Rambler's Top100
 
Статьи ИКС № 10 2010
Роман СУЛИЦКИЙ  12 октября 2010

ЦОД как место встречи спроса и предложения

На российском рынке коммерческих ЦОДов уже сложился «базовый пакет» аутсорсинговых ИТ-сервисов. Многие заказчики «созрели» для того, чтобы отдавать на аутсорсинг все больше сервисов. А на отдельных направлениях спрос даже превышает предложение.

Роман СУЛИЦКИЙ,  руководитель направления ИТ-услуг Tieto Россия и СНГДрейф в сторону оказания услуг аутсорсинга совершает любой системный интегратор: как ведущие мировые, так и российские ИТ-компании постоянно расширяют набор этих услуг в своем портфеле решений. Значит, такой дрейф не навязан рынку искусственно: это следствие все большей сложности управления ИТ, увеличения его значимости для бизнеса.

 

В погоне за спросом

 

Почувствовав тенденцию спроса, в России субъекты ИТ-рынка в последние три-четыре года организовали прямо-таки бум инвестиций в строительство коммерческих ЦОДов. Проекты завораживали своей амбициозностью, счет площадей велся на сотни и тысячи квадратных метров. Практика, однако, показала, что грамотно построить коммерческий ЦОД высокого уровня очень тяжело, даже если есть деньги. Более того, построив ЦОД, нужно суметь продавать его услуги заказчику. Сумев же продать – организовать качественный процесс оказания услуг. И если начинающей аутсорсинговой компании кажется, что все это просто (достаточно дать в руки вновь принятым специалистам готовые инструкции), то они глубоко заблуждаются. Чтобы качественно оказывать услуги, нужно иметь за плечами богатый практический опыт. Эта способность воспитывается корпоративной культурой, выросшей из практики, из опыта проб и ошибок, который не опишешь никаким регламентом или инструкцией. Видимо, поэтому среди российских аутсорсеров мы встречаем хороших сolocation-провайдеров, но очень редко — провайдеров хостинга.

 

Западные хостинг-провайдеры прошли этот путь накопления собственного опыта и знаний, но не спешат выходить на российский рынок. По крайней мере, до последнего времени их присутствие здесь было практически незаметно, можно сказать, мы «варились в собственном соку». Это не хорошо и не плохо, это соответствует общему уровню зрелости российских заказчиков.

 

Не стоит сетовать по поводу невостребованности у нас тех или иных сервисов или отсутствия разнообразия в предложении высокотехнологичных сервисов. Наши заказчики в состоянии самостоятельно оценить необходимость и выгодность приобретения аутсорсинговых услуг, следует лишь обозначить эти выгоды и дать их «попробовать». Типичный портрет среднего российского заказчика аутсорсинга — потребитель, пробующий товар. На стратегический ИТ-аутсорсинг российские компании пока не решаются. Тем не менее в России можно встретить реальные примеры стратегического ИТ-аутсорсинга: это транснациональные мировые бренды, которые передают на аутсорсинг не только ИТ, но и любую деятельность, напрямую не связанную с их основным бизнесом. Причины, по которым они используют аутсорсинг, – сугубо экономические, они способны просчитать его выгоды.

 

В России же основным движущим фактором перехода к аутсорсингу стал быстрый рост бизнеса. ИТ-службы просто не поспевали за стремительными изменениями масштабов компаний. И если бы «поспевать за бизнесом» означало только закупать все больше вычислительного оборудования, вероятно, проблем бы не возникало. Но вдруг выяснилось, что не хватает людей, способных купленное оборудование поддерживать; недостаточно знаний, чтобы управлять возросшим количеством ИТ-персонала и систем; почти нет площадей, подготовленных под размещение дорогостоящего оборудования... Поэтому ИТ-консалтинг и аутсорсинговые ИТ-услуги естественным образом вошли на наш рынок — и остановить спрос на них не смог даже кризис, лишь замедливший их рост.

 

Сегодня мы отмечаем устойчивую тенденцию роста спроса на различные виды ИТ-услуг, построенных на основе так называемых ИТ-сервисов, и спрос этот тем выше и тем сложнее, чем более зрелой ИТ-составляющей бизнеса располагает заказчик. Из аутсорсинговых услуг наиболее востребован сервис коллокации (сolocation) — предоставление сервис-провайдером защищенной инженерной инфраструктуры ЦОДов. Естественно, предоставление такого рода услуг невозможно без телекоммуникационной составляющей, сетевой инфраструктуры и защиты каналов, обеспечения инцидент-менеджмента, проблем-менеджмента, SLA-менеджмента. Все эти сервисы предлагаются как единый набор аутсорсинговых ИТ-сервисов, причем как набор первичный и базовый. Однако многие заказчики уже достигли того уровня доверия к аутсорсинговым сервис-провайдерам, когда на аутсорсинг отдают все большее количество сервисов. Чаще всего это «горизонтальные» рутинные операции, которые можно выполнять удаленно и которые универсально применимы к любому ИТ-ландшафту заказчика: мониторинг, администрирование операционных систем и баз данных, пакетированные сервисы вендоров оборудования с гарантированным временем восстановления после сбоев. А между тем расширение аутсорсинговых ИТ-сервисов идет дальше.

 

В ожидании предложения

 

В ИТ-службе любого предприятия периодически возникает потребность в дополнительных мощностях разного рода: электрических, вычислительных, ресурсов хранения данных и т.д. Предугадать, в каком объеме понадобятся такие дополнительные мощности, очень трудно, а иногда и невозможно, поэтому приходится закупать их «с запасом». Только беда в том, что большую часть времени эти мощности не используются, что сокращает эффективность инвестиций в ИТ. Или, напротив, даже приобретенных запасных мощностей оказывается недостаточно — и тогда возникает более серьезная проблема, нежели неэффективное инвестирование.

 

Это настолько распространенная ситуация, что аутсорсеры вывели на рынок услугу «мощности по требованию» (capacity on demand), когда необходимые мощности разного рода можно по мере необходимости подключать и отключать, а платить за них только в период использования. В итоге аутсорсинговый сервис-провайдер берет на себя управление мощностями (capacity management) заказчика. Отдельные вендоры давно предлагают эту услугу со своим оборудованием, и заказчики уже успели оценить выгоду такого сервиса, как функциональную, так и финансовую.

 

Еще одна причина приобретать мощности по требованию – возможность использовать их для тестирования приложений и проведения нагрузочных испытаний. Для этого даже не требуется подписания аутсорсинговых контрактов.

 

Характерно, что в России сейчас спрос на сервисы по требованию превышает предложение, однако спрос и предложение никак не могут «встретиться», поскольку заказчики зачастую просто не знают, что такой сервис возможен, а российские аутсорсинговые провайдеры не имеют готовых, «обкатанных» сервисных предложений и опыта.

 

На наш взгляд, идеальным аутсорсинговым сервис-провайдером для российского рынка сегодня станет та компания, которая сможет предоставить в комплексе в качестве сервиса защищенную ИТ-инфраструктуру и вычислительное оборудование, программное обеспечение, поддержку ключевых для бизнеса приложений на уровне операций, обновлений и изменения бизнес-логики, а также бизнес-процессы ИТ, обеспечивающие работу всего вышеперечисленного. Выбрав такую компанию даже в качестве провайдера базовых услуг коллокации, заказчик может быть уверен в том, что ему не потребуется весьма затратный по времени и деньгам, а главное — сопряженный с высокими рисками переход от одного аутсорсинг-провайдера к  другому.  икс 

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!