Rambler's Top100
Статьи ИКС № 04 2011
Наталия КИЙ  05 апреля 2011

Символ мобильных 2010-х

В ближайшие десять лет мы обречены говорить и думать об LTE...

...политкорректно разделяя понятия Long Term Evolution и 4G, памятуя о том, что 4-е поколение в системе координат ITU – это LTE-Advanced и WiMAX 2 (802.16m).

 

...отдавая себе отчет в том, что оборудование LTE-Advanced появится не раньше 2016 г., пока вложившиеся в производство нынешнего LTE Release 8 вендоры не «отобьют» инвестиции, а операторы не соберут урожай. А значит, жить нам в плену очередных маркетинговых мифов о 4G, стрелы которых направлены не столько даже на рынок массового спроса, сколько на В2В.

 

...веря прогнозам, что к 2020 г. весь трафик в мобильных сетях перетечет в LTE.

 

...отказываясь верить утвержденному распоряжением Правительства РФ от 21 января 2011 г. № 57-р Плану использования полос радиочастот в рамках развития перспективных технологий в РФ, по которому самый ранний срок проведения конкурса или выпуска решения ГКРЧ по частотам, а также планируемый срок предоставления услуг отнесен к 2014–2016 гг.

 

...полагаясь на заверения представителей Минкомсвязи, что 2014–2016 гг. в открытом Плане использования полос радиочастот.., который является «отблеском» более точного закрытого документа, – это конечные сроки, а более ранние не исключены, в том числе даже текущий год.

 

...надеясь, что невиданное по калибру участников СП, а фактически – сеть совместного использования, или, выражаясь словами одного из ее участников, «аэропорт, где работают разные авиакомпании», сдвинет процесс с мертвой точки гораздо раньше отдаленных 2014–2016 гг.

 

Сегодня вокруг символа новой жизни и нового передела рынка по имени LTE идут споры и позиционные бои ценою в миллиардный бизнес.

 

800, 900, 1800, 2100... Претенденты и фавориты

 

Как известно, на январь 2011 г. аналитики насчитали по миру 17 коммерческих сетей LTE (в Европе и США) и 180 операторов в 70 странах, инвестировавших в развитие этих сетей. К началу следующего года плату с абонентов будут собирать уже 64 сети LTE. Если чуть ли не десять лет назад грамотные специалисты почти шепотом не советовали спешить с технологией UMTS (а рынок и конкуренция все равно свое взяли), то по поводу LTE, похоже, рекомендаций «подождать» нет: слишком велика цена последствий. По данным исследования Cisco VNI Mobile и внутренних исследований «Вымпелкома», требуемая приложениями средняя скорость доступа для мобильных устройств – 0,34 Мбит/c, в 2012 г. она составит 0,55, в 2014-м – 1,41, а в 2015-м – 2, 25 Мбит/с. Если для голоса и MMS скорости, близкие к LTE (теоретически до 326,4 Мбит/c, на практике пока до 80 Мбит/c), не нужны, то, например, для услуг электронного и мобильного правительства они будут необходимы.

 

Перипетии публичной жизни LTE хорошо известны. Игроки рынка продолжают дискуссии и о том, в каком диапазоне частот технологии и сети будет комфортнее, невзирая на то что январским Планом использования полос радиочастот LTE и WiMAX отведены самые высокие частоты.

 

По мнению руководителя департамента технологического развития сети доступа «Вымпелкома» Александра Балюка, озвученному на недавней конференции Минкомсвязи «Радиотехнологии-2011», диапазоны 900 и 2100 МГц – более «удел» UMTS, нежели LTE. Аргументы следующие.

 

С одной стороны, использование ресурса в диапазоне 900 МГц может дать существенный выигрыш перед диапазоном 2100 МГц. Скажем, покрытие вне зданий у сетей UMTS-900 в сравнении с UMTS-2100 в 3–5 раз больше. По результатам испытаний финского оператора Elisa и самого «Вымпелкома», ожидаемое сокращение затрат на покрытие пригородов и сельской местности сетями UMTS-900 составляет 50–70% по сравнению с UMTS-2100. По убеждению А. Балюка, экосистема для внедрения UMTS-900 сформировалась: все основные поставщики имеют коммерчески доступное сетевое оборудование; рост проникновения двухдиапазонных 3G-терминалов превысил рост однодиапазонных в два раза; более 50 моделей терминалов с поддержкой UMTS-900 доступны на рынке России; есть положительные результаты тестов на ЭМС. На сегодня в мире 25 коммерческих сетей UMTS-900. Первая начала работу в 2007 г. в Финляндии (оператор Elisa), последняя, или, как говорят, крайняя, – в 2010 г. в Южной Африке (оператор Сell C). Среди приверженцев UMTS-900 – Vodafone, TeliaSonera, TELE2, Orange.

 

Частотная схема работы Telenor Sweden

 

900 МГц – планируется использовать под UMTS

 

1800 МГц – планируется отдать под LTE

 

2100 МГц – планируется под UMTS

  800 МГц – планируется конкурс на цифровой дивиденд для LTE

Источник: «Вымпелком»  

С другой стороны, по мнению А. Балюка, своей экосистемой обзавелся и UMTS-2100, а 3G в целом имеет большой технологический запас с точки зрения пропускной способности радиоинтерфейса. «В ближайшем будущем использование диапазона 2100 для других технологий, кроме UMTS, не представляется целесообразным», – считает А. Балюк.  

1800 МГц – еще один претендент на частотную корону LTE. Сетевое оборудование коммерчески доступно, поставщики терминалов поддерживают, европейские операторы анонсируют запуск сетей. За LTE-1800 в России в силу исторических и бизнес-причин могут сражаться «Вымпелком», «Скай линк», имеющий сеть GSM-1800, и конечно же TELE2. Российское представительство этой компании обслуживает 60% ее абонентов, а приносит 27% выручки. «TELE2 проявляет маниакальное упорство по сокращению затрат в компании. Но в России себестоимость трафика высока, так как это сети 2-го поколения», – прокомментировала директор по стратегии и развитию «TELE2 Россия» Светлана Скворцова на конференции «Радиотехнологии-2011». Надежд на LTE-1800 она не скрывает, как и озабоченности настороженным отношением регулятора к зарубежной компании.

 

Фаворитом LTE является диапазон 800 МГц. Его преимущества как достаточно низкого в частотном спектре диапазона для России очевидны. К ним А. Балюк добавляет развитую сетевую инфраструктуру и сетевые элементы, которые можно переиспользовать при внедрении LTE, наличие парного диапазона для реализации технологии в области более высоких частот для поддержки развития сети с точки зрения емкости, наконец, потенциал реализации концепции network sharing. Европа определила 800 МГц как один из основных европейских диапазонов для внедрения LTE. Проводятся аукционы на частотный ресурс (например, в Швеции), идет тестирование, в Германии запущена коммерческая сеть.

 

А тем временем где-то

 

Технология LTE переживает такой период своего жизненного цикла, когда каждое ее материальное воплощение воспринимается с интересом и восторгом, сравнимыми с радостью и страхом родителей по поводу первых шагов ребенка.

 

Совместное предприятие по имени Net4Mobility создано компаниями TELE2 и Telenor, каждая из которых получила в результате конкурса по 20 МГц (поставщик сетевого оборудования – Huawei, ядро сети – NSN). В 2010 г. была запущена коммерческая сеть LTE, ныне работающая в Стокгольме, Гетеборге, Мальмё и других городах Швеции. Сеть поделена между компаниями по географическому принципу, работает на частоте 2600 МГц, имеет планы освоить диапазон 900 МГц. «Net4Mobility позволит быстрее развернуть покрытие нового поколения и дать более высокие скорости по всей стране. Мы получили экономию CAPEX и OPEX в 40–50% по сравнению с тем, как если бы строили собственную сеть», – сообщила С. Скворцова. По ее же информации, скорость мобильного Интернета в сети в 10–15 раз выше, чем в 3G/HSPA; в 4–6 раз снижены задержки при передачи данных; а время ожидания в сети LTE (10–15 мс) в несколько раз ниже, чем в UMTS. Более того, LTE способна заменить DSL в регионах. К концу текущего года LTE покроет 100 городов страны, а в 2012 г. охватит территорию, где живет 99% населения Швеции. «TELE2 не позиционирует 4G как отдельную услугу», – говорит С. Скворцова. Компания делает ставку на услуги с улучшенным покрытием и высокой скоростью. Один из высокоскоростных 4G-тарифов предполагает ежемесячную плату в 299 шведских крон, что соответствует 34 евро.

 

 

Некая технология LTE под брендом 4G связала в крепкий узел политику на уровне президента и премьера, бизнес, регулирование, оборонку, конверсию ограниченного национального ресурса. И это в условиях, когда потребительский рынок все еще в стадии освоения порции новаций под брендом 3G и ни о чем «таком» пока не помышляет. Но уже скоро услышит слово «надо» и пойдет строем под флагом технологических инноваций, грозящих превратиться в национальную идею по эту сторону МКАДа.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: