Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 9 2010
Владимир ДРОЖЖИНОВ  14 сентября 2010

Е – упало, М – пропало, U – осталось, или Вперед, к вездесущности!

«U» – первая буква английского прилагательного ubiquitous – вездесущий. U-city, u-home, u-tourism, u-business, u-government, ну и, конечно, ubiquitous economy и ubiquitous society. Суммируя, получаем просто u-life. Вездесущая жизнь должна прийти на смену электронной и мобильной.

Владимир ДрожжиновИ идет она к нам с Востока. Автору этих строк данное обстоятельство стало очевидно во время поездки в Сеул (Южная Корея), где летом состоялся форум с заковыристым названием «1-я конференция по инициативе глобальных умных инвестиций в социальный сектор – 2010». Его тема – комфортная жизнь в цифровом мире, по существу синоним u-life.

А как у них?

   В глобальном рейтинге ООН развития е-правительств за 2010 г. Южная Корея заняла 1-е место**, а объем поставок ее продуктов и услуг для е-правительств за рубеж составил в 2009 г. $66,7 млн. В 2005 г. национальные продукты и услуги ИКТ составляли 14% ВВП и 30% экспорта страны.

   Планированием и управлением информатизацией страны занимается Национальное агентство развития информационного общества (NIA), созданное еще в 1987 г. В настоящее время после успешного выполнения программы построения в стране е-правительства агентство приступило к программе построения «вездесущей Кореи» (u-Korea).
   NIA руководит следующими проектами:
   - Реализация стратегии построения u-Кореи и расширение ИКТ-консалтинга.
   - Реализация стратегии создания вездесущих ИКТ (uIT839 strategy, стратегия u-ИКТ839), сформулированной министром информации и связи Южной Кореи и нацеленной на перспективное инновационное развитие национальной ИКТ-промышленности, превращение страны в мирового лидера в области национальной инфраструктуры и построения в ней u-общества. Сюда входит поддержка формирования перспективных инфраструктур (Broadband Convergence Network, IPv6, Ubiquitous Sensor Network), создание национальных инновационных ИТ (радиочастотные метки, веб-сервисы и архитектуры ИКТ, продвижение использования домашних цифровых сетей и телематической широкополосной национальной сети).
   - Реализация е-правительства и продвижение информатизации на основе государственно-частного партнерства с SMB.
Вездесущность вычислений и связи, маяк стратегии информатизации Южной Кореи, знаменует следующую после электронизации (что окончилась еще в 2007 г.) стадию информатизации общества. Первое официальное упоминание о вездесущности применительно к Южной Корее относится к 2003 г.*, первый национальный план на эту тему заканчивается в 2010 г.

На этапе электронизации 95% затрат уходило и уходит на перестройку «бумажных» деловых процессов, формализацию и регламентацию деятельности, приучение министерств и ведомств работать совместно при предоставлении услуг гражданам и бизнесу, создание «единых окон» для получения услуг, к которым граждане все равно должны приходить ногами или через Интернет. Этап же вездесущности характеризуется тем, что услуги сами приходят к гражданам по Сети на дом или в места «шаговой доступности» (вряд ли многофункциональные центры предоставления услуг населению – плоды нашей административной реформы – находятся именно в таких местах).

Можно, конечно, считать, что вся предыдущая история информатизации России (если брать за точку отсчета 2002-й – год старта ФЦП «Электронная Россия») была подготовкой к электронизации. Но следует признать, что только с приходом во власть президента Дмитрия Медведева появилась политическая воля, придавшая информатизации России системность и целенаправленность. В результате с конца прошлого года началась массированная работа по реализации электронных государственных и муниципальных услуг. Тем более сейчас нужно наверстывать упущенное и закладывать в новую формируемую государственную программу построения в России информационного общества его вездесущность, что тесно связано с инновационными инфокоммуникационными технологиями. Какими – станет видно в дальнейшем.

Если этого не делать, то Россия рискует остаться на задворках мирового процесса перехода к вездесущему информационному обществу. Уже сейчас имеет место разрыв стандартизации ИКТ между развитыми странами и Россией (развивающейся страной по международной классификации). Он состоит в том, что у нас уже нет людей, которые могли бы оценивать содержание, реализовывать, предлагать и влиять на вновь разрабатываемые международные ИКТ-стандарты.

На встрече с активом партии «Единая Россия» Д. Медведев пообещал, что в перспективе Россия перейдет от представительной демократии к прямой – через Интернет. Такая прямая демократия уже реализована в сеульском районе Гангнам, пилотном административном образовании для демонстрации преимуществ технологий u-ИКТ839 (восемь услуг, три инфраструктуры, девять продуктов). Его жители с помощью идентификационных карт могут не выходя из дома участвовать в голосовании по различным вопросам жизни района. Здесь же, в частности, уже запущены в эксплуатацию домашние комплексы для выполнения медицинских анализов для одиноких пожилых людей, пересылки их результатов в удаленный госпиталь и квалифицированного принятия решения о консультации пациента по телефону или его госпитализации.

Среди других систем можно назвать автоматический многофункциональный центр в контейнерном вандалоустойчивом исполнении: в виде уличных сдвоенных кабин, каждая размером с телефонную будку, одна – для здоровых людей, другая – для инвалидов и детей. В этих кабинах можно получить те электронные услуги, которые у нас предлагается получать в помещениях МФЦ предоставления услуг населению. Причем идентификация клиентов осуществляется по отпечатку пальца.

  


Интересно, сколько времени уйдет у нас, чтобы оценить необходимость, сформулировать стратегию и план мероприятий с финансированием для построения в России вездесущего u-общества?

____________________________________
* Справедливости ради следует сказать, что еще в конце 80-х годов прошлого столетия появился термин ubiquitous computing (вездесущие вычисления). Он означал внедрение компьютеров куда только можно – во все сферы жизни. Говорили даже о «размазывании интеллекта по стенам». Но тогда в этом понятии отсутствовал такой компонент, как связь. Теперь же есть все технические и экономические предпосылки, чтобы вездесущие вычисления стали реальностью.

** За последний год в мировом рейтинге Казахстан «взвился» сразу на 35 пунктов – с 81-й на 46-ю позицию, оставив позади Украину (54-е место), Россию (59-е) и Беларусь (64-е). Напомним, что в стратегии построения в России информационного общества определено, что к 2015 г. Россия должна войти в первую двадцатку такого рода международных рейтингов – осталось преодолеть 39 позиций.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!