Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 11 2010
Михаил ИВАНКОВ  09 ноября 2010

Шлюз между госорганами, гражданами и бизнесом

Принятый нынешним летом Федеральный закон № 210-ФЗ рассматривает многофункциональные центры как неотъемлемый элемент инфраструктуры предоставления гражданам государственных услуг. О факторах, способствующих ее развертыванию в регионах России и сдерживающих этот процесс, рассказывает Михаил ИВАНКОВ, заместитель гендиректора, директор департамента государственного консалтинга аудиторско-консультационной группы «Развитие бизнес-систем».

Михаил ИВАНКОВТри года назад по инициативе правительственной комиссии по проведению административной реформы в нашей стране впервые появились многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг. Эти учреждения (некие «представительства» всех органов власти) работают по принципу «одного окна», оказывая в одном месте гражданам и организациям услуги и федерального, и регионального, и муниципального уровня.

 

В первые годы МФЦ создавались в первую очередь при стимулировании из федерального бюджета (Минэкономразвития с 2007 г. ежегодно проводит конкурс на финансирование мероприятий административной реформы, в том числе на создание и развитие системы МФЦ). Позднее субъекты РФ начали создавать многофункциональные центры уже за счет собственных средств. По результатам нашего исследования, 79% всех средств, вложенных в создание и деятельность МФЦ, – деньги регионального и муниципального уровня. Один из крупнейших и лучших в стране Тамбовский МФЦ создавался прежде всего за счет регионального бюджета. Посмотреть на его работу приезжают делегации из Евросоюза.

 

К сегодняшнему дню открыто более 50 многофункциональных центров в 35 субъектах РФ. До конца 2010 г. взяли на себя обязательства по созданию системы МФЦ на своих территориях 47 субъектов Российской Федерации.

 

Наши исследования показывают, что время получения услуги в МФЦ в среднем на 65% меньше по сравнению с получением ее непосредственно в органе власти (ожидание в очереди сократилось с 40–80 мин до 15–30 мин, время обслуживания – с 20–40 мин до 5–15 мин).

 

Средняя стоимость одного МФЦ составляет 27 млн руб. В эту сумму входит подготовка здания, ИT-инфраструктура и методическое обеспечение. Поскольку наше государство федеративное и достаточно много вопросов регулируется на уровне субъектов РФ, методический блок работ чрезвычайно важен, так как в каждом случае учитывается специфика регионального законодательства. ИТ-архитектура МФЦ должна обеспечивать подключение к информационным системам органов власти, интеграцию с порталом госуслуг, а также работу центра телефонного обслуживания.

 

В 2008 г. компания РБС выступила головным исполнителем проекта Минэкономразвития по созданию типовой информационной системы поддержки деятельности МФЦ (сокращенно – АИС МФЦ). Было разработано два варианта АИС: один – на базе промышленной программной платформы (Adobe), второй – на основе свободно распространяемого ПО. Первый вариант обеспечивает масштабное тиражирование решения, удобство обслуживания и использования, а также дополнительные возможности интеграции с внешними информационными системами (отраслевыми, ведомственными и др.). Однако он требует приобретения лицензий на применяемые промышленные компоненты, что влечет за собой дополнительные расходы.

 

Второй вариант отличается большей трудоемкостью тиражирования и расширения функциональных возможностей, но позволяет экономить средства за счет использования СПО, не требующего лицензионных отчислений. По функционалу оба варианта идентичны.

 

Субъектам РФ предоставляется выбор: самостоятельно искать поставщиков на ИT-рынке или воспользоваться типовым решением, разработанным по заказу Минэкономразвития.

 

Когда МФЦ превратились в заметное социальное явление, в регионах России появилась мода на их создание. Однако сегодня некоторые регионы и муниципалитеты стремятся назвать многофункциональным центром учреждения, которые по существу таковыми не являются и не обеспечивают реального повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг. Подобная ситуация сохранится до тех пор, пока не будут выработаны единые жесткие требования к многофункциональным центрам и не будет организован государственный мониторинг их выполнения. Благодаря принятию № 210-ФЗ выработка таких требований сейчас ведется. Вслед за ними целесообразно разработать госпрограмму, в которой будут, с одной стороны, определены сроки создания МФЦ в субъектах РФ, а с другой – установлена ответственность руководителей тех регионов, в которых МФЦ нет. Согласно некоторым документам, к 2012 г. в 30% муниципальных образований с численностью населения свыше 50 тыс. должны быть созданы МФЦ, но пока это требование не носит жесткого нормативного характера.  

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!