Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Александра КРЫЛОВА  13 января 2011

Конкуренция или мирное сосуществование?

Выбор сценария развития бизнеса провайдеров услуг фиксированного и мобильного ШПД, - дело ближайшего будущего. (Варианты «ИКС» представит уже в теме №1-2/2011). Позицию европейского оператора, запустившего в ноябре прошлого года коммерческую сеть 4G в Швеции, мы выяснили в беседе со Светланой Скворцовой, директором по стратегии и развитию TELE2 Россия.

- Как, по опыту компании TELE2, сегодня в Европе проявляется конкуренция за абонента между операторами фиксированного и мобильного ШПД?

- Мы видим, что природа такого соперничества неодинакова в разных странах. Например, в Швеции и Австрии, операторы сотовой связи при запуске услуг мобильного ШПД пошли в лобовую атаку на операторов фиксированного доступа, предлагая такие же цены или ниже. Это привело к сильному притоку абонентской базы мобильного ШПД, но в то же время стало причиной проблем с рентабельностью этих услуг: в результате жесткой ценовой конкуренции операторы пришли к дешевым безлимитным тарифам. В других странах, например, Германии, тарифная политика операторов сотовой связи была другой: им удалось удержать ценовую премию за мобильность. Конечно же, количество пользователей услуг мобильного ШПД в таких странах оказалось меньшим. Сейчас на зрелых рынках мобильной связи мы наблюдаем тенденцию ухода от безлимитных тарифов к более сегментированной тарификации – за маленькую порцию трафика плата невелика, за большие аппетиты придется раскошелиться. Подходы есть разные - можно тарифицировать по объему трафика или по максимальной скорости. Предполагаем, что второй вариант ближе к модели фиксированных операторов ШПД.

- Учитывает ли конкуренцию технологий и сервисов фиксированного и мобильного широкополосного доступа маркетинговая стратегия вашей компании?

- В большинстве стран, где присутствует Tele2, основной составляющей бизнеса является мобильная связь. Именно поэтому в маркетинге мы сфокусированы на мобильных услугах даже там, где имеем и фиксированный бизнес. Особая ситуация – Нидерланды, где большое значение имеет xDSL, поэтому там направлению уделяется соответствующее внимание с точки зрения коммуникации.

- На какие преимущества технологий мобильного широкополосного доступа ваши зарубежные коллеги делают ставку в бизнесе и при маркетинговом продвижении услуг?

- Прежде всего, это мобильность: в любом месте абонент имеет возможность пользоваться интернетом как дома. Технология LTE дает возможность создавать пользовательский опыт, сравнимый с тем, который обеспечивают фиксированные технологии, как по объективной скорости передачи данных, так и по субъективным ощущениям потребителей. С точки зрения рентабельности бизнеса, LTE эффективнее использует ограниченный частотный ресурс, производя в разы больше бит на герц спектра, чем 3G, что ведет к снижению прямых затрат операторов.

- Какие технологические ограничения им приходится сглаживать, продвигая свои услуги ШПД?

- Самый большой недостаток мобильного ШПД заключается в том, что в его основе лежит  совместно использумый ресурс. Невозможно на 100% гарантировать клиентам определенную скорость, поскольку все зависит от количества пользователей, сконцентрированного в данный момент времени и в данном месте. Именно поэтому нужно быть предельно внимательными, чтобы не обмануть ожидания клиентов. Для того чтобы мобильный ШПД смог замещать фиксированный, необходимо и хорошее покрытие внутри зданий, – чтобы построить высокоскоростную мобильную сеть с одинаково хорошим покрытием везде, нужна сеть с очень маленькими сотами – и это вопрос экономической целесообразности.

- Насколько объем трафика данных, потребляемого пользователями услуг мобильного ШПД, зависит от вида устройства абонентского доступа?

- Если говорить о мобильных пользователях, есть две существенно разные группы – те, кто пользуется телефонами, и те, кто подключаются к Интернету при помощи USB-модемов. Первая группа генерирует в несколько раз меньше трафика. Но и внутри этой группы есть большие различия. Смартфоны, которые сейчас становятся массовыми устройствами на зрелых рынках, намного удобнее для веб-серфинга. Естественно, у их владельцев повышается и объем трафика, и популярность мобильного ШПД. Во второй группе, между пользователями USB-устройств тоже есть значительная разница: один абонент-рекордсмен в Швеции скачал в сети Tele2 1.3 Терабайта  трафика за один месяц (хотя это нетипичный случай). По мере роста популярности смартфонов и USB-модемов, мы наблюдаем, как средний объем трафика на одного абонента снижается, потому что обычному потребителю не нужен такой объем передачи данных, как «первопроходцу».

- Какие современные технологии позволяет операторам связи получить максимальный бизнес-результат при предложении услуг фиксированного, мобильного ШПД? Есть ли у TELE2 планы по их внедрению?

- Мы считаем, что можно сделать хороший бизнес и на мобильном доступе, и на фиксированном. Технология LTE позволит заместить xDSL, но заменить FTTx ей будет сложно. Если, как сейчас многие говорят, в недалеком будущем все коммуникации в домохозяйствах будут проходить через интернет, то мобильные технологии пока еще не в силах полностью удовлетворить эту потребность. Услугу IPTV с HD-каналами будет сложно предоставлять, не имея FTTx или кабельной сети. На территориях с низкой плотностью населения невыгодно строить FTTx, так как для окупаемости этой технологии важно высокое проникновение. В таких местах эфирное вещание будет важнее для телевидения, а LTE– для интернет-услуг. Можно предположить, что в городах более серьезной будет конкуренция между FTTx и LTE, однако это не отменяет одновременно успешного сосуществования и того и другого. В настоящее время одним из вариантов дальнейшего развития мы видим строительство сетей LTE в России.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!