Rambler's Top100
Статьи ИКС № 11 2010
Евгений Захарович ЗИНДЕР  09 ноября 2010

Инструментарий для строителей e-Gov

В чем первопричина того, что программы улучшения коммуникаций российских чиновников с бизнесом и населением пробуксовывают? С помощью каких инструментов и стандартов взаимодействие госслужащих и граждан можно наладить?

Евгений ЗИНДЕР, президент фонда ФОСТАСПервое, что надо отметить: в некоторых городах, регионах и органах власти есть заметные достижения в сфере электронного правительства. Кроме того, президент РФ вполне отчетливо стимулирует работы по развитию информационного общества и е-правительства, существует план реализации Стратегии развития информационного общества до 2011 г., разработана госпрограмма «Информационное общество (2011–2020 гг.)».

Однако серьезных проблем хватает. Их постоянное возобновление происходит из-за того, что основополагающие принципы е-правительства, по сути, общие для разных стран, не используются как целостный набор работающих руководящих правил. Из них под каждый случай выбирается что-то отдельное (например, электронные услуги гражданам), но целостная картина не складывается, причем даже не на уровне информационных систем и услуг, а на уровне тех же принципов. Например, доведение услуги до граждан превращается в свою противоположность: в централизацию точек, где услугу можно получить. То есть не услуга «приезжает» к человеку по проводам, а человек должен куда-то ехать за ней, например, в МФЦ, причем иногда далеко. Ссылки на невозможность сделать иначе из-за необходимости иметь юридически значимый бумажный документ состоятельными признать нельзя.

Подобные решения приводят к тому, что многие изначально благие намерения быстро превращаются в очередную кампанию по «освоению» бюджета и отчеты об успехах выполнения «плана по валу».

Так что все как-то продвигается, но рывками и через колдобины, c заносами в кюветы и неожиданными попаданиями не туда, куда ехали. Значит, надо разбираться с тем, какие у нас коробки передач, дороги и дорожные карты!..

Зри в корень!

Причин этой ситуации несколько. Технические или финансовые трудности можно было бы преодолеть, если бы можно было рассчитывать на такие эффекты от е-правительства, как стремительное уменьшение коррупции и повышение эффективности честной и прозрачной работы органов власти. Однако основная причина неудач с электронизацией бюрократов состоит как раз в успешном их уклонении от потенциального вреда этой электронизации для их сугубо личных интересов.

Напомним, что несколько лет назад выдвигалась и сейчас еще всплывает идея о том, что именно устранение человеческого фактора из административных регламентов (за счет автоматизации их выполнения) может победить коррупцию. Моим коллегам и мне не раз приходилось говорить чиновникам, что это абсолютно неверно. Момент первый: потому и нужен чиновник-человек, что в постоянно меняющихся условиях ему надо не только лично общаться с гражданами, но оперативно принимать решения за границами инструкций (при этом не за границами закона!). Момент второй: чиновник как особый типаж сначала находит способ сделать вводимое новшество безопасным для себя лично, а уж потом допускает его внедрение – после того, как научится обходить все электронные шлагбаумы и контроли. За последнее время значительное число административных регламентов стали электронными, но уровень коррупции, по многим свидетельствам, только возрос!

Обратная связь и открытость

Поэтому первым инструментом улучшения состояния в рассматриваемой сфере должна быть переналадка человеческой составляющей в органах госвласти, проводимая параллельно с их электронизацией или даже с некоторым опережением. Такая переналадка нужна не только для эффективного взаимодействия государства и общества по любым, в том числе самым традиционным каналам, но и для того, чтобы достаточно дорогие ИКТ-системы результативно и эффективно планировались, создавались и использовались. А ИКТ-систем нужно много, «хороших и разных». На мой взгляд, при всей важности межведомственного документооборота гораздо важнее сформировать у госслужащих положительную мотивацию и обустроить постоянную и открытую обратную связь от граждан к чиновникам с практическими и неотвратимыми последствиями для тех, кто недобросовестно выполняет свои обязанности. Иначе надеяться на ИКТ бессмысленно.

Конечно же, при этом нужна открытость информационных источников, опережающая публикация планов и готовящихся документов и все остальное, что создаст информационную среду государства и гражданского общества, включая контроль граждан за деятельностью госвласти.

Планирование и контроль эффективности

Другим инструментом реального улучшения связи граждан и органов власти должна быть постоянная работа по формированию, контролю и публичному обновлению динамичных моделей результативности и эффективности отдельных государственных программ, мероприятий, проектов, систем. На такой работе надо основывать планирование состава программ развития информационного общества и е-правительства, управление их корректировкой, обоснование инвестиций в конкретные проекты, контроль за этими проектами с позиций получения положительных эффектов. Надо ясно понимать, что одной такой модели быть не может. Таких моделей (а значит, и наборов контрольных показателей) нужно столько, сколько есть объектов управления (региональных программ, крупных межведомственных проектов и т.д.). При использовании этого инструмента придется решать массу трудных вопросов, начиная с достоверности и своевременности данных, получаемых из разных источников (в том числе от Росстата), и заканчивая внедрением профессиональных методов планирования информационного общества и е-правительства. Для этого должен использоваться комплексный архитектурный подход, соединяющий в целостную, но динамичную картину потребности граждан и бизнеса, потребности самих органов власти, возможности системной инженерии и архитектуры, технические и «человеческие» стандарты, методы планирования эффективности всего возводимого здания е-правительства. В этих областях нужна большая, квалифицированная, а значит, недешевая работа, но практически бесконтрольная трата бюджетов обходится гораздо дороже!

Такая работа начата, но лишь отчасти. В действующих и готовящихся госпрограммах предусматривается мониторинг неких показателей выполнения этих программ. Однако объявленные системы показателей и процедуры измерения их значений не позволяют судить об эффективности затрат, проводить факторный анализ ситуаций с той степенью конкретности и детальности, которая нужна для реальных управленческих задач, для получения реальных полезных эффектов.

Итак, нужно искать «равнодействующую» позиций не только госзаказчиков, системных интеграторов, операторов, поставщиков СЭД и электронных архивов, но и граждан (причем разных их групп – возрастных, территориальных, профессиональных и т.д.), а также создаваемых гражданами организаций. Тогда бюджеты будут тратиться эффективно, а результаты год за годом будут суммироваться и накапливаться, а не формироваться каждый раз как бы с нуля. Тогда органы власти не только запланируют создание и сопровождение общих справочников и классификаторов, но и научатся договариваться друг с другом и с гражданами о приоритетных проектах и о реально полезных результатах этих проектов. А также о том, как пользователи и независимые специалисты будут тестировать результаты проектов и вносить поправки. И это будет еще вовсе не «рай на земле», а только начало длинного пути, но наконец-то ведущего в нужную сторону.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!