Rambler's Top100
Статьи ИКС № 11 2010
Алексей Сергеевич НАЩЕКИН  09 ноября 2010

«Мы создаем новый рынок для всех ИT-компаний»

В сентябре нынешнего года «Ростелеком» заключил 10 соглашений о сотрудничестве по созданию «электронных правительств» с администрациями субъектов РФ, а кроме того, запустил программу партнерства с разработчиками прикладных программно-технических решений.

Алексей Нащекин,  вице-президент компании «Ростелеком» по федеральным программамПодробности – у Алексея НАЩЕКИНА, вице-президента компании «Ростелеком» по федеральным программам.

– На федеральном уровне проект по созданию инфраструктуры электронного правительства ведется уже год. На сегодняшний день созданы базовые элементы инфраструктуры федерального уровня: единый портал госуслуг, который развивается по графику, среда межведомственного взаимодействия, единая система аутентификации и идентификации, мощная инфраструктура системы информационной безопасности. Есть финансирование в рамках федеральных программ и четкая координация со стороны Минкомсвязи РФ и Правительственной комиссии по информатизации.

Основных проблем две. Первая – это необходимость агрегации всей нормативной справочной информации в общегосударственных реестре и кадастрах. Координирующую функцию в ее решении, его методологическое и технологическое обеспечение сейчас взяли на себя Минэкономразвития и Минкомсвязи.

И вторая сложность – это создание региональных сегментов инфраструктуры электронного правительства. Масштаб этой задачи колоссальный – 83 субъекта Российской Федерации и десятки тысяч муниципалитетов. Причем в условиях отсутствия необходимого финансирования и координации.

– Компании – участницы проектов региональной информатизации в числе проблем называют нехватку единых стандартов…

В настоящее время нами разрабатывается Технический проект электронного правительства, в который войдут технические стандарты: требования к интерфейсам, требования к информационным системам, к их архитектуре.

Первый этап этого проектирования – подготовка семи томов, описывающих общие технические решения, т.е. отвечающих на вопросы «Что такое электронное правительство? Какая у него архитектура? Из каких она состоит компонентов?» с детализацией по каждому из компонентов, – будет завершен к концу этого года.

К середине следующего года мы выпустим полный комплект документов – это более 50 томов документов с полной детализацией всех систем и сервисов, с описанием модели данных и нормативно-справочной информацией.

Результаты технического проектирования мы передадим в Минкомсвязи для выпуска стандартов на основе этих документов.

– Какую цель преследует «Ростелеком», запуская программу партнерства с разработчиками прикладных программно-технических решений для создания элементов электронного правительства в регионах?

– На уровне субъектов РФ и муниципалитетов мы увидели огромный пласт задач, для решения которых ИT-мощностей, интеллектуальных ресурсов одной компании недостаточно. Понимая это, мы разработали принципиально новую сервисную модель для построения региональных сегментов электронного правительства. Она предполагает предоставление субъекту РФ такой инфраструктуры в виде комплексной услуги и позволяет ему сократить направляемые на эти цели инвестиции с 100–300 млн до 10–20 млн руб. сервисных платежей в год.  

Фундаментом для новой модели служит готовое решение, уже интегрированное с федеральным центром, базовые компоненты которого (портал, реестр, среда межведомственного электронного взаимодействия, система автоматизации регламентов, система аутентификации – те инфраструктурные компоненты, которые обеспечивают общее информационное пространство) в рамках единой архитектуры разработаны по нашему заказу тремя компаниями. На сегодняшний день объем собственных инвестиций «Ростелекома» в инфраструктуру электронного правительства составил 1 млрд руб.

А дальше в процесс должны включиться разработчики прикладных программ – электронного документооборота, систем автоматизации ЖКХ, медицинских АИС, систем управления недвижимостью и т.д. по всем направлениям, предусмотренным картой региональной информатизации, – и достроить каждый свою часть здания.

Если, получив от нас интерфейс системы, они обеспечат совместимость своих программных продуктов с ней, мы включим их в состав комплексного сервиса электронного правительства, который мы будем предлагать субъектам РФ. При этом часть поступающих из регионов сервисных платежей разработчики будут гарантированно получать за свое программное обеспечение.

Иными словами, мы создаем для разработчиков прикладного ПО новый канал дистрибуции, новый конкурентный рынок, на котором продается не продукт, а услуга, работающая с заданными характеристиками.

– Такая модель предполагает использование технологий cloud computing, виртуализации?

– Это наша стратегическая задача – перейти к использованию облачной инфраструктуры, и решать ее мы будем пошагово. Первый шаг – это создание виртуальных серверов, на которых можно будет размещать такие решения. А уже второй и третий – постепенная типизация компонентов и переход на использование технологий облачных вычислений. Например, электронный документооборот – это одна из первых областей, которую можно уже переводить в cloud computing.

– А как отразится предлагаемая схема сотрудничества на конкуренции между разработчиками различных прикладных систем?

– Решение о включении того или иного программного продукта в состав комплексного сервиса будет принимать конечный потребитель – региональный орган государственной власти, исходя из экономической целесообразности, эффективности решения. Так что это будет конкурентный рынок. Сам я – противник типовых прикладных систем и считаю, что унифицировать коммерческие сервисы не нужно – нужно создавать условия для того, чтобы все участники рынка в конкурентной борьбе могли их развивать. Типизировать нужно инфраструктурные компоненты, создающие единое информационное пространство – систему межведомственного взаимодействия, систему нормативной справочной информации, систему идентификации, систему информационной безопасности и электронный личный кабинет гражданина.

– Какие требования вы предъявляете к своим будущим партнерам?

– Нам важно, чтобы это были российские компании и, самое главное, – их программные решения должны быть уже где-то внедрены. Мы – не бизнес-ангелы, нам интересны готовые, работающие решения. Получив информацию о том, в каких регионах они внедрены, мы связываемся с их органами власти, выясняем, как эти решения работают, а затем просим разработчиков либо развернуть их на нашем стенде, либо предоставить нам проектную документацию, после чего начинаем с ними индивидуальные переговоры.

Мы заинтересованы в том, чтобы привлечь к сотрудничеству как можно более широкий круг компаний, в том числе из регионов. Поэтому все участники рынка имеют возможность обратиться к нам по телефону, по электронной почте или подать заявку через специально созданный для этой цели портал с описанием своего решения.

– Кем будет осуществляться экспертиза таких программных продуктов и решений?

– «Ростелеком» привлекает для анализа лучших решений и программных разработок Межрегиональную рабочую группу при Президенте, региональные советы по информатизации, Минкомсвязи РФ и экспертов рынка.

– Каким будет следующий этап программы партнерства «Ростелекома» с разработчиками прикладных программно-технических решений?  

– На втором этапе все компоненты комплексного сервиса будут размещены в ЦОДах, и он станет доступным субъектам РФ и муниципалитетам, выбравшим такую модель инфраструктуры электронного правительства.

Наш опыт показывает, что сервисный подход позволяет регионам перевести первые 10 услуг в электронный вид за три-четыре месяца, а кроме того, с одинаковым качеством предоставлять электронные госуслуги через региональный портал и федеральный портал, работать с многофункциональными центрами и универсальными электронными картами.

Что касается перспективы развития, то мы видим для себя горизонт длиной в два-три года, за которым все электронные госуслуги станут не только электронными, но и беспроводными. Любой гражданин с мобильного телефона, планшета или другого устройства по беспроводным высокоскоростным каналам передачи данных либо стандарта мобильного WiMAX, либо LTE сможет получать все необходимые ему сервисы: и госуслуги, и образование, и развлечения, и платежи.

– Что дает «Ростелекому» участие в развертывании по всей территории страны инфраструктуры электронного правительства?

– Мы смотрим на этот процесс гораздо шире, нежели просто как на государственные сервисы. Для «Ростелекома» проект создания электронного правительства – это локомотив трансформации, изменения его роли от классического оператора связи к глобальному сервис-провайдеру и надежному партнеру государства в решении масштабных высокотехнологичных задач. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!