Rambler's Top100
Статьи ИКС № 12 2010
Лилия ПАВЛОВА  08 декабря 2010

«Всегда рядом» – говорит банк, уводя клиентов из «сберкасс» в удаленные каналы обслуживания

Банкоматы, информационно-платежные терминалы, интернет-платежи, мобильный банк – это и будни Сбербанка, и одновременно новая парадигма услуг, предъявляющая новые требования к корпоративной сети связи банка. И в первую очередь к основе сети – телекоммуникационным каналам.

Модернизация оптических артерий

 

Даже имея сложившуюся телекоммуникационную инфраструктуру, банки постоянно вкладывают средства в ее модернизацию. По оценкам экспертов, до 2009 г. такие затраты ежегодно росли на 15–20%. Кризис внес свои коррективы, однако необходимость затрат на постоянную модернизацию очевидна для игроков рынка. Сбербанк России, ранее заявивший о планах к 2014 г. вывести 70% платежей из операционных касс в удаленные каналы самообслуживания, в текущем году не снизил темпов модернизации телекоммуникационных каналов своей филиальной сети. Корпоративная телекоммуникационная сеть Сбербанка в Москве, объединившая около 800 структурных подразделений, была построена еще в 2002 г. на базе волоконно-оптических каналов «АКАДО Телеком».

 

В дальнейшем на сеть банка «спроецировалась» и модернизация сети самого оператора, который в 2006 г. внедрил на всей субмагистральной сети технологии 10G Ethernet и DWDM, а в 2009 г. модернизировал ядро сети, установив маршрутизаторы Cisco CRS-1. Это позволило перевести сеть IP/MPLS на новый уровень производительности. Модернизация сети также обеспечила интегрированную передачу данных, видео и голоса на скоростях до 1 Гбит/с, с поддержкой четырех классов качества обслуживания трафика (CoS).

 

Сеть банкоматов Сбербанка выросла в крупнейшую в России буквально за последние пять лет. Если в 2004 г. она насчитывала 350 терминалов на всю страну, то сейчас их количество увеличилось почти в 70 раз – до 23 тыс. Из них 1950 установлено в Москве. По сообщению Московского банка Сбербанка России, в III квартале этого года доля финансовых операций, проведенных через удаленные каналы обслуживания, составила 46,7%.

 

Участники рынка телекоммуникационных услуг также осознают необходимость постоянных вложений в новые разработки для банковского сектора. Так, по сообщениям «АКАДО Телеком», оператор за последние три года внедрил ряд комплексных решений для банков: это и защищенные мультисервисные сети VPN, и возможность работы в реальном времени с системами приема и обработки электронных платежей Банка России, и многое другое.

 

Банкоматы на связи

 

При выборе способов связи между терминалами и оборудованием процессингового центра банк традиционно руководствуется тремя основными критериями: надежность, цена, доступность. Выделенные каналы, созданные на основе волоконно-оптических сетей, гарантируют высокий уровень надежности, поскольку транзакции в них совершаются по защищенным протоколам. Однако на «последней миле» нередко возникают сложности, когда к месту установки терминала требуется дополнительно прокладывать кабель. Чтобы избежать этих проблем, в марте 2010 г. Сбербанк запустил в Москве проект подключения своих банкоматов посредством радиодоступа с использованием ресурсов операторов мобильной связи «Скай Линк» и «МегаФон». Терминалы соединяются по радиоканалам мобильных операторов со шлюзами на сети «АКАДО Телеком», а затем по волоконно-оптическим кабелям этой сети – с процессинговым центром Сбербанка. Такой подход обеспечил оперативность организации услуг, минимальные капитальные затраты, автоматическое резервирование каналов мобильных операторов в случае пропадания связи, возможность (при необходимости) оперативного перемещения банкоматов.

 

Как отмечает Леонид Гуштуров, генеральный директор ОАО «КОМКОР» («АКАДО Телеком»), проект потребовал выработки и согласования особого четырехстороннего «Регламента взаимодействия при подключении и обслуживании банкоматов». В соответствии с этим регламентом в случае возникновения аварийной ситуации единой «точкой входа» для Сбербанка является служба технической поддержки «АКАДО Телеком», которая координирует и контролирует действия всех компаний – участников проекта.

 

С марта по сентябрь 2010 г. в Москве было установлено 150 новых банкоматов Сбербанка, и 122 из них подключены посредством радиодоступа. Банкоматы установлены в основном в сетевых магазинах, торговых центрах, государственных учреждениях. До конца текущего года Сбербанк планирует довести количество банкоматов в столице до 2050 – и большинство новых подключений планирует также организовать с использованием зарезервированного радиодоступа.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!