Rambler's Top100
Статьи ИКС № 12 2010
Лилия ПАВЛОВА  08 декабря 2010

Око бизнеса

Психологи утверждают, что до 85% информации человек воспринимает посредством зрения – и соответственно«сектор глаза» играет огромную роль в его жизни. Технологии видеосвязи, позволяющие видеть собеседника или объект наблюдения на расстоянии, зародившись в 60-е годы ХХ в., долгое время оставались уделом избранных (госорганов, руководителей крупных корпораций). Но IP-технологии открыли им шлюзы в нашу бытовую и деловую жизнь – и за последние несколько лет видеосвязь обосновалась в «джентльменском наборе» корпоративных коммуникаций.

Глазами аналитиков

 

Номер один среди услуг деловой видеосвязи – видеоконференцсвязь (ВКС). Ее хрестоматийные преимущества – экономия на командировках сотрудников, ускорение процессов принятия решений, повышение производительности – позволили сохранить позитивную динамику этого сектора рынка даже в кризисный период.

 

Объем мирового рынка ВКС различные аналитические агентства оценивают по-разному, сильно расходясь в прогнозах: IDC насчитала в 2009 г. $1,9 млрд с прогнозом до $8,8 млрд к 2015 г.; Frost&Sullivan соответственно $1,6 млрд и $1,9 млрд. Wainhouse Research сейчас оценивает мировой рынок в $4 млрд; а в 2002 г., по данным того же аналитического агентства, его объем составлял $287 млн, т. е. за минувшие восемь лет рынок вырос более чем в 10 раз. Тому способствовало развитие и стандартизация IP, появление в ВКС систем высокого разрешения и систем класса Telepresence, распространение недорогих программных решений, за рубежом – использование ВКС по модели SaaS.

 

Что касается вендоров, то доминирующее положение на мировом рынке аппаратных и программных решений для ВКС традиционно занимают американская компания Polycom и вошедшая в 2010 г. в состав Cisco норвежская Tandberg: по данным Wainhouse Research, в 2009 г. им принадлежало соответственно 34 и 43% общих доходов рынка (по количеству проданных устройств  – 36 и 31%). Двух гигантов индустрии стремятся потеснить более молодые конкуренты – в частности, компания LifeSize, занимающая сегодня на мировом рынке ВКС высокого разрешения третье место (именно она первой предложила в 2005 г. HD-решения для ВКС).

 

Российский рынок ВКС в 2009–2010 гг. сохранял позитивную динамику. До кризиса рынок услуг ВКС в нашей стране рос, по разным оценкам, примерно на 30–50% в год, и в 2009 г. аналитики оценили его объем в $60 млн. При этом потенциал рынка далеко не исчерпан: эксперты прогнозируют дальнейшее ежегодное увеличение его объемов на 20–30% до 2015 г., с существенным опережением ИТ-рынка в целом. Возможно, этот прогноз даже слишком консервативен – по крайней мере, для ведущих его игроков, Polycom и Tandberg (Cisco), которые делят 75% рынка. Продажи оборудования Polycom в России, по данным компании, за три квартала 2010 г. выросли на 78% по сравнению с тем же периодом прошлого года, и по объемам продаж в регионе ЕМЕА Россия впервые опередила Германию, заняв третье место после Великобритании и Франции. Пункт о расширении присутствия на быстрорастущем рынке России и стран СНГ включен в новый план стратегического развития Polycom, представленный в сентябре этого года.

 

С другой стороны, по оценке Cisco, в России в прошлом году количество пользователей, которые на своих рабочих ПК используют видеотехнологии, составило16,3 млн человек, а к 2014 г. их число достигнет 28,6 млн. Трафик ВКС, по прогнозу Cisco, с 2010 г. по 2014 г. будет расти почти в три раза быстрее, чем в целом корпоративный трафик по IP-сетям, – ежегодно в среднем на 57%.


 
С м о т р о в а я   п л о щ а д к а 
   

В мае-июне 2010 г. Cisco провела глобальное исследование, в ходе которого изучалось восприятие видеотехнологий для совместной работы. В исследовании участвовали 6 тыс. сотрудников компаний со штатом не менее 250 человек из Австралии, Великобритании, Германии, Дании, Испании, Китая, Нидерландов, Норвегии, России, США, Франции, Швеции (по 500 человек из каждой страны).

 

Опрос показал, что территориально распределенные компании, использующие ВКС и решения telepresence, ощутимо сокращают командировочные расходы. Однако значение видеотехнологий далеко не исчерпывается экономией на переездах.

 

Ценность видеотехнологий признают и те, кто пользуется ими для совместной работы, и те, кто не пользуется (соответственно 76 и 60% опрошенных), отмечая их значимость в повышении конкурентоспособности компании (73 и 42%), сплочении коллектива (71 и 40%), оптимизации баланса между работой и личной жизнью (70 и 37%).

 

Как считают респонденты, видеотехнологии расширяют возможности коммуникаций при работе на дому (68%), улучшают групповую работу (67%), сокращают число случаев взаимного непонимания (67%) и помогают создать образ передовой, устремленной в будущее организации (64%). Кроме того, 68% опрошенных сознают полезность совместной работы в видеосреде с точки зрения экологии.

 

90% регулярно пользующихся видотехнологиями для совместной работы экономят таким образом как минимум два часа рабочего времени в неделю, а треть опрошенных той же категории еженедельно экономит почти целый рабочий день – 7 ч и более.

 

Доля сотрудников, еженедельно экономящих за счет применения видеотехнологий для совместной работы не менее 7 ч рабочего времени, больше всего в Китае (46% опрошенных); на втором месте по этому показателю – Россия (20% респондентов).

 

Треть респондентов, не применяющих видеотехнологии для совместной работы, выразили готовность их использовать, будь у них такая возможность. Наибольшую заинтересованность продемонстрировали участники опроса в Китае (36%) и России (32%). В целом, как отмечается в исследовании, респонденты в этих двух странах показали себя самыми горячими поборниками видеотехнологий как средства совместной работы.

Ф а к т о р ы ,   с п о с о б с т в у ю щ и е   р а з в и т и ю 
В К С   в   Р о с с и и

 

* Снижение стоимости оборудования для ВКС 
 

* Развитие ШПД в регионах
 

* Снижение стоимости каналов провайдеров
  

* Развитие сетей 3G и 4G (для мобильной ВКС)

 

* Доступность в большинстве городов каналов связи, достаточных для передачи видео современными средствами

 

* Рост продаж ноутбуков с камерами
 

* Распространение систем высокого разрешения
 
 

* Географическая распределенность филиалов компаний

 

* Рост популярности решений ВКС

 

* Распространение сервисов ВКС по модели SaaS

 

Источник: опрос «ИКС»

Ф а к т о р ы ,   п р е п я т с т в у ю щ и е   р а з в и т и ю  
В К С   в   Р о с с и и

 

* Отсутствие каналов связи на 90% территории России за пределами городов

 

* Высокая стоимость трафика

 

* Проблемы межоператорского взаимодействия

 

* Недостаточная известность технологии ВКС

 

* Несовершенство законодательства в области обеспечения ввоза и шифрования оборудования.

 

Источник: опрос «ИКС»  

На взгляд экспертов «ИКС»
 

Принявшие участие в опросе «ИКС» специалисты десяти компаний – игроков российского рынка ВКС единодушно назвали важнейшим событием года завершение слияния Cisco и Tandberg (сумма сделки – около $3 млрд). Похоже, что это объединение стало своеобразным катализатором создания новых альянсов и заключения сделок М&A на рынке видеотехнологий в 2010 г. Так, компания Polycom подписала многолетнее глобальное соглашение с Microsoft о совместных разработках интегрированных решений унифицированных коммуникаций UC; Logitech купила LifeSize (сумма сделки $405 млн); HP подписала соглашение с Vidyo, а также трехлетнее соглашение с Avaya. Кроме того, с середины года по рынку циркулируют слухи, что Cisco намерена купить Skype за сумму не менее $5 млрд, а Skype заявляет, что сама будет покупать «большое железо» и поддерживать в новой версии для своих аккаунтов до 10 потоков бесплатно… Очевидно, что в ближайшее время последует продолжение серии сделок купли-продажи в среде вендоров рынка видеосвязи.

 

«Cisco сделала акцент на технологии видеосвязи в целом и телеприсутствия в частности, что стимулирует остальных игроков к объединению в мощные альянсы», – считает Б. Попов (Cisco). С другой стороны, Ю. Крят (Landata) отмечает, что это приобретение имеет как плюсы, так и минусы для всех участников российского рынка ВКС. Плюсы его в том, что продукты Tandberg получат широкую информационную, маркетинговую и техническую поддержку, которую традиционно предоставляет Cisco, и что заказчикам будет удобен широкий партнерский канал компании. Минусы – ужесточение конкуренции среди партнеров, продвигающих решения телеприсутствия, и возможное падение прибыльности их бизнеса. Cisco же получит, по большинству экспертных оценок, самую большую долю мирового рынка видеоконференций, пополнив свой портфель видеотехнологий и расширив возможности для своих поставщиков решений. В результате слияния, по мнению П. Салмина («Инфосистемы Джет»), на рынке видеосвязи непременно появятся новые интересные решения (к слову, осенью этого года Cisco вывела на рынок новый продукт класса телеприсутствия для домашних пользователей – Cisco umi, представляющий собой приставку и HD-камеру для обычного HD-телевизора с портом HDMI). В то же время эксперты отмечают, что после покупки швейцарской Logitech компании LifeSize, выпускающей бюджетные HD-решения для организации видеоконференций через Интернет и локальные сети, на рынке корпоративной ВКС появляется новый серьезный игрок, способный составить конкуренцию Cisco и Polycom.

 

Что же касается «разочарований-2010», таковым эксперты называют решение Sony об уходе с рынка ВКС в регионе ЕМЕА, которое компания мотивировала убыточностью бизнеса. Назвав это событие «странным», Б. Попов замечает, что не стал бы торопиться делать окончательные выводы о причинах такого решения. Реально же, по его мнению, разочаровывает вялость распространения на российском рынке услуг видеоконференцсвязи по модели SaaS. Это, впрочем, вполне объясняется пока еще недостаточным развитием в нашей стране собственно SaaS.

 

Панорама

 

В широком смысле основным «событием», положительно повлиявшим в 2010 г. на ВКС, стал… кризис. Как замечает А. Кирсанкин («АМТ-ГРУП»), кризис подстегнул развитие этого сектора ИТ, увеличив потребность в ВКС как в государственном, так и в корпоративном секторе. «ВКС доказала, что является бизнес-инструментом, реальной альтернативой командировкам, и продемонстрировала свою эффективность», – утверждает эксперт из «АМТ-ГРУП». В. Борилин («ВидеоМост») добавляет, что именно в этом году видеоконференции внедрились в сознание корпоративных пользователей и активно начинают входить в их обиход, причем во многом благодаря растущей популярности полнофункциональных программных решений для ВКС, позволяющих не покупать дорогостоящее специализированное оборудование, а с гораздо меньшими затратами обеспечить себя видеоконференцсвязью практически того же качества.

 

Эксперты отмечают, что на корпоративном рынке наиболее востребована услуга групповой видеоконференции («многоточечная» ВКС). Функциональность для совместной работы с документами стала абсолютным must have – не как отдельная система (типа веб-конференции или вебинара), а в едином комплексе с видеоконференцией. Новейшая тенденция, по наблюдению В. Томилко («Открытые Технологии»), – это покупка комплексных решений. При этом, как заметил П. Салмин, основным вектором рынка стал переход на ВКС высокого разрешения, что обусловлено тенденцией к удешевлению высокоскоростных каналов связи.

 

Среди перспективных услуг эксперты называют селекторную связь с большим количеством участников с использованием multicast в сетях операторов связи, запись и документирование сеансов, мобильные решения, ситуационные центры. В целом же, как отметил В. Дич (Digital Design), в будущем развитие ВКС будет происходить под лозунгом «Видеосвязь для всех!».

 

Основным потребителем ВКС в России признается госсектор – правительство, государственные структуры, оперативные службы МЧС, МО и МВД. А в судах общей юрисдикции и в Верховном суде РФ ежедневно проводится более 400(!) сеансов ВКС. Эксперты также отмечают, что в последнее время значительно вырос спрос в образовательной сфере. А вот в медицине – отрасли с наиболее высоким потенциалом применения ВКС высокой четкости – ситуация с финансированием проектов внедрения видеоконференцсвязи, по мнению Т. Абаева (TopS BI), оставляет желать лучшего, особенно на региональном уровне.

 

Коллективный портрет сегодняшнего бизнес-пользователя ВКС некоторые наши эксперты предложили составлять не по отраслевой принадлежности, а в зависимости от структуры организации и сложившихся в ней управленческих традиций. Так, В. Дич считает, что при наличии разветвленного административного аппарата и распределенной географической структуры рано или поздно перед компанией встает вопрос использования видеосвязи. «Понятно, что речь идет в основном о крупном бизнесе, хотя у нас были обращения и от небольших компаний», – замечает эксперт. Среди отраслей, где ВКС наиболее остро востребована, эксперты выделяют нефтегазовую, энергетику, промышленность, банки и финансовый сектор. «Основные потребители всех типов ИТ в России — это государство и крупные корпорации, – резюмирует В. Томилко. – Но мы видим также оживление и развитие рынка среднего и малого бизнеса. В целом мы отмечаем существенный рост интереса к видеотехнологиям».

 

Угол зрения

 

Если рынок программно-аппаратных решений прочно занят мировыми вендорами, то российские компании «ВидеоПорт», «ВидеоМост», «Институт сетевых технологий», «ИнтелТех», DiViSy, Mototelecom Videomeeting System предлагают программные решения для видеоконференций. По прогнозу Wainhouse Research, такие решения к 2012 г. займут 23% рынка ВКС. Однако российские сторонники программных ВКС с аналитиками не согласны. По мнению В. Борилина, уже сейчас эта доля гораздо больше, поскольку повсеместно идет массовое внедрение программных ВКС – а их, по его словам, не следует рассматривать как альтернативу аппаратным комплексам, которые нужны топ-менеджменту крупных компаний. Тиражирование же ВКС до уровня рядовых сотрудников – задача программных решений, дешевых и простых в развертывании. Такие решения предпочитают и руководители средних и малых компаний. Характерно, что в нынешнем году, по данным Д. Одинцова («ВидеоПорт»), спрос на программные решения был обусловлен в первую очередь простотой их развертывания (в 2009 г. – низкой стоимостью). В ближайшем будущем, по мнению всех экспертов, ВКС придет на каждое рабочее место.

 

Наименее популярны у нас сегодня SaaS-решения, хотя тот же «ВидеоПорт» уже предлагает ВКС как сервис. Ставку на облачные видеоконференции сделала компания «ЦМД Лабс», заявив, что приступает к созданию единого информационного пространства – глобальной открытой системы электронного взаимодействия субъектов (физических, юридических лиц, госорганов). Глава компании Р. Плющенков поясняет, что идея эта основана на двух главных трендах современных коммуникаций: «от голоса – к видео» (под этим подразумевается рост рынка ШПД и мобильного Интернета, экспоненциальный рост мощности процессоров, развитие новых сервисов) и «от бумаги – к цифре» (рост рынка систем электронного документооборота и портальных решений, распространение ЭЦП).

 

Увидимся по телефону?

 

Частным пользователям Интернета хорошо известны программные «видеотелефоны», позволяющие видеть собеседника на мониторе ПК (ноутбука, коммуникатора) благодаря бесплатному софту. Корпоративный же сектор традиционно покупает видеотелефоны аппаратные – работающие по IP-сети персональные устройства с дисплеем, клавишами набора номера и телефонной трубкой. Это направление видеотехнологий принято называть видеотелефонией. Видеотелефонию можно рассматривать и как часть рынка IP-телефонии, и как часть рынка ВКС. Соответственно видеотелефоны предлагают производители как систем видеоконференцсвязи, так и IP-телефонии. По экспертным оценкам, сегодня продажи систем видеотелефонии составляют 1–5% от общих продаж аудиотелефонии и 20–30% от продаж в сегменте ВКС.

 

С одной стороны, как утверждает В. Томилко, «видеотелефон – это более доступное решение по сравнению с классической системой ВКС и больше подходит для частных пользователей и для компаний SMB-сектора». С другой – аппаратные видеотелефоны все-таки весьма недешевы (от $300), поэтому их используют главным образом разного уровня руководители, а основными потребителями, как говорится в Википедии, «являются органы государственной власти; компании, имеющие сети филиалов на территории России; компании, занимающие несколько офисов (производственных помещений) в близлежащих зданиях; компании, работающие в тесном контакте с зарубежными партнерами». Функция расширения IP-телефонии до видеотелефонии хоть и популярна, но в основном интересует топ-менеджмент, констатирует П. Салмин.

   

В К С   в   з а к о н е

 

По словам А. Германа (Верховный суд РФ), вопрос о правильном написании слова «видеоконференцсвязь» (слитно или через дефис, а если через дефис, то после какого корня, учитывая, что в этом слове их три?) был направлен в Институт русского языка, где сообщили, что все варианты правильны. И мы привычно обходились без дефисов.

 

Между тем, согласно статье 153.1, которой был дополнен Федеральный закон о внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс РФ (№ 228-ФЗ, принят 27 июля 2010 г., вступил в силу 27 октября 2010 г.), ВКС становится процессуальным действием – и в этом законе она обозначена как «видеоконференц-связь».

 

Дефис дефисом, что ж роптать на законодателей… но главное, что теперь участники экономических споров могут заявить ходатайство о слушании дела в режиме ВКС и воспользоваться такой возможностью «при наличии технических возможностей».

 

По данным В. Власова (Высший арбитражный суд РФ), сейчас комплексами ВКС оснащены 54 арбитражных суда из 113. Планируется, что к 1 декабря 2010 г. все суды будут оборудованы залами заседаний с видеоконференцсвязью.

В то же время набирают популярность программные системы ВКС, работающие по любому сценарию (персональные видеозвонки, видеосовещания, групповые конференции с возможностью совместной работы над документами), причем они обеспечивают бизнес-качество видеоизображения и звука даже на низкоскоростных (от 128 кбит/с) и нестабильных каналах связи. Они вполне справляются с задачей демократизации персональной видеосвязи, доводя ее до рядовых сотрудников и специалистов компаний. Как отмечает В. Томилко, в последнее время наметилась тенденция продажи комплексных решений, когда развертываются сети с полным спектром инфраструктурного и терминального оборудования, от видеоприложений для ПК до больших интегрированных студий телеприсутствия. При этом большая часть продаж терминального оборудования приходится на персональные системы. В. Борилин уверен, что в скором времени решения с усеченной функциональностью (только видеосвязь, поддержка малого количества участников) будут просто вытеснены с рынка, а будущее – за интегрированными многофункциональными системами, обеспечивающими высокое качество связи.
 

Видео-невидимо

 

На рынке оборудования для охранного видеонаблюдения в последние годы заметно растет сегмент IP-систем, его динамика оставалась высокой даже во время кризиса. При этом Россия – впереди всего региона ЕМЕА по объемам поставок камер для IP-видеонаблюдения.

 

Объем мирового рынка IP-камер, по данным IMS Research, в 2009 г. составил $733 млн, из которых 31,2% принадлежит Axis, 14,9% – Panasonic, 10,2% – Sony (рис. 1). Заметим, что на долю сетевых камер, по экспертным оценкам, приходится почти 50% рынка IP-видеонаблюдения. В трех других его сегментах – видеосерверы, сетевые видеорегистраторы на основе встроенного циклора и сетевые видеорегистраторы на основе программного обеспечения – наиболее весомая доля приходится на видеосерверы (более 30%). Кроме того, построение сети IP-видеонаблюдения сопряжено с сопутствующими расходами, в связи с чем суммарный объем рынка разные аналитики оценивают по-разному. Тем не менее при оценке рынка аналитики берут за основу его ключевой сегмент – IP-камеры. Лидерство в этом сегменте шведская компания Axis держит с момента его зарождения: именно она первой внедрила сетевые видеотехнологии в профессиональные системы охранного и удаленного видеонаблюдения, создав в 1996 г. первую в мире сетевую камеру, и сегодня, по данным компании, более миллиона произведенных ею камер IP-видеонаблюдения установлено по всему миру. По словам Л. Полссона, директора по региону ЕМЕА компании Axis Communications AB, продажи в 2009 г., несмотря на кризис, росли во всем мире, причем среди развивающихся рынков российский признан самым перспективным: по оценке компании, в 2010 г. доля России в ее продажах в регионе ЕМЕА составит 43%. 

 

Вторая компания в «большой тройке» производителей систем IP-видеонаблюдения, Panasonic (номер один на рынке систем видеонаблюдения в целом, аналоговых и IP), отмечает, что ее продажи в России росли в 2010 г. более высокими темпами, чем продажи Axis, и даже более высокими, чем собственные мировые продажи – 45% против 41% в мире. Японская компания намерена в ближайшие годы выиграть конкурентную борьбу с Axis. наступление будет вестись по трем основным стратегическим направлениям: выпуск полной линейки продуктов для построения систем IP-видеонаблюдения (не только IP-камер, как Axis); реализация концепции Smart HD (высокое разрешение плюс функция распознавания лиц); выпуск решений для перевода существующих аналоговых систем видеонаблюдения на IP. Учитывая, что Panasonic держит безусловное лидерство на все еще огромном рынке аналоговых систем, миграцию на IP компания будет предлагать в первую очередь своим ключевым заказчикам, у которых уже есть аналоговое оборудование. В России это Федеральная служба исполнения наказаний, медицинские центры, теплостанции, электростанции, правительственные учреждения, банки. При этом компания намерена плотно работать с поставщиками софта, поскольку во многих случаях не может выполнить все требования заказчика, используя только собственные софтверные решения.

 

 
Следует отметить, что Россия – крупнейший покупатель систем IP-видеонаблюдения: в общемировую копилку ($733 млн) она вложила в 2009 г. 181,4 млн. В 2010 г., по прогнозу IMS Research, будет на 20% больше – 220,9 млн (рис. 2).

 

Казалось бы, можно сделать вывод, что видеонаблюдение в целях безопасности – специфическая особенность русского менталитета (гляди в оба, будь бдителен). Но нет, дело в другом. Перевод систем охранного видеонаблюдения на технологию IP значительно расширил область их применения, дав возможность развивать новые самостоятельные направления IP-мониторинга, технологического мониторинга. Характерно, что и во всем мире аналитики прогнозируют рост рынка в ближайшие пять лет за счет спроса в таких областях-драйверах, как транспорт, ритейл, спортивные объекты, энергетика, строительство, банки. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!