Rambler's Top100
Статьи ИКС № 03 2011
Руслан ЗАЕДИНОВ  09 марта 2011

Облако начинается с каталога услуг, а не с виртуализации

Термины «облачные вычисления» и «виртуализация», а также их взаимоотношения участники рынка зачастую понимают неправильно, предупреждает Руслан ЗАЕДИНОВ, руководитель направления центров обработки данных компании КРОК.

Руслан ЗАЕДИНОВ, руководитель направления центров обработки данных компании КРОК.– Многие считают виртуализацию первым шагом к облачным вычислениям. Какими тогда должны быть следующие шаги?

 

– Начнем с того, что виртуализация не является первым шагом к облачным вычислениям. Возможно, в распространении подобных недоразумений виноваты вендоры, которые активно продвигают облачные вычисления в стиле политической агитации, не объясняя заказчику всю подноготную облака. Нужно четко понимать, что облачные вычисления – это одна из моделей аутсорсинга. Внешнего аутсорсинга, если речь идет о публичном облаке, построенном на ИТ-инфраструктуре провайдера, или внутреннего в случае частного корпоративного облака. А главное правило аутсорсинга гласит: на аутсорсинг можно отдать только те процессы, которые хорошо формализованы и для которых есть четкие метрики определения результатов и характеристик. Поэтому облачные вычисления, как и любая другая разновидность аутсорсинга, начинаются с каталога услуг, а виртуализация представляет собой лишь один из технологических кирпичей, использующихся при построении физической инфраструктуры облака.

 

Такой каталог услуг предоставляет бизнесу сторонний провайдер или собственная ИТ-служба. При этом совсем необязательно сразу же делать этот каталог высокоуровневым. Российский рынок облачных сервисов еще не созрел, пока реально можно говорить только о каталоге услуг инфраструктуры (Infrastructure as a Service, IaaS): услугах хранения данных, архивирования, резервного копирования, предоставления вычислительной мощности для выполнения тех или иных задач. По мере созревания рынка неизбежно дойдет и до массового распространения услуг электронной почты или виртуальных десктопов. Но в любом случае только при наличии каталога услуг можно говорить о реализующих эти услуги технологиях.

 

– Что же еще необходимо для построения облака?

 

– Первую технологию мы уже назвали, это виртуализация. Кроме того, организация облачных сервисов невозможна без автоматизации всех ИТ-процессов эксплуатации облака. Необходимым компонентом облака является и биллинг, позволяющий измерять ресурсы, потребленные заказчиками, чтобы они в итоге платили только за то, что реально использовали. А чтобы облако было одновременно экономически эффективным для провайдера и привлекательным для клиентов, необходима оптимизация всех его компонентов и процессов. Потому что клиенту недостаточно просто платить только за то, чем он пользуется, он хочет, чтобы размер этой платы определенным образом соотносился с теми капитальными и операционными расходами, которые он бы понес в случае покупки всех этих серверов и/или создания собственного дата-центра. Иными словами, кроме измеримости услуг в деньгах необходима и минимизация цен на эти услуги. В общем, в основе правильного облака как технической разновидности аутсорсинга лежат пять составляющих: каталог услуг, виртуализация, автоматизация, биллинг и оптимизация.

 

– Готовы ли российские заказчики потреблять ИТ-услуги из облака?

 

– Если клиент может выделить у себя какие-то процессы или задачи, которые он сумеет формализовать, у которых есть границы и метрики, то он готов к переводу этих сервисов в облако. Пока спрос на подобные услуги сосредоточен главным образом на уже упомянутых инфраструктурных облачных сервисах. Можно также отметить появление спроса на разворачивание резервных корпоративных вычислительных центров и услугу восстановления после сбоев (disaster recovery) – правда, пока это единичные проекты. Через год-два, полагаю, заказчики дорастут до потребления из облака прикладных решений. Наверняка среди средних и мелких компаний будет популярен сервис типа «1С» из облака». Скорее всего, хорошо пойдут сервисы, которые находятся на границе инфраструктуры и прикладных решений, например услуги создания аналитических отчетов по данным заказчиков. Такие услуги бывают востребованы лишь раз в квартал или в год, и строить для этих расчетов свою собственную инфраструктуру, которая будет почти все время простаивать, нецелесообразно. Кроме того, на аутсорсинг в облако наверняка будут выноситься услуги, которые сами заказчики предоставляют своим клиентам, например, различные веб-сервисы Интернет-магазинов или логистических компаний.

 

При нынешнем состоянии российского рынка пока сложно строить точные прогнозы развития частных и публичных облаков и сервисов, но наблюдения за настроениями наших заказчиков дают основания надеяться, что облачные сервисы будут очень хорошо востребованы в ближайшие годы. Во всяком случае мы готовимся к поддержке этого тренда: строим ЦОДы, разворачиваем инфраструктуру, запускаем бесплатное демонстрационное облако – ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.  

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!