Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 01-02 2011
Юлия ФЕДОРОВА  07 февраля 2011

На Кубани предпочитают мобильность

Краснодарский край часто занимает верхние строчки в рейтингах российских регионов: самый большой из субъектов РФ по численности населения (не считая Москвы и области), самый благополучный климатически, один из самых привлекательных с инвестиционной точки зрения…

Краснодарский крайВ сфере телекоммуникаций Кубань – тоже в числе лидеров: на нее приходится 40% телеком-выручки от регионов ЮФО. Львиная доля кубанского «телекоммуникационного пирога», более 70% совокупных доходов, принадлежит сотовым операторам.

 

При этом тарифы на услуги сотовой связи в крае достаточно низкие по сравнению со многими другими регионами. Сказывается высокий уровень конкуренции – на кубанском рынке работает пять сотовых операторов («большая тройка», Tele2 и «Скай Линк»). Вместе они обслуживают свыше 7 млн sim-карт, уровень проникновения сотовой связи в регионе составляет 136%. Несмотря на ужесточение конкуренции с приходом в 2008 г. в Краснодарский край четвертого GSM-оператора в лице Tele2, безусловным лидером рынка остается МТС – по состоянию на конец I полугодия 2010 г. оператор обслуживал свыше 4 млн абонентов сотовой связи, более половины от их количества в крае.

 

Благодаря невысокой стоимости услуг мобильной голосовой связи кубанские абоненты могут позволить себе быть разговорчивыми – в среднем жители региона выговаривают в месяц более 400 мин, что практически в два раза превышает среднероссийские показатели.

 

А вот Интернет-провайдеры здесь еще пару лет назад славились высокими – одними из самых высоких в стране – ценами на услуги широкополосного интернет-доступа. И снова дело в конкуренции, на сей раз недостаточно развитой: долгое время на рынке ШПД доминировала ЮТК, да и сейчас в целом по краю ее доля составляет 84%. В результате уровень проникновения ШПД на Кубани – всего 11%.

 

В столице края, Краснодаре, ШПД развивается оживленнее. Благодаря присутствию интернет-провайдеров федерального масштаба, «ВымпелКома» и «Комстар-ОТС», 25% домохозяйств города имеют выделенные интернет-линии. Оба оператора пришли на кубанский рынок в результате поглощения региональных игроков: «ВымпелКом» – краснодарских компаний «Кубтелеком» и «Кубинтерсвязь» и сочинской «Сочителеком», «Комстар» объединил региональные активы «Стрим-ТВ» и ЦТС. Два года операторы занимались оргпроцессами и строительством сетей; в нынешнем году следует ожидать усиления их маркетинговой активности, что в конечном счете должно увеличить долю альтернативных операторов на региональном рынке ШПД. А потенциал его далеко не исчерпан, стоит только учитывать, что из-за большого количества малоэтажной застройки в городах края очень популярен мобильный Интернет, уже в какой-то степени составляющий конкуренцию проводным сетям.

 

Федеральные «пришельцы» представлены и на региональных рынках телефонии и платного телевидения. В краевом центре «ВымпелКом» и «Комстар» делят рынок кабельного ТВ между собой, обслуживая в общей сложности 23 тыс. абонентов, 20 тыс. из которых принадлежат сети «Комстара». На краевом же уровне конкуренцию им составляют «Мультирегион», обслуживающий платных абонентов КТВ в Новороссийске, и компания «Радист», предоставляющая услуги КТВ в Сочи. Пользователей платного кабельного телевидения в крае пока не так много (не более 100 тыс. домохозяйств), и в этом телеком-операторы, в частности «Комстар», видят отличные возможности для роста.

 

В традиционной телефонии позиции ЮТК остаются практически незыблемыми – компания обслуживает около 890 тыс. частных абонентов проводной телефонии, или 95% всех абонентских линий для частных лиц.

 

Кубанскому телекоммуникационному рынку есть куда развиваться: наращивать Интернет-мускулатуру, оживлять спрос и стимулировать инвестиционные аппетиты.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!