Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 11 2010
Виктор СЕРЕБРЯКОВ  10 ноября 2010

У каждого региона своя специфика

Типовое ПО для реализации регионального портала государственных услуг, которое в 2007 г. компания ЛАНИТ разработала по заказу Минэкономразвития, сегодня используется более чем в 50 субъектах РФ. О том, всегда ли регионам выгодны типовые решения, мы спросили у Виктора СЕРЕБРЯКОВА, замдиректора департамента комплексных проектов ЛАНИТ.

Виктор СЕРЕБРЯКОВ, замдиректора департамента комплексных проектов ЛАНИТ– Типовые решения – не панацея. Есть задачи, связанные со спецификой регионального или местного уровней, для которых разрабатывать сложное универсальное решение – все равно что стрелять из пушки по воробьям. С другой стороны, есть порталы, реестры, шлюзы, которые работают везде практически одинаково. Также есть функции (например, лицензирование) и процессы, автоматизация которых в разных регионах имеет очень много общего. Поэтому типовые решения на свободном ПО актуальны. Правительство один раз заплатило за универсальность, получило взамен все права на программный продукт и, тиражируя его, выиграло стратегически.

 

– Кем осуществляется техническая поддержка типового решения регионального портала в субъектах РФ?

 

– За общую поддержку типового решения отвечает Минэкономразвития, а за техническую поддержку системы реестров – Минкомсвязи. Всем субъектам РФ, использующим типовое решение, обеспечена общая бесплатная техническая поддержка. Для всех регионов России у нас работает call-центр с номером 8-800, куда любой специалист может позвонить и задать свой вопрос о работе портала. Функционирует сайт поддержки этого решения (www.pgu-support.ru) с форумом, на котором специалисты активно общаются.

 

Помимо этого Минэкономразвития каждый год проводит конкурс, по результатам которого определяет пилотные регионы (в этом году их десять). Им обеспечивается «индивидуальная» техподдержка с подробными консультациями по наполнению реестра услугами, предоставляется возможность удаленной настройки и т.д.

 

– В одном ряду с порталами вы упомянули реестры. Это тоже ваше типовое решение?

 

– Да, ЛАНИТ является разработчиком общероссийской системы реестров государственных и муниципальных услуг, создание и функционирование которой предусмотрено постановлением правительства РФ № 478 и Федеральным законом № 210-ФЗ. Система реестров вертикально интегрирована: из муниципалитетов данные об их электронных услугах поступают на уровень субъектов РФ, оттуда поднимаются на федеральный уровень – в сводный реестр. К нему же подключается федеральный реестр, куда органы власти этого уровня заносят свои данные. Данные сводного реестра раскрываются на едином портале госуслуг, а федеральные услуги «спускаются вниз», чтобы жители субъектов РФ могли получать их на своих региональных порталах.

 

– В вопросах создания электронного правительства в регионах вы сотрудничаете с «Ростелекомом»?

 

– «Ростелеком» – это уполномоченная организация по созданию инфраструктуры электронного правительства. При этом у нее серьезные амбиции, касающиеся участия в обеспечении инфраструктуры программных систем: совместно с Минкомсвязи РФ «Ростелеком» работает над созданием СМЭВ – среды межведомственного электронного взаимодействия.

 

На площадке «Ростелекома» сейчас размещаются разработанные нами региональный и сводный реестры. Вместе со специалистами оператора мы занимаемся проработкой вопросов интеграции реестров с инфраструктурой СМЭВ, интеграцией федерального и региональных порталов. Будем сотрудничать в процессе развертывания региональных СМЭВ, а также возможного размещения региональных порталов и реестров на региональных площадках «Ростелекома» и их интеграции с ведомственными системами оказания услуг в электронном виде. Сейчас в субъектах РФ при оказании госуслуг взаимодействие происходит по цепочке: порталы – системы учета – информационные системы ведомств. Планируется, что интеграционная цепочка, включая взаимодействие региональных ведомственных систем друг с другом, будет реализована на базе СМЭВ.

 

По концепции, которую мы проговаривали с коллегами из «Ростелекома», СМЭВ не будет содержать прикладной логики, ее роль транспортная. Иными словами, если по регламенту ведомству А в зависимости от уровня дохода заявителя нужно через СМЭВ запросить либо ведомство Б либо В, то оно и должно нести ответственность за маршрутизацию своего запроса – автоматического распределения таких запросов в СМЭВ не предусмотрено. Это делается для того, чтобы было понятно, на кого жаловаться гражданину, чье заявление отправлено не туда.

 

– Как вы относитесь к использованию модели SaaS для региональной информатизации?

 

– Сама по себе философия SaaS инновационна и технологична, но при использовании ее в госструктурах возникает много нюансов. Во-первых, полноценные SaaS-сервисы возможны только при наличии хороших каналов связи. У нас есть регионы, столицы которых опутаны «оптикой», а в муниципалитетах, отдаленных от центра, с каналами сложности. Во-вторых, каждый регион и каждый муниципалитет имеет свою специфику оказания госуслуг – свою «заморочечку», свой «регламентик», что затрудняет применение универсального решения. Однако экспериментировать с облачными вычислениями при построении электронного правительства обязательно нужно, другой вопрос, что не стоит считать их панацеей.  икс 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!