Rambler's Top100
Статьи ИКС № 10 2010
Михаил ИВАНКОВ  12 октября 2010

За госуслугой в МФЦ

Грядущий переход органов госвласти к предоставлению услуг в электронной форме не означает их отказа обслуживать граждан, обратившихся очно. Для повышения комфортности получения государственных и муниципальных услуг в регионах РФ создаются многофункциональные центры. О роли, которую они могут сыграть в построении информационного общества, – Михаил ИВАНКОВ, заместитель гендиректора аудиторско-консультационной группы «Развитие бизнес-систем».

Михаил ИВАНКОВ, заместитель гендиректора аудиторско-консультационной группы «Развитие бизнес-систем»Препятствия на пути к информационному обществу

 

весьма многообразны. Они носят технический, правовой, организационный и даже ментальный характер.

 

Так, в отдаленных населенных пунктах еще слабо развита сетевая инфраструктура. Для оказания многих государственных и муниципальных услуг в электронном виде требуется внести в нормативную правовую базу изменения, которые уравняли бы в правах бумажную и электронную форму документа.

 

Большая часть населения нашей страны пока не умеет и психологически не готова получать государственные и муниципальные услуги через Интернет: 92% граждан из тех, кто регулярно пользуется интернет-ресурсами, после ознакомления со справочной информацией о порядке получения услуги на официальном портале органов власти все равно предпочитают пойти в само учреждение уточнить и перепроверить полученные сведения. А органы власти всех уровней еще не осознали необходимость систематически обновлять информацию, размещаемую ими на своих веб-сайтах.

 

Не появился до сих пор орган, выступающий в роли администратора процессов оказания сложных услуг (тех, в предоставлении которых участвуют несколько органов власти), а попытки преодоления межведомственной разобщенности имеют несистемный характер и осуществляются в инициативном порядке.

 

Да и перевести абсолютно все госуслуги в электронный вид не представляется возможным: для получения паспорта или свидетельства регистрации собственности гражданину все равно придется идти за готовым документом.

 

Новый тип учреждений поможет их преодолеть

 

Опыт 35 регионов РФ показывает, что все вышеперечисленные проблемы решаются при создании многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

 

Задача этих учреждений – в максимально комфортной для граждан обстановке оказывать в режиме «одного окна» услуги всех уровней (федерального, регионального, муниципального) по единым стандартам и регламентам, в соответствии с унифицированными административными процедурами.

 

Обеспечить скоординированное, своевременное и качественное оказание услуг населению позволяет автоматизированная информационная система поддержки деятельности МФЦ (АИС МФЦ). Она включает в себя три подсистемы: информационно-справочную, подсистему автоматизации и контроля процесса оказания государственных и муниципальных услуг, а также сервер форм.

 

АИС МФЦ помогают быстро и качественно исполнять сквозные административные регламенты, которые закрепляют единую последовательность действий различных органов власти, участвующих в оказании одной услуги. В результате между ведомствами ходит не заявитель и не посредник, а соответствующая информация. Таков вклад многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в налаживание межведомственного взаимодействия.

 

МФЦ наряду с центрами телефонного обслуживания и представительствами органов власти в Интернете – один из основных коммуникационных каналов между государством и гражданами. Вместе они являются воплощением внедряемой сегодня вневедомственной модели взаимодействия государства с населением, когда граждане общаются не с отдельным органом власти, а с государственной системой в целом.

 

Многофункциональные центры снабжены доступом к порталу госуслуг. Граждане, приходящие в МФЦ, могут также воспользоваться терминалами для доступа к порталу госуслуг в Интернете. Тем, кто не чувствует уверенности в работе с новыми технологиями, помогают сотрудники учреждения. Таким образом МФЦ способствуют повышению уровня компьютерной и правовой грамотности населения, преодолению цифрового неравенства.

 

Развертывание сети МФЦ позволяет оптимизировать бюджетные расходы на предоставление качественных государственных услуг гражданам, поскольку в этом случае существенно снижаются трудозатраты работников органов власти на обслуживание населения: большая часть их функций передается «универсальным» специалистам многофункциональных центров.

 О том, что органы власти в российских регионах приходят к пониманию полезности этих новых учреждений, лучше всего свидетельствует тот факт, что сегодня многофункциональные центры уже предоставляют государственные и муниципальные услуги жителям 35 субъектов РФ. И до конца 2010 г. обязательства по развертыванию системы МФЦ взяли на себя еще 47 регионов РФ. 

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!