Rambler's Top100
Статьи
13 августа 2010

За госуслугой в МФЦ

Грядущий переход органов госвласти к предоставлению услуг в электронной форме не означает их отказа обслуживать россиян, обратившихся очно. Для повышения комфортности получения государственных и муниципальных услуг в регионах  РФ создаются многофункциональные центры. О роли, которую они могут сыграть в построении информационного общества, рассуждает М. Ю. Иванков, зам. гендиректора аудиторско-консалтинговой группы «Развитие бизнес-систем».

Препятствия на пути к информационному обществу

Скорейшему переходу к «электронному правительству» и формированию информационного общества препятствует ряд проблем – технических, правовых, ментальных, организационных.

Так, например, в отдаленных сельских населенных пунктах и поселках городского типа пока еще слабо развита сетевая инфраструктура. Кроме того, для оказания многих государственных и муниципальных услуг в электронном виде требуется внесение изменений в нормативно-правовую базу, которые бы «уравняли в правах» традиционную бумажную и новую электронную форму документа.

К тому же большая часть населения нашей страны еще не умеет и психологически не готова к тому, чтобы получать государственные и муниципальные услуги через сеть Интернет. Цифры впечатляют: 92% граждан из тех, кто регулярно пользуется Интернет-ресурсами, после ознакомления со справочной информацией о порядке получения услуги на официальном портале органов власти все равно предпочитают пойти в само учреждение уточнить и перепроверить полученные сведения. 

Да и органы власти всех уровней еще не осознали необходимость поддерживать в актуальном состоянии свои веб-сайты и систематически обновлять размещаемую на них информацию.

Не появился пока орган, выступающий в роли «администратора» процессов оказания сложных услуг, т.е. в предоставлении которых участвует несколько органов власти, а попытки преодоления межведомственной разобщенности имеют несистемный характер и осуществляются в инициативном порядке.

Да и перевести абсолютно все госуслуги в электронный вид не предоставляется возможным:  для получения паспорта или свидетельства регистрации собственности гражданину все равно придется идти в орган власти – за готовым документом.

Новый тип учреждений поможет их преодолеть

Опыт 35 регионов Российской Федерации показывает, что все вышеперечисленные проблемы решаются при создании Многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

Задача этих учреждений нового типа – в максимально комфортной для граждан обстановке оказывать в одном месте услуги  всех уровней (федерального, регионального, муниципального) по единым стандартам и регламентам, в  соответствии с унифицированными административными процедурами в режиме «одного окна».

Обеспечить скоординированное, своевременное и качественное оказание услуг населению позволяет  Автоматизированная информационная система поддержки деятельности МФЦ (АИС МФЦ). АИС МФЦ включает в себя 3 подсистемы: информационно-справочную, подсистему автоматизации и контроля процесса оказания государственных и муниципальных услуг, а также сервер форм.

Благодаря АИС МФЦ, обеспечивается быстрое и качественное исполнение сквозных административных регламентов, закрепляющих единую последовательность действий различных органов власти, участвующих в оказании одной услуги. В результате между ведомствами ходит не заявитель и не посредник, а соответствующая информация. Таков вклад Многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в налаживание межведомственного взаимодействия.

Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг являются одним из 3 основных коммуникационных каналов между государством и гражданами наряду с работой центров телефонной обслуживания и представительств органов власти в сети Интернет. Вместе они являются воплощением новой внедряемой сегодня вневедомственной модели взаимодействия государства с населением, когда граждане взаимодействуют не с отдельным органом власти, а с государственной системой в целом.

МФЦ обеспечены доступом к порталу госуслуг. Граждане, приходящие в МФЦ, могут также воспользоваться терминалами для доступа к порталу госуслуг в сети Интернет. Тем, не чувствует себя уверенно в процессе освоения новых технологий, помогают сотрудники учреждения. Таким образом МФЦ способствуют повышению уровня компьютерной и правовой грамотности населения,  преодолению «цифрового неравенства».

Развертывание и развитие сети МФЦ позволяет оптимизировать бюджетные расходы на предоставление качественных государственных услуг гражданам, поскольку в этом случае существенно снижаются трудозатраты работников органов власти на обслуживание населения: большая часть их функций передается на исполнение «универсальным» специалистам Многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

И перспективы

О том, что у органов власти в российских регионах сложилось понимание полезности таких новых учреждений, лучше всего свидетельствует тот факт, что сегодня Многофункциональные центры уже предоставляют государственные и муниципальные услуги жителям 35 субъектов РФ. И до конца 2010 года обязательства по развертыванию системы МФЦ  взяли на себя 47 субъектов Российской Федерации.

И мы надеемся, что наше предложение включить в долгосрочную целевую программу «Информационное общество (2011-2020 годы)» развитие сети МФЦ как отдельное мероприятие также найдет понимание в ответственных за ее формирование ведомствах.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!