Rambler's Top100
Статьи ИКС № 01-02 2011
Олег СВИРСКИЙ  Сергей ИРЕВЛИ  07 февраля 2011

Требуется продукт с wow-эффектом

Объединение проводных и мобильных технологий на базе конвергентной сети предполагает, что потребитель использует преимущества обеих с удобством для себя и выгодой для оператора, считает Олег СВИРСКИЙ, заместитель гендиректора бизнес-единицы «МТС Россия» по техническим вопросам. А для этого очень важен профиль потребления, добавляет Сергей ИРЕВЛИ, директор департамента по развитию продуктов и конвергентных решений МТС.

Олег СВИРСКИЙ, заместитель гендиректора бизнес-единицы «МТС Россия» по техническим вопросам Сергей ИРЕВЛИ, директор департамента по развитию продуктов и конвергентных решений МТС
– Какие технические решения, платформы являются фундаментом для оказания универсальным оператором конвергентных услуг?

 

С. И.: Конвергентным в моем понимании является продукт, доступ к которому можно осуществлять одновременно по двум каналам – фиксированному и мобильному. Основа для такой конвергенции – ядро IMS, которое интегрирует между собой проводные и беспроводные сети. Наличие такого ядра и приложений, общих для обеих сетей, дает возможность создавать конвергентные продукты. Затем к таким продуктам организуется доступ с помощью разных технологий.

 

При отсутствии ядра IMS конвергентные услуги реализуются более сложным способом – с помощью интеграции нескольких платформ. Таким путем мы шли к организации нашего FMC-сервиса, который позволяет абоненту пользоваться «плодами конвергенции» – голосовой связью, фиксированной и мобильной, переадресацией вызовов и единым планом нумерации, включающим короткие номера.

 

О. С.: Приведу два примера сервисов, которые мы сможем предлагать благодаря IMS. Представьте, что по дороге домой вы разговариваете по мобильному телефону, затем входите в квартиру и замечаете, что он почти разрядился. Вы нажимаете на нем кнопку, и тут же раздается звонок вашего домашнего телефона, после чего вы снимаете трубку и продолжаете разговор по проводной сети, что дешевле и безопаснее.

 

Другой пример. Вы смотрите передачу по телевизору и вдруг вспоминаете, что вам нужно идти по делам. Одним движением переадресовываете ТВ-сигнал на экран своего мобильного телефона и досматриваете передачу по дороге. Также вы можете воспользоваться кнопкой «досмотрю потом» и вернуться к просмотру позднее.

 

– Как соотносятся планы МТС предлагать подобные сервисы с планами МГТС по внедрению IMS-платформы, которые находятся в стадии реализации?

 

О. С.: Работы по внедрению ядра IMS мы начали независимо друг от друга и задолго до принятия политических решений о приобретении компанией МТС акций «Комстар-ОТС».

 

И мы и МГТС имели достаточно ресурсов для того, чтобы внедрять ядро этой платформы с учетом своих технологических особенностей. Однако процесс сближения наших компаний очень ускорился, и мы столкнулись с задачей: как создать на базе имеющихся наработок конкретный конвергентный продукт.

 

Как она будет выполнена – путем объединения двух IMS или умощнением одной из них – вопрос технических решений. Но это не главное, главное – это стратегия вывода на рынок тех или иных новых продуктов с wow-эффектом в зависимости от готовности абонентов их воспринять и потреблять.

 

– Существует ли road-map вывода конвергентных продуктов на рынок?

 

С. И.: Первый конвергентный продукт – голосовой FMC – МТС запустила в 2005 г. в Москве и в 2006 г. по всей стране. Весной 2010 г. мы вывели на московский рынок «Универсальный роутер» – ADSL/Wi-Fi-модем с USB-портом для установки USB-модема МТС.Connect, в котором мобильный доступ используется для резервирования проводного. Сейчас готовимся предложить нашим абонентам еще один конвергентный продукт – фемтосоты. Конвергенция тут кроется в том, что к Интернету фемто-соты подключаются по каналам фиксированной связи.

 

– Как производители оборудования поддерживают деятельность универсального оператора?

 

О. С.: Сейчас у всех на устах cloud computing – тема, которая имеет большое значение для развития интегрирующих сервисных платформ. Еще совсем недавно такие платформы были закрытыми: все производители боялись за свои авторские права, за гарантированное получение доходов в будущем. Но на рынок вышли компании-производители, которые, как Google в IP-мире, начали предлагать открытые платформы: Diametr-, Radius-системы, и они стали доминировать на рынке, поскольку оказались выгодными для операторов. С открытой платформой может работать любой производитель сервисных приложений, что обогащает возможности оператора выбирать и предоставлять абоненту те или иные сервисы. По мере развития открытых платформ вектор на cloud computing очевиден. Это следующий шаг их эволюции. В итоге мы можем прийти к интерфейсу для пользователя «сделай сам себе сервис».

 

– А доступ к таким сервисам абоненты предпочтут получать по проводным или беспроводным технологиям?

 

О. С.: Обе технологии – фиксированная и мобильная – будут работать как одна через IMS-ядро конвергентной сети. Впрочем, мы забыли о третьей технологии – спутниковой. Если раньше операторы спутниковой связи были поставщиками эксклюзивных услуг, то сейчас они становятся интернет-провайдерами для мобильных сетей. У нас на Урале, Дальнем Востоке, в Сибири, в северных районах Северо-Запада много базовых станций подключено по спутниковым каналам. А с переходом в Ка-диапазон спутниковые операторы смогут оказывать услуги ШПД конечным пользователям. Может быть, они привнесут на рынок какую-то новую тему, о которой мы пока не знаем. И пользователям будет предлагаться некий триумвират технологий, взаимно дополняющих друг друга…  икс

 
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: