Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 01-02 2011
Александр ГОЛЫШКО  07 февраля 2011

Регулирование 2.0. С точки зрения революционной целесообразности

Инновационный прорыв означает введение нового регулирования для IP-коммуникаций. Но не толкнем ли мы тем самым отрасль в пропасть?

«NGN – это технологическое решение, появившееся в тот момент, когда трафик данных оказался важнее голосового трафика, а компьютер – важнее телефона».

 

Н.С. Мардер

 

(из выступления на конференции NGN’2009)

  

Александр Викторович ГОЛЫШКО, канд. техн. наукКараул устал

 

В прошлый раз мы остановились на реализуемых в развитых странах национальных проектах по предоставлению населению услуг ШПД и на том, что пора перестать защищать инвестиции, сделанные когда-то в TDM. Возьмем для примера хотя бы наш автопром, где мы десятилетиями защищаем инвестиции, а тут и там буквально в «чистом поле» строятся автозаводы, продукция которых откровенно лучше, потому что находится на принципиально ином технологическом уровне. И подавляющее большинство водителей скажут вам, что если сядешь за руль даже старой иномарки, выходить оттуда почему-то не хочется.

 

Пожалуй, надо совсем не знать нынешних инфокоммуникационных реалий, чтобы не чувствовать: существующее регулирование, исторически «танцующее» от услуг телефонии, не соответствует никаким сегодняшним трендам ИКТ-отрасли. Законодательство не работает и не исполняется, что, собственно, и позволяет отрасли как-то двигаться вперед на инициативе «снизу». Но это говорит лишь о том, что регулятор в таком виде и с такими нормативными документами неэффективен. Ну, разве что запретить может что-нибудь высококонкурентное типа VoIP. А Интернет, как известно, любую цензуру воспринимает как повреждение на линии и ищет обходные маршруты. Поэтому раз уж нельзя или трудно (а, в общем-то, и незачем) перебороть, то путь один – возглавить.

 

Но как же быть с иерархической структурой TDM, на которой до сих пор базируется наше регулирование, но которую уже давно не строит и не планирует строить ни один сколько-нибудь серьезный оператор? Очевидно, стронуть регулирование с места быстро не получится – вот уж не первый год представители отраслевого рынка, чиновники и депутаты в сварах с лоббистами пытаются подкорректировать законодательство, дабы хоть немного упростить жизнь операторам в новой реальности, но увы… Мало что доходит до принятых документов. А ждать дальше уже нельзя – весь мир стремительно переходит на новую инфраструктуру, новые социальные взаимодействия и пр. и пр.

 

Инновационный прорыв можно совершить только одним революционным способом – параллельным введением нового регулирования для IP-коммуникаций, IP-сервисов, доступа к информационным ресурсам на базе сетей передачи данных. Это регулирование может быть очень простым – скажем, представьте себе, что наступила «оттепель», и теперь все можно...

 

И отныне сеть передачи данных – базовая сеть Российской Федерации, поверх которой существуют все другие наложенные сети и с помощью которой предоставляются все сервисы и подключаются все информационные ресурсы. К примеру, если связь между абонентами осуществляется по IP – пусть это будет без какого-либо зонового принципа или обязательного канала к «разрешенному» магистральному оператору. Пусть можно будет создавать телефонную сеть хоть на всю страну с помощью одного программного коммутатора или с помощью одной платформы IMS. Впрочем, причем тут телефонная сеть? – это уже мультисервисная сеть с услугами FMC. А устаревшие TDM-сети (включая сети с фрагментами TDM), не работающие поверх сетей передачи данных, пусть продолжают регулироваться по-старому. Пусть их операторы почувствуют упущенную выгоду. Через каких-нибудь пару лет мы удивимся, как быстро они сориентировались. И вот уже услуги Skype через МТС лучше, чем через Verizon или AT&T, а в «Ростелеком» приезжают консультироваться крупнейшие азиатские операторы связи. И устаревшее регулирование отомрет вместе с устаревшими технологиями. А модернизированные сети останутся. Вот так, одним росчерком пера, можно стимулировать модернизацию национальной инфраструктуры. Причем операторы сами во все инвестируют и сами все построят исходя из понятия «инвестиционная привлекательность». И еще договорятся, как сделать это вместе и лучше в рамках саморегулирования «снизу». Не страшно ли это? Не толкаем ли мы регулирование отрасли в пропасть?

 

Однако в отчете МСЭ «Тенденции в реформировании электросвязи» (март 2010 г.), отразившем опыт более 600 регулирующих органов со всего мира, утверждается, что свободное регулирование ИКТ может эффективно играть роль стимула, привлекая инвестиции в сети и ускоряя экономическое развитие. Финансовый кризис послужил толчком для осознания важности эффективного регулирования. Правительства и представители промышленности сейчас вынуждены пересмотреть свои роли и необходимость государственного вмешательства для обеспечения, среди прочего, развития новой широкополосной экономики. В отчете подчеркивается, что, независимо от изменений в инвестиционной политике, неблагоприятных условий для рыночного капитала и финансовых кризисов, размер инвестиций и разнообразие целей инвесторов гарантируют, что инвестирование в сектор ИКТ по-прежнему будет стабильным и многопрофильным. Создание независимых регуляторов ИКТ является одним из основных вопросов реформы регулирования.

 

В отчете МСЭ также утверждается, что конвергентные технологии усиливают конкуренцию. Услуги VoIP позволяют кабельным операторам, операторам широкополосной связи и поставщикам беспроводных услуг конкурировать непосредственно друг с другом, а также содействуют развитию конкуренции тем, что разрешают новым провайдерам услуг конкурировать с остальными, не имея собственной сетевой инфраструктуры. Однако изменение технологий и рыночных условий поднимает новые вопросы защиты прав потребителей. Вот тут и нужен будет регулятор, дабы заставить поставщиков услуг повышать качество в виде QoE (Quality of Experience, т.е. восприятия пользователем), которым сегодня, кстати, озабочен каждый серьезный поставщик оборудования связи. И пора озаботить этим операторов.

 

Но от регулятора сегодня ждут не только борьбы за качество услуг. Прежде всего от него ждут стимулирования развития отрасли, стимулирования инноваций. Стимулирования развития IP-инфраструктуры с доведением ее до каждого гражданина, инкапсуляции в нее функций электронного государства (электронное правительство с получением справок и документов – лишь первый шаг). Стимулирования появления сервисных инноваций и соответствующего развития бизнеса. Стимулирования формирования конкурентоспособного отечественного производителя. Стимулирования более широкого использования существующей инфраструктуры различными субъектами рынка и пр. и пр. Следует осознать, что в последнее время наиболее новаторские сервисы, приложения и инструментарий не были навязаны «сверху», а пришли «снизу», т.е. оттуда, где есть для этого соответствующие компетенции. И задача регулятора – создать условия, при которых таких инноваций будет больше. Первое требование – хотя бы не мешать. Второе – наносить вред гражданам, работоспособности других сетей и государственным секретам нельзя, а вот мешать чужим доходам, внедряя конкурентные решения, можно. Третье требование выполнить сложнее всего – установление любых барьеров, помимо вытекающих из второго требования, должно быть наказуемо. И еще остается проследить, чтобы в условия обеспечения работоспособности сетей не вписали лишнего.

 

Инфраструктура как Родина

 

Предоставление любых инфокоммуникационных услуг подразумевает выделение некоторого (пусть даже самого несущественного) сетевого ресурса, которым, однако, могут одномоментно пользоваться сотни миллионов потребителей. И важно, чтобы они смогли им воспользоваться, не «положив» сеть. Осознание того факта, что национальная инфраструктура связи – это основа основ, должно подвигнуть регулятора:

 

• признать сети передачи данных базовым элементом национальной инфраструктуры, а ШПД – единственным способом доступа в современных инфокоммуникациях;

 

• реформировать систему лицензирования, выделив в отдельную область лицензирование деятельности по созданию, поддержке и развитию инфраструктуры;

 

• обсудить вопросы «сетевого нейтралитета» (мы сделаем это позже);

 

• установить преференции для «держателей инфраструктуры» и разработать систему соответствующих показателей ее состояния, потребностей и динамики (в частности, налоговые льготы для создателей высокоскоростных сетей);

 

• разработать схему финансирования развития национальной инфокоммуникационной инфраструктуры всеми работающими поверх нее рыночными субъектами (например, за счет оплаты лицензий на предоставление услуг или из фонда универсальной услуги или за счет взносов всех, кто подключается со своим контентом к сетям связи);

 

• сформировать единые «правила игры» для операторов фиксированной и мобильной связи – т.е. перестать делить сети на фиксированные и мобильные и отменить понятие доминирующего оператора и регулирование его тарифов;

 

• повысить эффективность использования инфокоммуникационных ресурсов сети связи общего пользования за счет централизованного управления;

 

• вывести все сооружения и линии связи в отдельную категорию, максимально упростить их развертывание, стимулировать их совместное использование (network sharing) и аутсорсинг;

 

• понять роль, место и существующие ограничения Интернета для инновационного развития инфокоммуникаций – как минимум необходимо «нарисовать» для Интернета и NGN «дорожную карту» по взаимопроникновению и дополнению;

 

• стимулировать развитие инфраструктуры cloud computing и grid-сетей с одновременным ростом их информационной безопасности и оптимизацией использования линий связи.

 

В общем, инфраструктуру надо не только развивать, но и защищать и финансировать. В конце концов, она обязательно будет позиционироваться каждым государством как национальное достояние. И оплачиваться всеми рыночными субъектами с помощью механизма, разработанного регулятором. Ведь за удовольствие нужно платить.

 

Универсальная услуга

 

В современных условиях необходима скорейшая реформа универсального обслуживания. Как отмечают ныне не только в Европе, США и Японии, субсидирование традиционной телефонии устарело – нужно стремиться обеспечить население доступным ШПД, поверх которого, как отмечалось ранее, могут быть доставлены любые услуги. Вот, к примеру, Евросоюз вполне может гордиться своими достижениями в области связи, поскольку даже в самых удаленных его уголках большинство людей имеет возможность получить базовые услуги телефонии и доступа к глобальной Сети. Однако представители исполнительной власти ЕС считают, что правила универсального обслуживания, утвержденные в 2002 г., требуют обновления за счет включения в базовый набор, гарантируемый каждому европейцу, широкополосного доступа в Интернет. Про аналогичные процессы, которые идут в США, мы уже говорили.

 

Чтобы предоставлять ШПД как универсальную услугу, усилий одних только операторов, возможно, будет недостаточно. Тут понадобятся и усилия регулятора, чтобы направить соответствующие инвестиции. Ведь, несмотря на все усилия операторов фиксированной связи и на активное развитие сетей 3G, а в перспективе 4G, «цифровое неравенство» в регионах России сохранится. Операторы приходят преимущественно в места концентрации платежеспособного населения – крупные и средние города, в то время как жители небольших городов и поселков часто остаются неохваченными. Это не только российская проблема, и надеяться лишь на операторов тут нельзя. Для сглаживания «цифрового неравенства» необходима соответствующая государственная инициатива.

 

Что касается реформы сервисного лицензирования, то она должна быть очень простой – надо объявить, что все лицензии отныне мультисервисные. И наличие или отсутствие каких-либо услуг у оператора – это не регуляторная проблема, а его дополнительная прибыль или упущенная выгода.

 

Нужно осознать неразрывную связь современного инфокоммуникационного сервиса и информационной безопасности. Или рассматривать информационную безопасность как неотъемлемую составную часть IP-коммуникаций и IP-сервисов. К примеру, какой может быть cloud computing без обеспечения информационной безопасности? В противном случае, как и с инфраструктурой, у одних игроков появится желание собирать деньги и ни за что не отвечать, а другим придется все обеспечивать и довольствоваться оставшимся. Очевидно, необходим концептуальный переход от понятия «сети связи общего пользования» к «сервисной инфраструктуре общего пользования». Следует постепенно стирать различия между так называемыми услугами связи и информационными услугами – ведь для всех них нужны сетевые ресурсы.

 

И еще об одной грани универсальной услуги. Создатель концепции современного Интернета (в виде WWW) Тим Бернерс-Ли считает, что доступ в Интернет должен быть у каждого жителя планеты, причем бесплатно. Правда, речь идет не о высокоскоростном безлимитном ШПД, а о самом базовом низкоскоростном Интернете, который должен быть доступен абсолютно каждому жителю Земли «по умолчанию». Подобная политика, по мнению изобретателя WWW, – вовсе не популизм, так как современный Интернет многим малоимущим открывает возможности получить образование, услуги врача и просто узнать о ситуации в стране и мире. На сегодня доступ к Интернету имеет лишь пятая часть человечества. А как насчет остальных 80%? По его словам, помочь в этом могут стремительно растущие мобильные сети. Конечно, есть множество людей, которых необходимо сначала обеспечить чистой водой и нормальным питанием, а уже потом говорить об Интернете. Но как бы то ни было, до тех пор пока эти люди не будут включены в состав интернет-сообщества, они не станут членами современного глобального информационного общества. Правда, признал Бернерс-Ли, пока это невозможно, так как даже самые дешевые варианты мобильного Интернета слишком дороги для малоимущих. Впрочем, он видит потенциал для снижения цен, с одной стороны, в развитии инфраструктуры провайдеров, а с другой – в снижении налоговой нагрузки на компании, предоставляющие «Интернет для бедных». В общем, тренд понятен, и, как говорит Бернерс-Ли, те, кто занят развитием информационного общества, должны ориентироваться не только на уже подключенных к Сети (что весьма комфортно для чиновников), а стремиться охватить Интернетом всех граждан. И это действительно важная государственная задача, решаемая не только операторами связи.

 

Об этих и других задачах – в следующий раз.  

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!