Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 04 2011
Алексей Николаевич НИЧИПОРЕНКО  05 апреля 2011

Локализация по законам глобализации

В лицензии на частоты для создания сетей беспроводного радиодоступа, полученной «Ростелекомом», есть требование использовать оборудование отечественного производства. Но как его определить? Не довольствуясь существующими двумя методиками расчета уровня локализации, компания предложила собственный ответ.

Алексей НИЧИПОРЕНКО, старший вице-президент ОАО «Ростелеком»Методика made in «Ростелеком»

 

Предложенная Минпромторгом России методика определяет степень локализации на основе опыта автомобильной промышленности, вычисляя ее как отношение объема комплектующих, произведенных за рубежом, к объему комплектующих, произведенных в России. Однако такой подход не позволяет набрать за счет российских компонентов 60% стоимости продукта, необходимые для признания его отечественным. Методика не учитывает затраты на разработку ПО, а только стоимость компонентов. Между тем российские предприятия отрасли производят не более 5% комплектующих. Но самое главное – методика Минпромторга не учитывает реалии современного телекоммуникационного рынка: глобальность (мировые производители имеют центры разработки и производства в разных странах, большая часть компонентов выпускается сторонними компаниями по лицензии, ни в одной стране доля создаваемой стоимости конечного продукта не превышает 20–25%) и инновационность (стоимость ПО в современном оборудовании – не менее 50%, материалов – не более 15%).

 

Очевидно, что к определению параметров статуса российского производителя и расчетам уровня локализации производства телекоммуникационного оборудования необходим иной подход.

 

«Ростелеком» совместно с ведущими мировыми телеком-вендорами – Alcatel-Lucent, Ericsson, Huawei, Nokia Siemens Networks и ZTE – разработал методику, в которой расчеты базируются не на цене использованных комплектующих, а на суммарном вкладе всех составляющих полной себестоимости продукта. Наверное, это редкий случай, когда пять работающих на российском рынке производителей сели за стол переговоров для того, чтобы выработать общий подход. Пять компаний в принципе договорились не то что открыть друг другу процентное соотношение составляющих в себестоимости своей продукции, но согласовать границы структуры затрат. Для любой компании это – самый большой секрет. И он был приоткрыт для того, чтобы мы могли предложить Минэкономразвития некую методику, альтернативную той, что «куплено в России – значит, российское». Работа заняла около четырех месяцев, и сейчас мы готовы представлять ее на всех уровнях.

 

Три ключевых аспекта методики:

 

• основывается на полном цикле создания стоимости продукта;

 

• отражает глобальность и инновационность, а также перенос интеллектуальных прав в Россию;

 

• устанавливает эффективные с точки зрения развития отечественного производителя пороговые значения  локализации, необходимые для присвоения оборудованию статуса «российский продукт», на реалистичном уровне.

 

Локально произведенная стоимость рассчитывается в два шага. Шаг первый – расчет взвешенной локально произведенной стоимости (Local Value, LV):

 

Шаг второй – расчет окончательной локальной стоимости с учетом множителя полного цикла (Final Local Value, FLV):

 

 



где X – множитель полного цикла, который повышает вес локально произведенной стоимости в случае, если суммарный вклад НИОКР и производства превышает определенный порог.

В приведенном в таблице примере использовались теоретические модели расчетов, но финальная редакция методики должна учитывать различные варианты, чтобы результаты расчетов отражали все возможные ситуации. Чтобы создать равные условия для всех участников рынка, для разработки финальной редакции методики и определения используемых коэффициентов в качестве независимых экспертов предполагается привлечь признанные аудиторские компании; величины коэффициентов должны быть согласованы со всеми заинтересованными сторонами.

 

Мы считаем, что предложенную методику определения отечественного производителя телекоммуникационного оборудования следует принять в кратчайшие сроки и при необходимости доработать. Это будет способствовать развитию отечественного производства и привлечению новых технологий и разработок в Россию.

 

Место под солнцем

 

Телекоммуникации – сегодня одна из немногих отраслей, которая действительно стала глобальной. Пожалуй, ни одно радиотехническое изделие не разрабатывается и не производится полностью в какой-либо одной стране (может быть, за исключением США для военной отрасли). Весь телеком, работающий на потребительский рынок, глобален. При этом сложилось некое разделение труда по странам – китайцы обычно занимаются производством и сборкой, Индия – софтом. R&D-центры находятся везде, от Китая до США. И весь мир признает, что Россия умеет делать качественный интеллектуальный продукт, причем продукт действительно инновационный, востребованный не только в России, но и по всему миру. Это учитывалось при создании новой методики, с применением которой российская составляющая продукта окажется достаточно высока, поскольку он будет потребляться во всем мире (весовые коэффициенты, используемые в нашей методике, позволяют повысить приоритет R&D и производства софта и для поставщиков, и для потребителей).

 

Что касается созданного в России софта, то производители готовы патентовать его в нашей стране. И это тоже очень важно, поскольку говорит о том, что мировое сообщество готово принять Россию в свой клуб. Соответственно, мы должны проявить стремление в этом клубе оказаться. Мир становится глобальным, нам нужно это признать – и найти свое место в глобальном мире. 

Б л и ц   в д о г о н к у

 

– «Ростелеком» намерен строить сети LTE. Означает ли это, что те российские компании, которые разработали оборудование для WiMAX, автоматически будут отвергнуты?

 

– Нельзя поддерживать запретительно. Поддерживать нужно только стимулирующими мерами. Но не надо пытаться использовать паровую телегу только потому, что мы умеем ее делать, и говорить, что никто не имеет права завезти к нам бензиновый автомобиль, потому что мы все равно будем использовать паровую телегу. Такой подход в итоге сказывается на потребителе – качество ниже, цены выше. Стимулирование разработок и привнесение инноваций в страну – нечто совершенно другое.

 

– Когда планируется построить сети?

 

– У нас на LTE 39 лицензий, и по их условиям мы должны запустить сети в эксплуатацию в ноябре этого года. Но, к сожалению, Минобороны, которое в свое время подписало документы о высвобождении частот, отклонило нашу коммерческую заявку на эти частоты. И сегодня мы с Минобороны находимся в процессе переговоров. Дальнейшее зависит от их результатов. Есть два варианта. Если получим окончательный отрицательный ответ, то в принципе мы можем идти в суд. Однако регулятор может перенести сроки начала оказания лицензионных услуг, поскольку задержка происходит по не зависящим от нас обстоятельствам. Вопрос выбора производителя будет решаться параллельно. Пока мы не понимаем, какие сроки ставить перед производителем, – нет смысла затевать тендеры.

 

– Как лично вы считаете, в кругу мировых вендоров могут появиться новые значимые имена?

 

– За последние 10 лет с рынка ушли бренды, которые казались незыблемыми, – Siemens, Nortel… С другой стороны, если бы 20 лет назад кто-нибудь сказал, что среди гигантов есть китайский производитель радиоэлектроники, то все бы громко смеялись. На мой взгляд, новые производители возникнут, скорее всего, в странах третьего мира – Индии, Бразилии, – где очень много вкладывают в R&D и, соответственно, смогут создать некий технологический задел, который позволит «выстрелить».

 

– Россия со Сколковом – нет?

 

– Сколково – это место, где решили собрать много умных людей. Но не надо забывать, что радиоэлектроника – это элементная база, институты и люди, которые умеют с элементной базой работать. Мы это за последние 20 лет потеряли, и восстановить это за три-четыре года невозможно. У нас есть потенциал, но мы должны четко понимать, в чем он и что востребовано в мире. Востребованы наши мозги, наш софт. Значит, государство в первую очередь должно направить свои усилия по поддержке российского именно сюда.  икс

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!