Rambler's Top100
Статьи ИКС № 9 2010
Михаил БОДЯГИН  14 сентября 2010

На дорогах Смоленщины конкуренция буксует

Смоленщина, западный форпост России, не раз одной из первых оказывалась под ударом завоевателей во время европейских военных кампаний. Сегодня в Смоленской области царит спокойствие, в том числе на рынке связи – крупные федеральные операторы не торопятся объявлять друг другу «войну» за абонента ШПД, прокатившуюся по большинству российских регионов в 2008–2010 гг.

Смоленская обл.Объем рынка телекоммуникаций Смоленской области относительно невелик: в 2009 г. он составил 5,5 млрд руб. Годовые темпы роста рынка соответствуют средним по Центральному федеральному округу (3,0%), однако ниже, чем в целом по России (4,2%). Сегменты фиксированной и сотовой связи достигли насыщения, а широкополосному доступу и платному телевидению есть куда расти.


На рынке фиксированной телефонии монопольное положение занимает традиционный оператор «ЦентрТелеком», обслуживая более 280 тыс. частных абонентов, из них 116 тыс. – в Смоленске. В областном центре уровень цифровизации его сети приближается к 100%. Кроме того, в городских микрорайонах со сложным рельефом применяется система радиодоступа DECT. К сети фиксированной связи «ЦентрТелекома» подключены 93% домохозяйств Смоленска, в других городах области этот показатель приближается к 90%.


В сегменте сотовой связи, помимо операторов «большой тройки», работает дискаунтер TELE2, запустивший GSM-сеть в Смоленской области в 2003 г. Отличительная особенность регионов присутствия TELE2 – низкий показатель средней выручки с абонента в месяц (ARPU). Оператор-дискаунтер вынуждает «большую тройку» играть по его правилам: тарифы на сотовую связь в Смоленской области – одни из самых низких в России.


Сегмент широкополосного доступа в Интернет далек от насыщения. Лишь 30% домохозяйств Смоленска подключены к Сети. В целом по области проникновение услуги ШПД еще ниже – всего 17%. Но даже в этом сегменте градус конкуренции невысок. На долю «ЦентрТелекома» приходится около 80% рынка, он лидирует с большим отрывом. Как правило, в городах с населением менее 500 тыс., большим удельным весом частного сектора в городской застройке и отсутствием крупных FTTx-операторов общегородского масштаба доля рынка широкополосного доступа, приходящаяся на МРК «Связьинвеста», еще выше. В Смоленске перечисленные условия, способствующие лидерству МРК на рынке ШПД, соблюдены полностью. Вялотекущая конкуренция операторов FTTx-сегмента пока мало влияет на позиции традиционного оператора, предлагающего DSL-решение. Не способствует обострению соперничества и относительно низкая платежеспособность населения. В I квартале 2010 г. количество абонентов ШПД в Смоленске достигло 38,1 тыс. ARPU в сегменте за год снизился с 408 до 385 руб., динамика этого показателя спокойная, без резких обрушений. Это также является следствием низкой конкуренции.


Особенность смоленского рынка кабельного телевидения состоит в том, что проникновение этой услуги в городе выше, чем проникновение ШПД – 38%. К тому или иному оператору КТВ подключены 47,7 тыс. домохозяйств Смоленска. Лидерство в сегменте принадлежит компании «Комстар-ОТС», обслуживающей более трети всех абонентов. Конкурентная ситуация в сегменте более напряженная, чем на рынке ШПД: в городе присутствуют несколько крупных операторов, проникновение услуги выше, чем в других крупных городах ЦФО (например, Воронеже и Липецке). В I квартале 2010 г. ARPU составил 132 руб., это одно из самых низких значений в ЦФО.


  



В ближайшее время наиболее интересные события на рынке телекоммуникаций Смоленской области будут происходить в сегменте широкополосного доступа: при проникновении 30% рынок Смоленска сохраняет большой потенциал для роста, особенно в сегменте FTTx.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: