Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 12 2010
Наталия КИЙ  08 декабря 2010

КАЧЕСТВО требует административной РЕФОРМЫ

Качество – понятие сколь узкое для каждого конкретного применения, столь и безграничное, определяемое контекстом. Причем у каждого игрока рынка контекст свой. Использовать его можно как в политических, так и в бизнес- и технологических целях, разворачивать и локализовать в зависимости от надобности.

Это с очевидностью продемонстрировал очередной конгресс организаций связи и ИТ с суперактуальным названием «Качество услуг связи и ИКТ – современному информационному обществу».

 

Качество в глобальной интерпретации

 

– это совокупность показателей деятельности государства, влияющая на его место в мировой экономике и уровень жизни его граждан. В эту широкую трактовку давний поборник качества в отрасли, гендиректор ГК «Интерэкомс» и саморегулируемой организации «Стройсвязьтелеком» Юрий Мхитарян включает среднюю продолжительность жизни (66,5 лет – в России и 82 года – в Японии), эффективность национальной экономики (объем производства в нашей стране такой же, как в Австралии с 19-миллионным населением), ускорение реформ в деловой сфере (где Россия среди 183 стран опустилась со 116-го на 123-е место, по соседству с Угандой и Уругваем), удельный вес страны в мировом ВВП (этот показатель постепенно снижался с 9,4% в 1950 г. до 2,5% в 2010 г.), оперативность открытия нового бизнеса (30 дней в России – это 102-е место в мире). Вывод из такого подбора цифр и фактов один – изменение принципов управления национальной экономикой, в том числе с учетом позиций саморегулируемых и неправительственных организаций.

 

Качество в отраслевом контексте

 

«Необходима реформа действующего отраслевого законодательства. Развитие отрасли должно быть технологически нейтральным и ориентировано на развитие услуг, а не технологий», – замруководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин конкретизировал отношение к госполитике в области ИКТ, являющейся одним из определяющих факторов в качестве услуг связи и ИТ.

 

ФАС в сотрудничестве с Высшей школой экономики в рамках административной реформы предлагает сократить перечень услуг связи, вносимых в лицензии, с устранением указания на использование конкретной технологии (в остатке: услуги связи в СОП, в выделенных сетях связи и услуги почтовой связи).

 

Среди других рекомендаций – установление специальных требований для операторов, обладающих значительной рыночной властью; ликвидация «заградительных» мер, направленных на ограничение доступа иностранных операторов к услугам операторов-резидентов. по версии ФАС, регулирование тарифов на оптовом и розничном уровне должно осуществляться одним органом власти (ФСТ России) по единой методике, а также – что примечательно – нужно использовать механизм переносимости номера (MNP остается на уровне дискуссии уже несколько лет – см. «ИКС» № 9’2006, с. 22).

 

Качество на фоне конкуренции

 

Конкуренция – один из рыночных инструментов обеспечения качества продуктов и услуг. По данным ФАС, в 2009 г. было установлено 84 нарушения антимонопольного законодательства на рынках услуг связи – со стороны хозяйствующих субъектов (доступ к сетям и инфраструктуре при присоединении и взаимодействии) и органов власти (распределение РЧС и лицензирование). В последние три года злоупотребляли доминирующим положением на рынке практически все МРК, МГТС, «Башинформсвязь» – не допускали к свои сетям «альтернативщиков» и завышали цены на Интернет (по информации ФАС, цены на услуги доступа к Сети порой различаются между субъектами Федерации на 3000%). Последнее громкое «дело» – установление «большой тройкой» монопольно высоких цен в национальном и международном роуминге.

 

Страдают пользователи и региональные операторы. «Условия для развития создаются исключительно для небольшой группы крупных операторов. Тем самым разрушается конкурентная среда, что приводит и к снижению качества услуг связи», – считает замгендиректора СМАРТС Вячеслав Антонов. Пример – игнорирование предложений региональных операторов о внедрении стандартов 3G и LTE в уже выделенных им диапазонах 900 и 1800 МГц, что закрепляет их технологическое отставание.

 

 

Список претензий к отраслевому регулированию с точки зрения обеспечения качества и конкуренции подводит к закономерному выводу: нужна реформа. Это один вектор. Требуется устойчивая законодательная база – еще один здравый посыл рынка. Так, ФЗ-315 «О саморегулируемых организациях» от 1.12.2007 «пережил» пять изменений. «Работа сводится к тому, чтобы увернуться или вписаться в круг поправок. За год с небольшим два раза меняли свидетельство о регистрации», – сетует Александр Вронец, ныне генеральный директор саморегулируемой организации «Проектсвязьтелеком». Сойдутся ли разнонаправленные векторы и на какой уровень качества продуктов, услуг, проектов укажет стрелка?

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!