Rambler's Top100
Статьи ИКС № 04 2011
Иан Симпсон  05 апреля 2011

Статус-кво в глобальном бизнесе

Иэн СИМПСОН, директор российской лаборатории систем и технологий IBM и единственный иностранный гражданин в российской R&D-структуре компании, признает, что в локализации один из самых щепетильных вопросов – авторские права. Но найти взаимовыгодное решение возможно.

Иэн СИМПСОН, директор российской лаборатории систем и технологий IBM – Лаборатория IBM в России – пример глобального распределения труда. Противники глобализации называют ее главной целью использование дешевой рабочей силы…

 

– Это превратное мнение. Если бы экономический вопрос был основным, то все разработки велись бы в Индии либо в Китае, где стоимость труда специалистов значительно ниже, чем в России. Причин присутствия лаборатории в России две. Первая – наличие динамично растущего рынка. Здесь огромный потенциал развития ИТ. С одной стороны, объем ВВП России примерно в два раза выше, чем в других странах БРИК, и с точки зрения инфраструктуры и наличия сетей Россия тоже на шаг впереди. С другой стороны, затраты на информационные технологии в России составляют всего 0,5% ВВП. Для сравнения: на зрелых рынках на информационные технологии тратится 4% ВВП. Лаборатория – это своего рода мостик для общения с локальными заказчиками, который должен способствовать увеличению объема трат на ИТ с 0,5% до 4% ВВП. Вторая причина – возможность привлечь высококвалифицированных талантливых специалистов, которые выходят из российских университетов.

 

– Сколько программистов сейчас работает в лаборатории?

 

– Точную цифру я называть не стану, но могу сказать, что пять лет назад в пресс-релизе, выпущенном по случаю открытия лаборатории, упоминалось о планах набора 200 специалистов, и этих планов компания не меняла.

 

– Какие проекты сейчас они выполняют?

 

– На повестке дня у нас несколько проектов в области разработки операционных систем z/OS, z/VSE и z/VM и промежуточного ПО (СУБД IMS и DB2) для этих ОС. Наши инженеры выступают также экспертами при работе отдела продаж IBM в России с местными заказчиками. С 2009 г. открыто исследовательское направление, в его рамках ведутся проекты в области технологий, которые либо лягут в основу новых продуктов, либо изменят с технологической точки зрения существующие продукты. Есть место и «свободному творчеству»: недавно наши специалисты разработали сервис на основе облачных вычислений для университетов, который является аналогом социальных сетей. Система уже запущена в нескольких американских вузах, и мы полагаем, что она будет востребована в российской академической среде.

 

– Некоторые транснациональные компании заявили об участии в проекте «Сколково». У IBM есть такие планы?

 

Мы хотели бы найти правильную модель работы с фондом «Сколково». IBM стремится расширять культуру инноваций и готова переносить ее в Россию. Мы намерены найти проекты, которые вовлекали бы локальные ресурсы и исследователей, локальные университеты, для получения значимых результатов. В результате сотрудничества должна образоваться инновационная среда – навыки, контакты, целая культура, которая позволит российским исследователям самостоятельно формулировать собственные задачи.

 

– Есть желание получить статус отечественного производителя в России?

 

– Для лаборатории это не самоцель. Мы останемся в рамках сети из 40 лабораторий, которые разрабатывают продукты компании для всех стран мира. Но если учесть, что в лаборатории и в российском офисе IBM работают только российские граждане, то в некоторых аспектах производства продуктов для локального рынка – возможно, да.

 

– Какие грани компания не готова перейти в локализации?

 

– Один из самых щепетильных вопросов – кому будут принадлежать авторские права на интеллектуальную собственность, созданную в результате проекта, который был реализован совместно с российской компанией. Всегда сложно найти взаимовыгодное решение. Но мы открыты к диалогу и больших ограничений для себя не видим. Мы исходим из того, что действительно нужно локальным компаниям или заказчикам, конечному пользователю. Это и есть приоритет для нас, а не какие-то ограничения.

 

– Есть ли прецеденты, когда авторские права получил партнер?

 

– у нас есть пример передачи локальной компании права интеллектуальной собственности для пользования в стране, где был реализован проект. У IBM остались при этом права пользования результатами проекта за географическими пределами этого рынка. Таким образом, для коммерческого использования на локальном рынке правообладателем являлась компания, которая выступала партнером IBM. Вполне реально, что такая практика может быть применима и на российском рынке.  икс

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!