Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 12 2010
08 декабря 2010

Эффект присутствия

«Цена вопроса» для ВКС; способы сэкономить на сервисе, который сам призван экономить на деловых поездках; перспективные потребительские модели ВКС и специфика проектов в этой сфере – на рассмотрении консилиума экспертов «ИКС»

З р и   в   к о р е н ь

«ИКС»: Стоимость предлагаемых на рынке систем ВКС колеблется в диапазоне от нескольких тысяч долларов до сотен тысяч. Как правильно заказчику определить «цену вопроса» при организации ВКС? Как сэкономить на ВКС и снизить затраты на реализацию проекта?

   

Борис ПОПОВБорис ПОПОВ, директор по развитию бизнеса технологической группы Cisco TelePresence в России: При создании системы ВКС крайне важно правильно поставить задачу на проектирование, учитывая основные критерии, влияющие на стоимость системы ВКС: стоимость оборудования, каналов связи (стоимость расширения каналов связи, необходимых для поддержки видео); стоимость обучения и содержания персонала отдела эксплуатации; стоимость сервисной поддержки вендором. Типовые рекомендации, которые мы и наши партнеры даем потенциальному заказчику, таковы: на этапе эскизного проектирования системы ВКС определиться с начальным и потенциальным количеством участников и географией, с требуемой технологией, каналами связи и возможностью расширения системы, а затем создать пилотную зону, включающую в себя все сегменты системы ВКС, такие как телеприсутствие (если оно предполагается), сегмент HighDefini-tion, сегмент StandardDefinition, сегмент ПО для ПК и Web-камеры и мобильный сегмент, и уже по итогам испытания пилотной системы принимать решение о развитии.

 

Для небольших организаций, внедряющих типовые системы из нескольких десятков точек и MCU, рекомендации, конечно, другие. Исходя из задач, которые решает система ВКС, помещений, которые включены в проект, и выделенного на систему ВКС бюджета, мы рекомендуем устанавливать оборудование или ПО, удовлетворяющее определенным параметрам качества и с возможностью дальнейшего развития сети, учитывая чрезвычайно высокую скорость развития технологии ВКС.

 

Алексей КИРСАНКИНАлексей КИРСАНКИН, руководитель направления корпоративных систем ВКС, «АМТ-ГРУП»: Система ВКС не может быть растиражирована как некое общее решение, т. е. каждое решение должно быть сформировано с учетом требований и функциональных возможностей под максимальное количество бизнес-процессов клиента. Чем больше бизнес-процессов мы туда заложим, тем очевиднее для нас подсчет сроков окупаемости, инвестиционная защищенность данных затрат, повышение эффективности и производительности труда. Для большинства компаний и госструктур ВКС – это новый сервис, он вносит изменения в бизнес-процессы и затрагивает все, вплоть до изменений в штатном расписании предприятия, в части эксплуатации и поддержки приложения ВКС. Стоимость системы определяется уровнем доступности и автоматизации процесса получения самой услуги. Если услуга после внедрения является полностью автоматизированной, она высокоэффективна, но за счет подготовки всех этих процессов цена будет несколько выше. Если же не тратить на это деньги, специалист должен ее поддерживать буквально в ручном режиме – обрабатывать заявки, устанавливать соединения и т.д. Основное здесь – услуга должна быть настолько простой в использовании, чтобы не требовалось дополнительное обучение, иначе это вызовет отторжение у пользователей. Поэтому простота использования услуги в основном и определяет цену внедрения.

Юрий КРЯТ

 

 



Юрий КРЯТ, руководитель направления Tandberg, Landata: Правильно поставленная задача и грамотно подобранное оборудование – это и есть объект экономии. Не стоит экономить на качестве – дешевые решения могут приводить к высоким эксплуатационным расходам. На рынке ВКС на сегодняшний день два глобальных лидера, с продуктами одинаковой ценовой категории, они же считаются и «дорогими». Внедренные решения ВКС должны надежно и стабильно функционировать, иначе вся система становится ненадежной и неэффективной – люди просто перестанут этим пользоваться.   

 

 

 

 

 

 

 

  Вячеслав БОРИЛИН

Вячеслав БОРИЛИН, генеральный директор, «ВидеоМост»: Экономить в любом случае нельзя на качестве голоса и видео – если оно ниже субъективно хорошего, это отвлекает внимание и просто раздражает. Эффективно работающая система не обязательно должна быть «дорогой». Очевидный пример – дорогостоящее ВКС-оборудование в специально обустроенной переговорной с выделенными каналами связи, с HD-качеством видео, но без возможности совместной работы с документами и доступное только для высшего руководства, принесет существенно меньше пользы, чем «легкое» программное решение, работающее на ПК через обычный Интернет на каждом рабочем месте. При условии, конечно, что качество связи и дополнительный функционал в таком решении будут на должном уровне.





 

Павел САЛМИНПавел САЛМИН, эксперт по развитию направления телефонии и контакт-центров, «Инфосистемы Джет»: Как снизить затраты? Поскольку стоимость каналов может составлять значительную часть стоимости решения ВКС, необходимо проанализировать, какая пропускная способность и соответственно какое качество видео будут оптимальными. Разрешения НD 720p в 80–90% случаев вполне достаточно. Существенную статью расходов на ВКС составляют также терминалы, поэтому один из способов экономии – использование программных решений. Необходимо обратить внимание и на возможность оптимизации каналов.

 

При выборе и внедрении ВКС нужно исходить из насущных потребностей клиента. Выбор между дорогим решением Telepresence, способным полностью заменить личную встречу, или Full HD, оптимальным по качеству и цене, подобен выбору между дорогим автомобилем и комфортабельной машиной среднего класса – каждый решает для себя сам, какие характеристики важнее и какие средства можно на это потратить.

   

В  п о л е   з р е н и я  

   

«ИКС»: Любимый аргумент поставщиков решений ВКС – сокращение расходов на переезды, эту экономию легко посчитать. Но как посчитать эффективность видеоконференцсвязи  в целом?

 

Тахир АБАЕВТахир АБАЕВ, директор департамента сетей и телекоммуникационных решений, TopS BI: Для оценки эффективности любого проекта с точки зрения окупаемости инвестиций существуют общепринятые методики, например, через расчет ROI или NPV (Net present value). Однако проекты внедрения ВКС, помимо сокращения издержек на командировочные расходы, которые можно учесть в явном виде, нацелены на повышение эффективности бизнеса в целом. Видеоконференцсвязь повышает оперативность обмена информацией, сокращает время принятия коллегиальных решений и предоставляет другие преимущества, которые довольно трудно учесть в денежном эквиваленте. Часто задачи разработки методологии и расчета эффективности ВКС сами по себе являются проектом, требующим отдельных финансовых, временных и экспертных ресурсов. Возможно, именно поэтому мы не сталкивались со случаями, когда российская компания пыталась бы оценить внедрение ВКС как инвестиционный проект.


 

Вадим ДИЧВадим ДИЧ, руководитель проектов, Digital Design: Эффективность – больной вопрос для российского бизнеса. У нас есть инструменты экономической оценки внедрения наших решений, которые позволяют посчитать, например, коэффициент возврата инвестиций за трехлетний период. Но это лишь приблизительная оценка, а реальные показатели должны быть основаны на определенных мет-риках, которые люди фиксируют в течение некоего времени до внедрения и на постоянной основе – после. И проблема как раз в том, что никто не занимается сбором этих метрик, даже в достаточно продвинутых компаниях. Сейчас у многих заказчиков мы наблюдаем одну и ту же картину: стоит дорогая система ВКС, которой пользуются два-три раза в неделю, остальное время она простаивает. О какой эффективности тут можно говорить?..

 

П. САЛМИН: Система работает эффективно только в том случае, если она позволяет оперативно решать задачи заказчика. Эффективность ВКС – это некий комплекс, который включает способ построения коммуникаций внутри компании, скорость принятия решений, окупаемость проекта внедрения системы, затраты на каналы связи, на поддержку решения. Внедрение ВКС должно способствовать налаживанию коммуникаций, так как считается, что создаваемый системой визуальный эффект ведет к повышению ответственности: при контакте «глаза-в-глаза» гораздо сложнее обещать, а потом не выполнить.

   

З а г л я н е м   з а   « о б л а к а »

   

«ИКС»: «Классические» аппаратные комплексы ВКС и программные ВКС-решения, встроенный в IP-УПАТС функционал ВКС и ВКС «как сервис»…  Какие потребительские модели ВКС  вы считаете наиболее перспективными?

   

Б. ПОПОВ: Классические системы уже завоевали рынок и будут его удерживать и в дальнейшем. А ВКС как услуга – это решение ближайшего будущего. Мы ждем выхода этой услуги на рынок уже два года. К сожалению, финансовый кризис замедлил ее появление на рынке СНГ, так как от сервис-провайдеров требовались заметные вложения в оборудование, но они считали ВКС не самой приоритетной услугой в своем портфеле, а проекты оценивали как высокорискованные. Тем не менее рынок сформирован, спрос на услугу устойчиво растет. И можно предположить в ближайшем будущем активный рост сегмента «ВКС как услуга».

 

В. ДИЧ: Я думаю, что будущее все же за программными решениями, причем такими, которые обеспечивают все виды коммуникаций, а не только видеосвязь. Отдельная система ВКС, особенно аппаратная, – это неоправданная роскошь. Что касается SaaS, это очень интересное направление, но люди пока еще относятся к таким предложениям с осторожностью.

 

Т. АБАЕВ: На наш взгляд, в сегменте SMB проникновение видеоконференц-связи будет происходить по модели SaaS. ВКС как услуга очень перспективна именно для небольших и средних компаний. Уже сейчас проникновение сервисов Skype, Google Voice и Microsoft OCS идет огромными темпами, и в ближайшем будущем они сделают ВКС общедоступной.

 

Ю. КРЯТ: Драйвером технологий ВКС на рынке являются системы телеприсутствия, классические системы будут развиваться вслед за ними, заимствуя обкатанные технологии для поддержания наибольшей совместимости. Видеотелефония и ПО для видеосвязи – это другой сектор, и развиваться он будет параллельно с «классической» ВКС.

 

ААндрей ТЮКАЧЕВндрей ТЮКАЧЕВ, системный инженер, «Verysell Проекты»: Очень хорошие перспективы имеют системы ВКС, которые архитектурно являются неотъемлемой функциональной частью IP-УПАТС. Встроенный в IP-УПАТС функционал ВКС упрощает внедрение системы видеосвязи как для пользователей, которым не придется изучать новые способы организации звонков, так и для технического персонала, который будет работать с привычными средствами настройки и мониторинга для управления теперь уже единой системой IP-телефонии и ВКС. Кроме того, тесная интеграция голосовой и видеосвязи позволяет единообразно подключать в одну конференцию как ВКС-абонентов, так и сотрудников с обычными телефонами. А в случае необходимости всегда можно поменять IP-телефон на рабочем месте сотрудника на персональный видеотелефон, не меняя при этом правил набора номера и обработки вызовов.

 

П. САЛМИН: Несомненно, ВКС должна со временем стать частью офисной УПАТС, без этого невозможно дальнейшее развитие вектора рынка. Что же касается «ВКС как услуги» по модели SaaS, то, в отличие от западного рынка, где этот сервис уже реализован, на российском рынке он пока не пользуется спросом. Очевидно, что это хороший способ сэкономить на внедрении ВКС внутри компании, и у такого проекта будет высокая окупаемость. Однако для крупных компаний остается препятствием вопрос конфиденциальности, менеджеры боятся утечки информации и потому не спешат передавать свои бизнес-процессы в руки третьих лиц.

 

В. БОРИЛИН: Видеоконференцсвязь должна быть доступной в разной форме, чтобы каждая компания могла выбрать необходимое именно ей решение. Для небольших бизнесов это SaaS, для крупных распределенных компаний нужно собственное решение, в своей инфраструктуре (on-premises).

 

Виталий ТОМИЛКОВиталий ТОМИЛКО, руководитель телекоммуникационного направления дирекции производства, «Открытые Технологии»: Унифицированные коммуникации – еще одно крайне перспективное направление, развитие которого серьезно затормозил кризис. Однако уже сегодня все более популярными становятся такие услуги, как синхронизация с мобильным телефоном, видеотелефония и пр. Интеграция видеотелефонии с корпоративными системами – это иной, более результативный, способ работы, возможность, не отходя от своего рабочего места, использовать многоточечные аудио- и видеоконференции вместе с чатом, совместной работой над документами, видеть прямую реакцию собеседника. В сочетании с видеосвязью можно использовать клиент Microsoft OCS, программные продукты IBM и пр.

   

С  о г л я д к о й   н а   п е р с п е к т и в у

 

«ИКС»: Узок круг вендоров систем ВКС, как аппаратных, так и программных. А рынок растет, обещая набрать докризисные темпы. Как вы видите роль российских компаний на этом рынке?

   

Ю. КРЯТ: Конкуренция среди производителей невелика. Есть два лидера, которые уверенно держатся на рынке с большим отрывом от остальных игроков. А вот конкуренция среди интеграторов и реселлеров достаточно остра, и нужно приложить серьезные усилия, чтобы «побороться» за клиента.

 

А. КИРСАНКИН: Основные игроки на рынке ВКС – Cisco/Tandberg и Polycom. Я не вижу серьезных продуктов у наших разработчиков. Чтобы создать тиражируемый продукт, который будет конкурировать с этими «китами», надо потратить очень много денег на маркетинг, R&D и, главное, на поддержку продукта. Компания из 15 человек не может вести много серьезных проектов, в которых техническая поддержка – это основное. Какое количество внедрений они смогут обеспечить в формате 24/7? Да, есть российские игроки, но они не влияют на рынок ВКС.

 

Б. ПОПОВ: Если речь идет о продажах оборудования ВКС, то, конечно, основные продажи на рынке СНГ идут через локальные компании – дистрибьюторов и системных интеграторов. Если вопрос относится к производству оборудования, то ситуация, увы, иная. Технология развивается настолько интенсивно, что новый функционал и новые решения выводятся на рынок с интервалом в 6–8 месяцев – и, к сожалению, отечественные производители пока заметно отстают. А за счет неполной реализации функционала в оборудовании зачастую еще и теряют главный козырь систем ВКС – совместимость оборудования различных производителей. И это на сегодня основная проблема. Через несколько лет, когда технология ВКС станет более-менее устоявшейся, на рынке следует ожидать массового появления оборудования азиатских производителей, и российское оборудование тоже найдет свой сегмент.

 

В. ТОМИЛКО: Сегодня на рынке появляется все больше новых игроков – поставщиков аппаратных и программных решений. Их присутствие пока не столь заметно, и они не отнимают доли у ведущих игроков, развиваясь за счет расширения самого рынка. Не секрет, что рынок ВКС на данный момент контролируют два мировых лидера, которые еще сильнее упрочили свое положение после ухода такого игрока, как Sony, из региона EMEA в апреле 2010 г. и в 2007 г. из США. В связи со слиянием Tandberg  – Cisco мы также ожидаем значительного роста рынка визуальных коммуникаций за счет существенных инвестиций компании в развитие этого направления.

 

В. БОРИЛИН: Polycom и Tandberg давно и крепко заняли нишу дорогостоящего ВКС-оборудования для переговорных комнат, а производители программных решений еще только борются за наш рынок, и их победа не гарантирована. Так, Microsoft не поддерживает многоточечного видео, Flash-решения от Adobe не приспособлены для конференций (только для вещания), Skype лишь недавно выпустил бета-версию «видео-многоточки», но без всякого дополнительного функционала (не говоря уже о том, что для серьезных организаций он не подходит по соображениям ИТ-безопасности), WebEx мало внимания уделяет видео и вообще пока мало у нас известен, как и другие производители, пытающиеся выйти на наш рынок. Некоторые из них пользуются услугами местных представителей, интеграторов или продавцов софта, не очень сведущих в тематике ВКС, что также сдерживает распространение этих решений. Поэтому перспективы российских компаний, специализирующихся на ПО для ВКС, очень хорошие.

   

В с е г д а   н а   в и д у

«ИКС»: Удовлетворенность или неудовлетворенность видеоконференцсвязью скрыть невозможно – таково уж родовое свойство этого самого эмоционального вида коммуникаций. Каковы особенности реализации проектов ВКС, чем определяется их специфика?

 

А. ТЮКАЧЕВ: При внедрении систем, в которых видео в реальном времени передается по IP, почти всегда приходится проводить глубокое обследование и модернизацию сети передачи данных заказчика. Системы ВКС предъявляют определенные требования в плане полосы пропускания и качества обслуживания IP-пакетов. И даже если оборудование сети передачи данных по своим возможностям вполне соответствует новым требованиям, часто архитектура сети и некорректные настройки сетевых устройств не в состоянии обеспечить требуемые характеристики. В связи с этим проекты внедрения системы ВКС часто начинаются с подготовки сети передачи данных заказчика под новые задачи.

 

Б. ПОПОВ: Проекты ВКС – относительно низкобюджетные (в процентном соотношении к ИT-бюджету компании). Проект ВКС – знаковый и заметный. Этот проект привлекает внимание первых лиц компании, поэтому он должен быть реализован в срок и с максимальным качеством. Проект однозначно будет иметь свое продолжение и развитие.

 

В. БОРИЛИН: В последние несколько лет динамика просто потрясающая – объем российского рынка уже три года растет больше чем на 100% ежегодно, даже с учетом кризиса. Устойчивый и планомерный спрос на этом рынке ожидается вплоть до 2015 г. Специально выделяем здесь 2015 г. как веху внедрения цифрового телевидения в России, после чего в нашей стране предположительно кардинально изменится отношение к видеоконтенту, способам его передачи, хранения и обработки, что, в свою очередь, окажет существенное влияние на рынок ВКС.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!