ЦОДов имеет тренд кпостоянному снижению.

 

Дмитрий Калганов, исполнительный директор, «Центр хранения данных», ISG: Проблема стоит довольно остро,  поскольку новых крупных площадок становится все больше и персонала, имеющего опыт комплексной эксплуатации именно инфраструктуры дата-центров сегодня очень мало. Можно найти хороших энергетиков, инженеров по климатике, но для работы в условиях дата-центра необходим специфический опыт и высокий уровень ответственности, основанный на понимании того, как качество твоей работы отражается на компании в целом и на каждом конкретном клиенте в частности,  ведь в данном случае брак в работе может привести к весьма жестким последствиям.  Это понимание приходит не сразу, и соответствующий опыт работы приобретается довольно долго.


Следует отметить, что последнее время в отрасли наметилась тенденция к аутсорсингу не только технического обслуживания, но и текущей эксплуатации инфраструктуры дата-центра, т.е. сейчас стали появляться компании, которые на профессиональной основе вполне успешно предлагают такие услуги. Это особенно интересно предприятиям, для которых эксплуатация ЦОД не является профильным видом деятельности, и ЦОДы которых всвязи с этим, находятся в довольно плачевном состоянии с точки зренияпрофессионалов, которые  проводяттехнический аудит на этапе ТКП.

 

 

Алексей Волков, техническийконсультант «Tripp Lite Россия, Украина и Беларусь»: Следует отметить, что компетенция среди специалистов, ответственных за эксплуатацию ЦОД, заметно выросла в последнее время. Можно связать это с доступностью обучающих курсов разных производителей, интересом публики к современным технологиям, причем не только обработки, хранения и передачи данных, но и защиты электропитания. При этом в большинстве случаев заказчики просят вендоров провести обучение эксплуатации и первоначальному определению проблем для своих специалистов и, если возможно, заключить сервисный контракт минимум на телефонную поддержку, куда бы можно было обращаться в случае возникновения проблем.

 

Борис Гусев, директор направления «Инженерные системы и сети», «Verysell Проекты»: Ситуация с квалифицированными специалистами в России очень непростая независимо от отрасли. Если говорить о рынке информационных технологий, то лучше всего дело здесь обстоит со специалистами, поддерживающими непосредственно серверное оборудование, хотя это не значит, что действительно хорошего сотрудника найти легко. Что касается специалистов по обслуживанию инженерной инфраструктуры ЦОД (дизель-генераторные установки, источники бесперебойного питания, механические системы и т.д.), то квалифицированного персонала на рынке катастрофически не хватает.


Компании к решению проблемы дефицитаспециалистов подходят по-разному – все зависит от того, насколько жесткимиявляются требования к обеспечению надежности ЦОД. Один из распространенныхспособов – унификация используемого оборудования путем сокращения количествавендоров (в идеале сведения их к одному). Проблема данного подхода заключаетсяв том, что производителей, которые могут предложить действительно качественныеи продуманные решения по всем направлениям, на рынке попросту нет. Этоозначает, что в обмен на возможность получить поддержку системы целикомнапрямую от производителя заказчикам приходится мириться с недостаткаминекоторых компонентов в целом комплексного решения. Еще один популярный способорганизации работы по эксплуатации оборудования – привлечение специалистов наусловиях аутсорсинга.

 


Алексей Карпинский, директор департаментаинженерных систем, «Астерос»: В настоящий момент наша компания выходит на рынок услуг коммерческих ЦОДов, и мы столкнулись с существенным дефицитом квалифицированного персонала по эксплуатации дата-центров. В России инженерами по эксплуатации становятся специалисты, которые проектировали и строили ЦОДы. Несомненно, они достаточно хорошо разбираются в технологиях, однако, они слабо представляют, как правильно эксплуатировать дата-центр. Ведь знание тех или иных тонкостей и процессов обслуживания может прийти только с опытом. Поэтому хорошие специалисты по эксплуатации – это, в основном, выходцы из больших структур, в которых ЦОДы существуют уже много лет. Наличие таких ИТ-специалистов в штате коммерческих ЦОДов заведомо повышает качество и стоимость аутсорсинговых услуг.

 

Сергей Таран, генеральный директоркомпании «ОНЛАНТА»: Квалифицированных специалистов по эксплуатации дата-центров достаточно. Я не вижу проблемы с кадрами.


Борис Грановский, вице-президент ГК «Стинс Коман»: С квалифицированным персоналом всегда проблемы. Самый лучший способ - это отбор и обучение персонала в «боевых условиях», а после этого – удержание и развитие. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!