Rambler's Top100
Статьи ИКС № 03 2011
09 марта 2011

От виртуализации к ИТ как услуге

Интерес к виртуализации как к средству повышения эффективности использования ИТ-инфраструктуры сильно активизировался в период кризиса. Но экономия на «железе» – это только начало, а более существенную оптимизацию потребления ИТ-ресурсов может дать модель облачных вычислений.

Игорь КОРНЕТОВ, технический директор EMC Россия и СНГ
Игорь СЮРТУКОВ, заместитель технического директора, «Verysell Проекты»
Виктор СОЛОДКОВ, региональный директор Juniper Networks в России и СНГ
Дмитрий РОМАНОВ, директор департамента инфраструктурных решений, Digital Design
Александр АЛЕКСАНДРОВ, коммерческий директор ЗАО «ТМК-Телехаус»
Эдуард ЛЫСЕНКО, руководитель дирекции инфраструктурных решений, TopS BI
Олег НАСКИДАЕВ, руководитель департамента маркетинга и развития, DEAC
Сергей ШУМАРА, эксперт по направлению «вычислительные комплексы», «Инфосистемы Джет»
Константин ЖУКОВ, руководитель направления интеграционных решений, SAP СНГ
Антон МАРЧЕНКО, руководитель отдела маркетинга Softline Cloud Services
«ИКС»: Основным стимулом для виртуализации считается возможность экономии. Какие есть еще доводы в ее пользу?

 

Игорь КОРНЕТОВ, технический директор EMC Россия и СНГ: Действительно, экономия, как правило, становится первым и самым очевидным движителем первого этапа виртуализации серверов, который реализуется исключительно «внутри ИТ» и затрагивает обычно только некритичные и специфические ИТ-приложения и сервисы. Самое интересное, однако, начинается при проникновении виртуализации в сферу бизнес-критичных приложений, где основным движителем ее применения служит не экономия как таковая, а получение дополнительных выгод: более быстрый вывод сервисов на рынок, повышение динамичности, отказо- и катастрофоустойчивости и т.п.

 

Игорь СЮРТУКОВ, заместитель технического директора, «Verysell Проекты»: Ситуация с экономией неоднозначна: виртуализация требует немалых финансовых вложений и помогает сэкономить только в долгосрочной перспективе, что в наших реалиях не всегда оправдано. Оправданность виртуализации для каждой компании – отдельный вопрос, я даже склонен оценивать не применимость виртуализации для конкретной компании, а применимость ее под определенные ИТ-сервисы.

 

Виктор СОЛОДКОВ, региональный директор Juniper Networks в России и СНГ: При внедрении виртуализации основная экономия приходится на серверное аппаратное обеспечение, что, в свою очередь, влечет за собой снижение издержек на энергопотребление и охлаждение ЦОДа. Однако, если не использовать инновационные технологии и архитектуры, поддержка дополнительных технологий в ЦОДе может потребовать ещё больших вложений для обеспечения нормальной работы виртуальных машин. Например, затраты на строительство сети, обеспечивающей обработку большого объема данных в мобильных сетях, по традиционной трехуровневой модели могут оказаться настолько высоки, что выгода от использования виртуализации будет полностью поглощена издержками, порожденными работой поддерживающих технологий. Поэтому вместе с виртуализацией надо использовать новые сетевые архитектуры.

 

Дмитрий РОМАНОВ, директор департамента инфраструктурных решений, Digital Design: Экономия от развертывания даже небольшой системы заметна практически сразу: например, при использовании виртуальных серверов вместо физических она может составлять 30% и более от стоимости решения. Экономия за счет сокращения затрат на администрирование, как правило, не является значимой, а самую большую выгоду компании получают за счет повышения эффективности развертывания и использования бизнес-приложений. Так, развертывание системы электронного документооборота на рабочих станциях с применением технологий терминального доступа может более чем вдвое сократить сроки внедрения новой системы или подключения новых пользователей, а также заметно уменьшить количество возникающих инцидентов и время их решения.

 

«ИКС»: Что мешает виртуализации критически важных для бизнеса приложений? Есть ли уже успешные проекты в этой сфере?

 

И. СЮРТУКОВ: Виртуализация усложняет ИТ-инфраструктуру, а также накладывает ряд технических ограничений. Оба этих фактора неприемлемы для решений уровня business critical. Один из мощных факторов – личные компетенции ИТ-директора, который часто просто следует логике «работает – не трогай», с чем нельзя не согласиться, так как риски очень велики.

 

И. КОРНЕТОВ: Основным препятствием для виртуализации критически важных приложений мне представляется необходимость выйти за пределы ИТ-департамента. Технические и технологические проблемы для реализации таких проектов на настоящий момент в основном решены. В качестве второстепенного препятствия стоит, наверно, отметить отсутствие стандартов в этой области.

 

Александр АЛЕКСАНДРОВ, коммерческий директор ЗАО «ТМК-Телехаус»: Главные препятствия – это психология заказчика, привычная схема организации ИТ-поддержки бизнеса, а иногда и лоббирование руководителями ИТ-подразделений собственных интересов и бюджетов. Кроме того, провайдеру непросто убедить клиента, особенно крупного, имеющего собственный мощный парк оборудования и штат квалифицированных специалистов, в необходимости внедрения виртуализации. Преодоление этих трудностей – вопрос времени и терпения провайдеров.

 

Эдуард ЛЫСЕНКО, руководитель дирекции инфраструктурных решений, TopS BI: В первую очередь мешает то, что это критические приложения, а сами разработчики, особенно в представительствах компаний в России и СНГ, не имеют статистически значимого опыта подобных проектов. Системное продвижение услуг такого рода от крупнейших вендоров на рынке только начинается. Некоторые крупные компании на свой страх и риск уже идут по этому пути, и вполне успешно – переводя модуль за модулем на новые виртуальные платформы. Основной их стимул – экономия: просто они достигли почти максимальной утилизации приобретенных 5–7 лет назад мощных серверных комплексов, и дальнейшее развитие экономически целесообразно именно при миграции на виртуальные платформы.

 

«ИКС»: Каковы Ваши прогнозы развития ситуации на российском рынке виртуализации в ближайшие год-два? У каких компаний виртуализация будет пользоваться наибольшей популярностью?

 

Олег НАСКИДАЕВ, руководитель департамента маркетинга и развития, DEAC: Пока компании только присматриваются к возможностям виртуализации и начинают первые эксперименты. Но по мере приобретения некоторого опыта ИТ-руководители решатся на более радикальные изменения в своем хозяйстве. Процесс идет, и в ближайшие годы вопрос «переходить ли на виртуализацию?» сменится вопросом «как увеличить эффект от виртуализации?».

 

А. АЛЕКСАНДРОВ: В ближайшие год-два объемы проектов виртуализации, скорее всего, существенно вырастут. Этому должна способствовать и благоприятная экономическая ситуация, и нынешняя относительно небольшая доля проектов виртуализации в общем объеме рынка ИТ-услуг. Максимальных темпов внедрений, вероятно, следует ожидать среди организаций, имеющих сети территориально удаленных объектов, например, ритейловых сетей. Ну а локомотивом роста должны стать крупные компании, которые могут выделять ресурсы на внедрение передовых решений в сфере ИТ и имеют высокопрофессиональных ИТ-менеджеров со стратегическим подходом к планированию и развитию своего направления бизнеса.

 

Э. ЛЫСЕНКО: Некоторые аналитики предполагают, что к 2012 г. до 50% физических х86-серверов будет заменено виртуальными. Но я думаю, что этот показатель станет уже к концу 2011 г. существенно более сложным и не ограничится традиционными компьютерными платформами. Точками роста для технологий виртуализации станут облачные сервисы, как частные, так и публичные, где будут виртуализоваться и вычислительные ресурсы, и телекоммуникационные платформы балансировки и доставки, и интеграционные платформы-надстройки над отдельными серверами. Вполне вероятно, что появятся GRID-сети от разработчиков «тяжелых» бизнес-приложений.

 

«ИКС»: Виртуализация – одна из технологических составляющих для создания частных и публичных облаков и предоставления на базе этих облаков ИТ-сервисов корпоративным подразделениям и сторонним клиентам. Каков уровень готовности российских компаний, провайдеров и клиентов к этому переходу? Какие сервисы клиенты уже готовы отдать на аутсорсинг в облако провайдера, какие – нет?

 

И. СЮРТУКОВ: Провайдеры и клиенты пока психологически не готовы к внедрению облачных вычислений. Не все видят выгоду от таких решений и вполне закономерно опасаются сложностей при реализации подобных проектов.

 

Д. РОМАНОВ: Многие инфраструктурные проекты так или иначе являются шагами к созданию частного облака, поэтому можно считать, что почти все ИТ-службы морально готовы переводить внутренние сервисы в облака и уже движутся к этому. Решение о передаче на аутсорсинг тех или иных сервисов принимается с учетом многих факторов, в том числе критичности информации с точки зрения требований безопасности, необходимых ресурсов для развертывания и содержания сервисов внутри компании, возможности при необходимости перенести информацию от провайдера в свою внутреннюю инфраструктуру и т.д.

 

Сергей ШУМАРА, эксперт по направлению «вычислительные комплексы», «Инфосистемы Джет»: В сфере облачных вычислений российский рынок на несколько лет отстает от общемировых тенденций как по спросу, так и по предложениям, но это направление у нас активно набирает обороты. В частности, для малого и среднего бизнеса предложение в данной области более развито, а риски не так сильны. Сейчас большинство компаний СМБ-сектора имеет возможность перенести почту и документооборот в облака. На отечественном рынке все больше появляется предложений по автоматизации бизнес-процессов для данного сегмента рынка. Для небольших компаний и частных лиц публичные облака – нередко единственный способ получить необходимый сервис с приемлемыми затратами и сроками. Для крупных компаний с «зоопарком» в ИТ-инфраструктуре подойдут частные и гибридные облака.

 

Константин ЖУКОВ, руководитель направления интеграционных решений, SAP СНГ: Развитие облачных сервисов сейчас идет одновременно в двух направлениях. Первое – это использование приложений «по запросу», прежде всего средними и мелкими компаниями, т.е. услуги публичных облаков. Уже сейчас есть ряд СМБ-компаний, которые используют такие сервисы, как электронная почта, антиспам и антивирусные решения из облака. И здесь, я думаю, уровень готовности российского рынка высок, продвижение этих услуг в массы напрямую зависит от активности провайдеров. Я уверен, что в ближайшее время количество компаний, использующих облачные сервисы, возрастет, а список этих услуг будет продолжать расширяться. Второе направление – создание частных облаков в рамках ЦОДов крупных компаний или провайдеров ИТ-инфраструктур. Процесс этот идет очень активно и в ближайшее время должен дать свои плоды. Пока рано рассчитывать, что крупные компании в России будут выводить свои критически важные процессы и строго конфиденциальную информацию в публичные облака. Но использование частного облака для оптимизации ИТ-инфраструктуры средних и крупных компаний уже выглядит вполне разумным и, что немаловажно, экономически эффективным.

 

Антон МАРЧЕНКО, руководитель отдела маркетинга Softline Cloud Services: Нынешний уровень готовности провайдеров и клиентов к переходу на облачную модель получения ИТ-сервисов можно назвать средним. Многие наши заказчики уже внедрили у себя виртуализацию, находятся в стадии построения внутреннего облака и переводят в него часть своих внутренних ИТ-сервисов. Есть и клиенты, которые пропустили шаг с виртуализацией и решили сразу приобрести по облачной модели сервисы электронной почты и почтовой безопасности. Более того, наблюдается даже противоположная тенденция: виртуализация ограничивает возможность перехода клиента в облака. Так, один из заказчиков отмечал, что если бы он строил ИТ-инфраструктуру компании с нуля, не имея на балансе большого количества «железа» и дорогих лицензий, он бы предпочел сразу начать с облачной модели, но сейчас ему придется ждать, пока текущие ИТ-активы отслужат свой срок.

 

Клиенты готовы сейчас отдавать на аутсорсинг в основном те сервисы, в которых не происходит обработки и хранения критически важных для компании данных, так как компании еще не полностью доверяют своим контрагентам и не готовы передавать им конфиденциальную информацию. Исключением является, пожалуй, только корпоративная электронная почта, которую клиенты охотно отдают во внешнее облако, что позволяет при минимальных затратах избавиться от множества проблем. Бизнес-решения «из облака» пока еще не пользуются большим спросом в нашей стране, но это связано скорее всего с небольшой глубиной проникновения бизнес-систем на российский рынок в целом, а не с особенностями облачной модели.

 

«ИКС»: На какие облачные сервисы спрос на российском рынке есть уже сейчас, а на какие появится через год-два? Каков ваш прогноз развития в России частных и публичных облаков и сервисов, построенных на облачных платформах?

 

К. ЖУКОВ: Наиболее востребованы сейчас почтовые решения, антивирусная почтовая защита, антиспам, средства коллективной работы. И есть достаточно провайдеров, предлагающих такие решения. В течение года-двух я предполагаю повышение спроса на офисные приложения в облаках, облачные CRM-решения и решения для различных линий бизнеса средних и крупных предприятий (электронные закупки, найм персонала и т.д.), хотя распространение последних сильно зависит от того, как у нас заработает закон о защите персональных данных. Тем не менее я уверен, что облака неминуемо охватят наш российский регион и страны СНГ, причем для компаний разного размера путь к облачным технологиям может сильно различаться: крупные компании будут использовать частные облака, а малые и средние обратят свой взор на сервисы и приложения в публичных.

 

А. МАРЧЕНКО: Если судить по нашему каталогу, на сегодняшний день наибольшим спросом пользуются услуги электронной почты из облака, почтовой безопасности (антиспам и антивирус), а также сервисы коллективного взаимодействия и видеоконференций. В ближайшие год-два мы прогнозируем рост спроса на корпоративные порталы и CRM-системы. В целом интерес к публичным облакам и SaaS-решениям стабильно растет и в ближайшие годы мы ожидаем значительного развития рынка. Что касается частных облаков, этот сервис уже неплохо развит в России (многие крупные компании имеют собственные ЦОДы и облака), и он будет еще активнее завоевывать корпоративный сегмент в ближайшие годы вместе с публичными облаками.

 

С. ШУМАРА: Безусловно, спрос на облачные сервисы в России есть. Однако предложения со стороны облачных провайдеров не покрывают многих задач бизнеса. Выход же из такой ситуации, по нашему мнению, состоит в постепенном переходе от существующей архитектуры к частному облаку путем поэтапного внедрения элементов облачных вычислений. В ближайшие годы крупные российские компании все чаще будут строить собственные частные облака, а компании СМБ будут постепенно уходить в публичные. На этом рынке следует ожидать появления нескольких крупных игроков, созданных в форме партнерства с ведущими западными вендорами. Стоит также ожидать появления нескольких поставщиков облачных услуг, базирующихся на открытых технологиях и ориентированных на услуги для государственного сектора. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!