Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 01-02 2011
Лилия ПАВЛОВА  07 февраля 2011

КрOSS с трансформацией

2010 г. стал для вендоров и интеграторов OSS/BSS годом надежд: вопреки уверениям годичной давности в положительной динамике доходов, на форуме Billing and OSS Telecom Forum’2010 они признали-таки, что в 2009 г. рынок OSS/BSS ощутимо просел – однако сейчас есть основания ожидать его роста. И на это, прямо по шлягеру, есть пять причин.

Отложенный спрOSS и другое

 

В 2010 г., по оценке Amdocs, суммарный объем рынка систем OSS/BSS России, Украины, Казахстана и Белоруссии составил около 1,1 млрд долл. против 900 млн в 2009 г. А в 2008 г. этот показатель достигал 1,6 млрд долл. По словам Ю. Митюхиной, маркетинг-менеджера Amdocs в России и странах СНГ, в 2009 г. операторы резко сократили инвестиции в OSS/BSS, вкладывая деньги только по крайней необходимости в самые «горячие» направления – транспортные сети, оборудование 3G. Рынок OSS/BSS поддерживали уже запущенные проекты. При этом, как заметил М. Ковалев, директор R&D NetCracker, сокращение инвестиций в системы поддержки эксплуатационной деятельности и бизнеса операторов в 2009 г. было вызвано скорее паникой на рынке, нежели уменьшением спроса на телеком-услуги. А в 2010 г. началась реанимация проектов, запланированных в 2008 г. и замороженных в 2009-м. «Держа пальцы крестом, мы можем говорить, что рынок возвращается – пусть не полностью к своим объемам, но тем не менее он начинает расти», – выдохнула Ю. Митюхина.

 

В свою очередь, Б. Вольпе, вице-президент по маркетингу и развитию бизнеса ОАО «Ситроникс», отметил, что в 2009 г. во всем мире, особенно на развивающихся рынках, операторы были «подавлены в части инвестиций» – и сейчас сжатая пружина отложенного спроса готова развернуться. «Годом ее развертывания будет 2011-й, поскольку накопленное отставание по инновациям, недоинвестирование уже реально сказывается на конкурентном потенциале операторов Африки, стран Ближнего Востока, Латинской Америки», – считает Б. Вольпе. Ему же, к слову, принадлежит афоризм Billing and OSS Telecom Forum’2010: «Рынок готов вернуться если не на докризисные бюджеты, то на докризисные ожидания».

 

В целом, с точки зрения вендоров OSS/BSS, можно выделить как минимум пять драйверов этого рынка:

 

  • консолидация операторов, требующая оптимизации бизнес-процессов объединенных компаний;
  • развитие сетей мобильной связи 3G, появление тестовых зон LTE;
  • появление новых мобильных сервисов (социальные сети на мобильных терминалах, мобильные платежи, таргетированная реклама);
  • выход на рынок новых продуктов – iPhone 4 и Apple iPad, использование которых ведет к значительному росту объемов трафика передачи данных по мобильным сетям;
  • эффект отложенного спроса.

 

Трансформация: рOSSийская специфика

 

ВА. Дроздов (Amdocs): «За рубежом все проекты так или иначе идут от бизнеса. В России – немножко более разнообразно» недренные несколько лет назад системы OSS/BSS зачастую уже не поспевают за новыми потребностями операторов – и с прошлого года тема OSS-трансформации оказалась в центре дискуссий форума (см. «ИКС»№1-2’2010, с 26). На конференции BOSS'2010 вопросам OSS-трансформации также была отведена отдельная сессия, где спикерами выступили представители IBM, Siemens IT Solutions and Services, TTI Telecom, НТЦ АРГУС, NetCracker, «Техносерв», Naumen, Amdocs и МТТ. Казалось бы, сам по себе этот факт свидетельствует об определенной зрелости рынка, однако в действительности под термин «трансформация» у нас чаще всего подгоняется замена многочисленных самописных систем промышленными OSS-решениями – что далеко не новость для мирового рынка. Главным же «челенджем», по словам В. Чурбанова, технического директора «Неткрэкер Украина», должны стать заложенные в эти решения концепции и технологические стандарты, которые избавят оператора от необходимости через два-три года трансформировать внедренные сегодня системы. По мнению О. Балихина, начальника отдела АСУ МТТ, OSS-трансформацию сегодня следует рассматривать не как внедрение новых систем, а как интеграцию существующих с переходом к сервисной модели.

 

Интересным наблюдением поделился А. Дроздов, директор по продажам Amdocs в России и странах СНГ: если за рубежом все проекты OSS-трансформации выполняются исходя из потребностей бизнеса и не начинаются без расчета бизнес-кейса, то в России проект может отталкиваться как от бизнеса, так и от техники – от сети, от ИТ. А еще… от сердца. «В России надо чувствовать, верить, – заметил А. Дроздов. – От веры и воли руководства и всех участников проекта зависит его успех».

 

Чувства у нас оказываются необходимой питательной средой даже в таком сугубо технологическом бизнесе, как OSS. Факт, возможно, спорный, но не самый неприятный.  

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!