Rambler's Top100
Статьи ИКС № 10 2010
Алексей БЕЛКИН   Анатолий БАЧИКАЛОВ  12 октября 2010

«Казахтелеком» обустраивается в «облаках»

«Казахтелеком» быстрыми темпами трансформируется в универсального сервис-провайдера. Как показывает его опыт, новые технологии и бизнес-модели ИТ-аутсорсинга способны кардинально изменить облик традиционного оператора связи.

Бегство за хостингом

 

Экспортно-ориентированная экономика Казахстана привлекла транснациональные компании и дала возможность развиваться предприятиям малого и среднего бизнеса: по данным Агентства Республики Казахстан по статистике, в стране насчитывается более полумиллиона частных предпринимателей и предприятий SMB. Большинству из этих компаний необходимы базовые ИT-сервисы – и если с продажей ШПД у казахстанских связистов все организовалось неплохо, то спрос на услуги хостинга оказался неудовлетворенным из-за нехватки вычислительных мощностей небольших сервис-провайдеров, работавших на этом рынке. Казахстанские компании начали размещать корпоративные сайты на серверах в России.

 

Крупнейший оператор связи Казахстана никогда не пытался работать на этом рынке, но бегство малого и среднего бизнеса за профессиональным хостингом в Россию затронуло и его интересы, усложнив давнюю проблему ассимметричности трафика между РК и РФ. Из-за того, что большая часть интересного казахстанской аудитории контента (в том числе такого «тяжелого», как видео) физически размещалась у соседей, «Казахтелекому» приходилось с каждым месяцем тратить все больше на расчеты с российскими магистральными провайдерами.

 

Вызов принят

 

Поскольку преградить пользователям путь к российским сайтам не представляется возможным в силу самых разных причин, в «Казахтелекоме» решили удержать на территории страны хотя бы трафик, который идет на сайты местных компаний. Для ведущего оператора, который привык зарабатывать в основном на традиционных рынках телефонии и базового доступа в Интернет, это означало выход в новый, неизученный и конкурентный рыночный сегмент. При этом «Казахтелекому» предстояло решить массу технологических и организационных вопросов: создать ИT-инфраструктуру хостингового бизнеса – как минимум не хуже, чем у российских провайдеров; использовать эту ИT-инфраструктуру с максимальной эффективностью, формируя новые услуги с высокой добавленной стоимостью, чтобы обеспечить быстрый возврат инвестиций; научиться продавать совершенно новые для себя услуги; привлечь клиентов силами маркетинга.

 

В качестве технологического решения для хостингового бизнеса в «Казахтелекоме» выбрали платформу Parallels Automation, которая имеет модульную структуру (т.е. составляющие подбираются в зависимости от планируемых к продаже ИT-услуг) и короткие сроки развертывания. В данном случае интеграция платформы заняла около трех месяцев, и в 2010 г. оператор связи заявил о себе в новом качестве – как хостинг-провайдер.

 

Захват нового рынка

 

Первым делом «Казахтелеком» ликвидировал дефицит серверных мощностей. Сначала это было сделано с помощью технологии контейнерной виртуализации, благодаря чему провайдер получил возможность отойти от устаревшей, низкорентабельной и неэффективной бизнес-модели продажи услуг colocation, предложив услуги веб- и VPS-хостинга (сдача в аренду виртуальных частных серверов), которые приносят в разы больше прибыли с серверной стойки.

 

Затем «Казахтелеком» инвестировал в строительство национальной инфраструктуры ЦОДов: каждый дата-центр подключается к той же платформе, и его виртуальные частные серверы начинают продаваться сразу после ввода ЦОДа в эксплуатацию. Это позволило предложить привлекательную цену на хостинг от «Казахтелекома» и заинтересовать тех, кто ранее размещал свои сайты у конкурентов в России и на Западе. Уже сейчас просматривается обратный переток заказчиков: благодаря низким тарифам на хостинг и возможности оплатить услугу банковской картой часть российских клиентов (в основном индивидуальных предпринимателей, не делающих разницы между своими деньгами и деньгами компании) начинает покупать хостинг у «Казахтелекома», у которого есть к тому же весомое преимущество перед провайдерами из других стран, чья техподдержка «не говорит по-русски».

 

Следующим шагом оператора стала разработка предложений для стартапов. Взаимоотношения с молодыми бизнесами рассматриваются как «длинные инвестиции» и построены на системе взаимозачетов в рамках государственной работы с инновациями. Акцент делается на самую многочисленную категорию предприятий — SMB. Другие категории клиентов — крупный бизнес и правительство.

 

Концепция предоставления клиентам ИT-услуг позволила «Казахтелекому» оперативно запустить продажи веб- и VPS-хостинга. А затем, используя традиционные маркетинговые инструменты, компания предложила купить хостинг тем клиентам, кто уже был подписан на широкополосный доступ в Интернет и услуги голосовой связи. В результате количество пользователей услуг хостинга за короткий промежуток времени выросло на 40%. Сейчас на услуги компании подписано более 7 тыс. предприятий, а план на следующий год составляет 14 тыс. абонентов (15% рынка хостинга Казахстана).

 

На подходе — SaaS

 

С началом продаж услуг хостинга «Казахтелеком» стал позиционировать себя как универсальный сервис-провайдер национального масштаба. Следующий шаг — продажа приложений из своего «облака».

 

В июле этого года на мощностях оператора началась интеграция модуля, который позволит «Казахтелекому» наладить процесс оказания услуг аренды программного обеспечения (Software as a Service, SaaS). Этот вид бизнеса хостинг-провайдеров на данный момент является самым высокомаржинальным, принося провайдерам Европы и Америки до $100 тыс. дохода в пересчете на стойку. В ближайшем окружении России и Украины по такой модели пока не работает ни один крупный провайдер.

 

Сейчас внедрение SaaS-модуля практически завершено – и «Казахтелеком» готовится предложить на рынке максимально широкий спектр облачных услуг. При этом сначала оператор связи, а затем и интернет-провайдер получил средства для открытия полноценных направлений бизнеса в считаные недели – а на конкурентном рынке телекоммуникаций время зачастую оказывается главным ресурсом.

 

Сейчас «Казахтелеком» занят выбором базового комплекта приложений, которые впоследствии будут предоставляться клиентам в аренду. В состав комплекта «по умолчанию» войдут электронная почта с антиспамом и антивирусом, хостинг сайта, CRM-система, бухгалтерский софт и еще два-три специализированных приложения, в зависимости от отраслевой принадлежности бизнеса. Часть этих приложений будет разработана в Казахстане силами местных ИT-стартапов (которые в данный момент пользуются интернетом и хостингом на условиях взаимозачетов), а часть современных глобальных приложений будет предлагаться в локализованном виде. Так что российским разработчикам облачных приложений, желающим выйти на рынки сопредельных государств, имеет смысл поспешить.  икс 

 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!