Rambler's Top100
Статьи
07 апреля 2011

Поисковые системы в Рунете. Отчет за 2010 год

За два последних года в Рунете произошли существенные изменения на рынке поиска. В течение 2009 года на втором и третьем местах соответственно закрепились Google и Mail.ru (по доле поискового трафика, «излучаемого» поисковиками на российские сайты). Произошло это, судя по всему, за счет падения доли «Рамблера», которая уменьшилась до 2%. Лидером поиска Рунета практически по всем параметрам остается «Яндекс».

С января 2010 года «Яндекс» стал отбирать долю трафика – как у Google, так и у Mail.ru (с января 2010 года на поиске Mail.ru работал собственный «движок», а с сентября использовались результаты поиска Google). Меняются доли рынка и у «маленьких» поисковиков: падают доли Gogo, Yahoo и «Апорта», появляются и увеличивают долю поисковики мессенджеров QIP и ICQ. Но эти изменения не влияют на ландшафт в целом.

ДОЛИ ПОИСКОВОГО РЫНКА

В этой таблице сравниваются доли поисковиков по состоянию на декабрь каждого из годов: 2008, 2009 и 2010. Сразу бросается в глаза сильное падение доли «Рамблера», и в 2010 году – доли Mail.ru. Доля Google за 2009 год выросла, но в 2010 году упала даже ниже прежнего уровня. Доля «Яндекса» по сравнению с предыдущим периодом значительно выросла.

На приведенном графике отражена динамика изменения долей поиска за 2010 год. Стоит напомнить, что в 2006—2008 годах доля «Яндекса» снижалась, и к концу 2007 – началу 2008 года снизилась до 53%. Сейчас можно говорить о том, что «Яндекс» прекратил падение и начал уверенный рост (к концу 2009 года доля «Яндекса» выросла до 58% и продолжила расти, достигнув 64% к концу 2010 года).

Несмотря на очевидные тенденции, на этом графике можно заметить небольшое «волнение» в мае и августе 2010 года. В эти месяцы доля «Яндекса» немного падает, а Google растет. Вероятно, это связано с длинными майскими праздниками, когда большинство людей уезжает отдыхать за город, на дачу или в зарубежные туры. Второй период колебаний может быть связан с высоким сезоном августовских отпусков. Эта картина подтверждает мнение наших специалистов о том, что у разных поисковых систем разная аудитория.

Например, у «Яндекса», судя по изменению его доли, основную долю пользователей составляют сотрудники офисов и различных организаций, которые пользуются Интернетом преимущественно с рабочих компьютеров. В выходные дни, в праздники и во время отпуска многие из них не пользуются Интернетом и поисковыми системами. У Google велика доля «продвинутых» пользователей, хорошо разбирающихся в технологиях. Они привыкли постоянно находиться онлайн, поэтому на их активности сезоны отпусков и праздников не сказываются. Из этого можно сделать вывод, что Google в 2008–2010 годах не удалось перейти границы «продвинутой» аудитории и «выйти в народ».

ДОЛИ ПОИСКОВИКОВ ВТОРОГО ЭШЕЛОНА

Среди поисковых систем, которые занимают на рынке поиска долю меньше 1%, тоже происходят свои взлеты и падения (хотя эти колебания могут происходить в рамках статистической погрешности).

Bing.com

Тестирование нового поискового «движка» Microsoft вела еще летом 2008 года. А с мая 2009 года на смену Live.com пришла поисковая система Bing. Bing в первые месяцы существования продемонстрировал резкий рост даже в Рунете, хотя русская версия находится еще в стадии «бета». Но подняться выше 1% Bing пока так и не удалось.

Поиск QIP

В конце 2008 года на сайте программы для обмена мгновенными сообщениями QIP Infium был открыт поисковый сервис. Для поиска он использует базу «Яндекса». С ноября 2008-го по февраль 2009 года доля поиска QIP.ru выросла в два раза. Такой резкий рост объясняется тем, что при установке программы QIP Infium пользователю по умолчанию предлагалось установить стартовой страницей www.start.qip.ru, на которой была строка поиска. Многие пользователи машинально соглашались с предложением, и впоследствии у них при открытии браузера открывалась страница портала www.start.qip.ru с поиском. QIP.ru даже обогнал мета-поисковик Nigma. Правда, в 2009 и в 2010 годах доля Nigma постоянно сокращается.

Доли Yahoo, Gogo и «Апорта»

Доли поисковиков Yahoo, Gogo и «Апорт» в Рунете демонстрируют в 2010 году падение практически до нулевых значений. Для поисковой системы Gogo это связано с тем, что с сентября 2010 года идет перенаправление пользователей на основной поиск портала Mail.ru – www.go.mail.ru.

ОСНОВНЫЕ НОВОСТИ И СОБЫТИЯ ПОИСКОВИКОВ РУНЕТА

Общие тенденции

У поисковых систем в Рунете в 2010 году было немало общего, как в области технологий, так и в области маркетинга. К концу 2010 года рынок поиска по сайтам в Рунете оказался окончательно поделен между

двумя основными игроками – «Яндексом» и Google. Почти исчез с радаров «Рамблер», Поиск@Mail.ru стал партнером Google, Microsoft не проявляет заметного интереса к российскому рынку, и Bing.com пока получает только около процента переходов на сайты Рунета, несмотря на относительно высокое качество поиска.

Окончание финансового кризиса

Если 2009 год был временем «затягивания поясов», то в 2010 году ситуация изменилась.

В 2009 году, сокращая расходы, Google закрыл ряд проектов – Google Notebooks, Google Catalogs, Dodgeball, Google Video, Google Mashup Editor; приостановлено развитие нескольких других проектов. Компания приняла и меры для повышения своих доходов. Например, реклама AdWords появилась даже в поисковых подсказках. Сейчас рекламы в подсказках не видно, очевидно, этот способ размещения оказался не слишком эффективным. «Яндекс» в начале 2009 года тоже сократил расходы, а количество рекламных объявлений в «спецразмещении» «Яндекс.Директа» увеличилось до трех.

В 2010 году стало заметно ослабление кризисных настроений. «Яндекс» переехал в новый офис и стал энергично увеличивать штат. В начале февраля 2010 года в «Яндексе» появился двухтысячный сотрудник, а в конце ноября 2010 года – две тысячи пятисотый. Google в 2010 году приобрел несколько стартапов, а также опубликовал новые вакансии, в том числе от офиса разработки в Москве.

Общение с пользователями, блоггерами и прессой

«Яндекс» стал регулярно проводить для пользователей, разработчиков и СМИ различные мероприятия. Это «субботники», семинары, конкурсы и конференции. В рамках «субботников» разработчики и менеджеры различных проектов «Яндекса» рассказывают о принципах их работы и отвечают на вопросы. В октябре 2009 года стартовали совместные научные семинары «Яндекса» и Microsoft Research по информационному поиску. На семинарах выступают специалисты из России, Европы, США.

Google открыл новый форум для вебмастеров, где на вопросы отвечают представители компании. Для рекламодателей AdWords стали проводиться бесплатные вебинары – видеосеминары, обучающие работе с рекламной системой Google. Проводился также вебинар об использовании корпоративных приложений Google Apps.

У Mail.ru 14 сентября 2010 года прошла первая массовая бесплатная конференция – «Форум Технологий», где выступали в основном сотрудники Mail.ru с докладами о технических решениях, лежащих в основе разных сервисов портала. 16 сентября прошлого года Mail.ru провел первый Partners Day – топ-менеджеры компании рассказали об условиях партнерских программ для проектов Почта@Mail.ru, Платформа@Mail.ru и Деньги@Mail.ru.

Поисковые технологии

В работе над поисковыми технологиями у «Яндекса» и Google также есть сходство. Это объясняется не копированием работы конкурентов, а общими тенденциями отрасли. В настоящее время эволюция поиска выражается в смене парадигмы: от поисковика требуется «понимание» запроса пользователя не в формате «найдите мне то, что я сказал», а «найдите мне то, что я хочу». Понять, что хотел пользователь, все поисковые системы пытаются при помощи схожего набора поисковых технологий:

Отразился на развитии поисковых технологий и рост популярности смартфонов в России. В сентябре 2010 года Google и «Яндекс» объявили о запуске для российских пользователей голосового мобильного поиска. У «Яндекса» это приложение, способное искать на карте ближайшие магазины, рестораны, заправки и другие географические объекты, находящиеся недалеко от пользователя. У Google – приложение для полноценного поиска по Интернету с распознаванием голосового запроса.

Картографические и геоинформационные сервисы

В 2010 году одним из наиболее динамично развивающихся сервисов «Яндекса» стали «Пробки». Осенью компания провела исследование дорожной ситуации в Москве и отправила его результаты в Департамент транспорта и связи Москвы. Сейчас столичные власти ведут с «Яндексом» переговоры о создании совместного сервиса по информированию водителей о транспортной обстановке.

Также активно развивался проект «Яндекс. Карты». В апреле появился сервис «Народная карта», позволяющий пользователям редактировать, добавлять и описывать географические объекты. В июле «Яндекс» приобрел компанию «ГИС Технологии», которая предоставляет картографические данные. Поисковые компании выпустили и несколько развлекательно-вирусных проектов. «Яндекс» сделал на «Картах» игру в города; предложил пользователям с помощью панорам виртуальные прогулки по Москве, Киеву и Санкт-Петербургу; сформировал несколько путеводителей.

Мобильные «Яндекс.Карты» за этот период обрели заметную популярность, обросли новыми функциями, у них значительно усилился социальный компонент: пользователи могут отмечать на карте различные события (аварии, ремонтные работы и т.п.), общаться с помощью комментариев к пометкам (в результате получается своеобразный чат). Росту популярности проекта способствовало и то, что компания договорилась с МТС и «МегаФоном» о бесплатном мобильном трафике для пользователей «Яндекс».

В 2010 году Google запустил «Пробки» для Москвы и Петербурга. Google также расширяет свое «картографическое присутствие» в России. Разработано виртуальное путешествие Москва-Владивосток, оформленное как путешествие поездом по Транссибирской магистрали. Кроме того, на Google Maps появились русскоязычные карты мира.

Сервисы вопросов и ответов

Весной 2009 года стартовали «Яндекс.Ответы». К тому времени аналогичные сервисы у порталов-конкурентов «Яндекса» – Google и Mail.ru – уже были. Однако у «Яндекса» этот сервис стал не просто площадкой для общения, а поисковой системой по базам вопросов и ответов всего Рунета. В нее вошли блог-сообщества, тематические форумы, сайты с консультациями юристов, врачей и других специалистов и прочие ресурсы, где пользователи могли задать вопрос.

Если пользователь не находил удовлетворяющий его ответ на вопрос, то мог задать его аудитории сервиса «Яндекс.Ответов». Была разработана и сложная система баллов, по которой пользователи могли оценивать вопросы друг друга.

В июле 2010 года, несмотря на заметную пользовательскую активность, в «Яндексе» приняли решение отключить социально-игровую часть сервиса. Исчезла возможность задавать, обсуждать и оценивать вопросы, остался только поиск по базам вопросов и ответов. Официальной причиной было названо то, что сервис «не вносил существенного вклада в качество поиска».

В феврале 2010 года в «настройках поиска» Google стало возможно включить экспериментальную опцию «Поиск по вопросам и ответам». В отличие от «Яндекса», Google не пытался охватить все типы сайтов, где пользователи могут отвечать друг другу, а сконцентрировался на тех, которые четко Кроме того, Google приобрел стартап Aardvark – социальную сеть, участники которой задают друг другу вопросы и отвечают на них.

Поиск в режиме реального времени

Исследовав вопрос, «Яндекс» выяснил, что от 2% до 8% поисковых запросов посвящены событиям, происходящим «прямо сейчас» или случившимся совсем недавно. В ответ на такие запросы нужно выдавать самую свежую информацию. Для этого в 2010 году был запущен поисковый робот Orange. Обязанность Orange – находить самые свежие документы и выкладывать их на поисковые серверы в течение нескольких секунд.

Google решает ту же задачу с помощью подмешивания в поисковую выдачу контента из социальных сетей, в первую очередь Twitter, пользователи которого наиболее быстро реагируют на новости и происшествия. Обе поисковые системы добавляют к выдаче ссылки на свежие новости из онлайн-СМИ. Летом 2010 года был запущен Google Caffeine – новая система индексирования сайтов, одной из задач которой было ускорение получения самой свежей информации и попадания ее в выдачу.

Улучшение мира

Google и «Яндекс» претендуют на роль компаний, которые не только зарабатывают деньги, но и пытаются сделать не только Интернет, но и весь мир лучше. Так, например, «Яндекс» объявил войну popunder-рекламе в Рунете: поисковая команда официально заявила, что сайты с popunder-баннерами угнетаются в ранжировании. А вот для сайтов о благотворительности «Яндекс» предоставил специальные рекламные возможности. Google опубликовал в официальном блоге пост под заголовком «Сделаем Интернет быстрее», где представители компании рассказывали, что делает Google для повышения производительности своих продуктов и предложили пользователям делиться своими идеями. Продемонстрировал Google и заботу об экологии: «Мы делаем наш поиск быстрее, чтобы тратить меньше энергии и делать меньше выбросов. Сейчас один поисковый запрос потребляет 1 килоджоуль энергии и продуцирует выделение 0,2 грамма углекислого газа». Для вебмастеров Google запустил инструмент оптимизации скорости работы сайта. Google запустил для России программу Google Grants, позволяющую некоммерческим организациям бесплатно размещать рекламу через систему Google AdWords.

Первого марта 2010 года пресс-служба «Яндекса» сообщила о том, что в компании разработан собственный антивирус. Он обнаруживает зараженные сайты с помощью технологии, основанной на поведенческом анализе.

ЯНДЕКС

Концепция четырех страниц

Зимой 2009 года «Яндекс» решил прояснить для пользователей и экспертов стратегию компании и принцип расстановки приоритетов на ближайшее время. На корпоративном портале появился раздел «Четыре страницы Яндекса». Самыми важными для компании проектами в 2010 году были главная страница www.yandex.ru, страница результатов поиска, «Входящие» в Почте и «Яндекс.Карты». Остальные сервисы портала должны были быть связаны как минимум с одной из этих страниц.

Борьба с SEO -ссылками

Работа «Яндекса» в области поисковых технологий сказалась на развитии российского рынка интернет-маркетинга. Запущенная в 2009 году система машинного обучения «Матрикснет» кардинально изменила алгоритмы ранжирования сайтов. В построении поисковой выдачи стали учитываться сотни разных параметров (факторов ранжирования) веб-страниц. Оптимизаторам становится все сложнее влиять на выдачу путем покупки ссылок. Осенью 2010 года Александр Садовский заявил, что скоро вообще не будет смысла покупать ссылки.

Катализатором борьбы для «Яндекса» стало развитие сервисов автоматизированной закупки ссылок. Сейчас на рынке можно насчитать не меньше пяти систем, которые на основе настраиваемых фильтров выбирают и покупают ссылки с целью влияния на позиции сайтов в поисковой выдаче. Эти сервисы пытаются подстраиваться под меняющиеся требования поисковых систем и другие условия рынка и автоматизировать работу не только с обратными ссылками, но и со многими другими факторами ранжирования.

Сотрудничество с социальными сетями

В конце 2010 года было объявлено о двух событиях, значение которых для рынка сложно переоценить. Были заключены два партнерства, являющиеся знаковыми в свете растущей популярности социальных сетей и постоянного увеличения количества контента, находящегося в закрытой части таких сервисов. «Яндекс» договорился об индексировании содержимого «В Контакте» и Facebook – крупнейших соцсетей России и мира соответственно. Скорее всего, информация из соцсетей будет не только появляться в поисковой выдаче, но и использоваться как источник «социальных сигналов» о качестве или релевантности веб-страниц.

«Вертикальные сервисы»

В 2010 году открылись сразу несколько сервисов «Яндекса», работающих с информацией о товарах или услугах: Агрегатор вакансий, «Яндекс.Недвижимость», сервис «Банки». В сервисе «Яндекс.Авто» появились пользовательские отзывы об автомобилях, которые выводятся в основной выдаче. Контент из других перечисленных сервисов также попадает в поисковую выдачу yandex.ru, составляя конкуренцию сайтам компаний, предлагающих аналогичные услуги.

Партнерство с производителями

В результате договоренности с LG E lectronics в новой версии операционной системы телевизоров с возможностью подключения к Интернету, продающихся на российском рынке, появился виджет «Яндекса». Он показывает информацию из таких сервисов «Яндекса», как «Новости», «Погода», «Пробки», «Котировки», «Фотки» и «Телепрограмма». В декабре стало известно, что в браузерах новых бортовых компьютеров BMW установлена стартовая страница с сервисами «Яндекса» («Карты», «Пробки», «Новости», «Погода»).

Развитие мобильных приложений

Все больше сервисов «Яндекса» обзаводятся собственными приложениями для смартфонов. В 2010 году появились «Маркет», «Почта», поисковый виджет для Android, «Электрички» и «Метро» для iPhone, виджет «Мобильный Яндекс», делающий для пользователей мобильных устройств удобнее работу с порталом, мобильная версия социальной сети «Я.ру».

Подготовка к выводу на биржу (IPO)

К концу 2010 года СМИ и эксперты снова заговорили о скором выходе «Яндекса» на биржу. Аркадий Волож, генеральный директор компании, уклончиво говорит об IPO как о «возможном варианте развития», но слухов не опровергает. По описаниям вакансий финансовых и маркетинговых менеджеров «Яндекса» довольно ясно видно, что подготовка к скорому публичному размещению «Яндексом» ведется. Вероятный срок размещения – осень 2011.

Расширение границ

В мае 2010 года на домене Yandex.com заработал поиск «Яндекса» по зарубежным сайтам. В индексе этого поискового сервиса на тот момент было более 4 миллиардов страниц, 80% из них на английском языке. На Yandex.ru появилась опция «искать только по зарубежным сайтам». Англоязычный индекс до этого уже использовался на Yandex.ru для поиска по требующим этого запросам на иностранных языках. Топ-менеджеры «Яндекса» рассказали о том, что цель индексации зарубежных сайтов – сделать так, чтобы пользователям «Яндекса» не приходилось пользоваться другими поисковыми системами в случае необходимости найти что-то за пределами Рунета. Однако освещавшие его запуск СМИ практически единогласно назвали это событие «выходом на мировой рынок», «началом конкуренции на нем с Google».

В августе исследовательский отдел «Яндекса» сообщил, что запросы, по которым пользователи переходят на зарубежные сайты, «чаще касаются игр, новостей, туризма, IT, музыки и видео. Сравнительно редко в зарубежном «Яндексе» ищут ответы на вопросы, связанные с местными реалиями и устройством жизни,— про погоду, карты и адреса, медицину, школы и товары». 95% зарубежных сайтов, на которые переходят пользователи,— англоязычные. В сентябре поиск на Yandex.com стал мультимедийным, в выдаче появились картинки и видео.

Кроме дальнего зарубежья, ареной активности «Яндекса» являются страны СНГ. В апреле 2010 года открылась белорусская версия портала – yandex.by. Поиск на этом сайте использует машинную морфологию белорусского языка и работает по собственной формуле ранжирования. Другие сервисы также ориентированы на белорусскую аудиторию.

В июле 2010 года была запущена новая версия украинского поиска – теперь и на Yandex.ua в выдаче по геозависимым запросам «Яндекс» старается показывать сайты из того региона, в котором находится пользователь. Алгоритм также умеет переводить русскоязычные запросы на украинский и наоборот, производя поиск по обоим вариантам запроса. В отличие от российского, украинский Google пока не умеет учитывать географическое положение пользователя.

В июне 2010 года главная страница и интерфейсы главных сервисов «Яндекса» были переведены на татарский язык, поиск стал понимать запросы на этом языке. В июле была запущена собственная формула ранжирования для казахского «Яндекса». Однако пока в Белоруссии, Казахстане, Украине лидером поискового рынка остается Google (по статистике Liveinternet).

GOOGLE

Поиск с учетом регионов России

В отличие от «Яндекса», Google не делал публичных объявлений о том, что на результаты поиска по русскоязычным сайтам начало влиять местонахождение пользователя. Эксперты заметили регионализацию выдачи в начале 2010 года. Технологически организация поискового геотаргетинга у Google отличается от используемой в «Яндексе», поэтому количество региональных сайтов, размещение их на позициях выдачи и другие параметры у поисковых систем получаются разными.

У обоих игроков результаты применения геотаргетинга пока далеки от совершенства, но зависит это не только от работы поисковых систем. Нужно чтобы создавалось больше региональных сайтов, чтобы коммерческие и некоммерческие учреждения обзаводились собственными ресурсами.

Путь к массовой аудитории

По мнению Игоря Ашманова, большую часть аудитории Google в России составляют IT-специалисты и люди, увлекающиеся Интернетом (на жаргоне называемые «гиками»). Если Google не сместит фокус своей активности от этой аудитории к массовому сегменту – офисным служащим, подросткам, домохозяйкам, студентам и так далее – его доля в России не будет заметно расти.

В 2009–2010 годах Google пробовал разнообразными способами выйти на массовую аудиторию. Компания стала спонсором комедийной передачи «Даешь Молодежь» и рекламировалась в одной из ее сценок; совместно с телеканалом СТС запустила проект «Смехзавод» – конкурс смешных историй, проводящийся с целью найти перспективных авторов; выступала спонсором материалов женского журнала «Космополитен», в котором публиковались материалы о продуктах Google. Был запущен сайт «Источник открытий», на котором красочно и доступно рассказывалось о возможностях Google.

 «Покупки» – сделано в России

В 2010 году команда русского Google объявила о запуске сервиса «Покупки», который разработан в московском офисе Google и существует пока только для Рунета. Это опция, позволяющая осуществлять поиск по товарам в интернет-магазинах. В выдаче Google группирует одинаковые товары с разными ценами в разных магазинах. Сервис успели объявить конкурентом «Яндекс.Маркета», однако принцип работы у него совершенно другой. Это не товарная площадка, куда магазины сами загружают список товаров и назначают цену за покупателя. Это алгоритм автоматической  сортировки результатов поиска по Интернету. Благодаря отсутствию ручного труда и модерации, сервис от Google ищет все, что предлагается в Сети за деньги, в том числе, например, «интим-услуги». Или может подсказать, где «купить» звезду – то есть получить «права» на астрономический объект.

Эксперименты с «социальностью» и персонализацией

В ноябре 2008 года на презентации для российских журналистов Google рассказал о технологии SearchWiki, позволяющей пользователю влиять на поисковую выдачу. Каждую ссылку из поисковых результатов можно передвинуть выше, ниже или вообще удалить. К сайтам можно добавлять комментарии, которые будут видны другим пользователям. А вот перестановка позиций видна только самому пользователю – настройки сохраняются в его профиле Google. По словам представителей Google, голосование пользователей за ссылки учитывается и в «глобальном» ранжировании.

Летом 2009 года SearchWiki заработала и на Google.ru, но весной 2010 года Google от нее отказался. Вместо трех иконок появилась одна, в виде звездочки, позволяющая добавить любую ссылку в закладки и при последующих поисках видеть ее не в выдаче, а над ней, а также на странице закладок в профиле пользователя.

В 2009 году до России дошла еще одна полезная функция Google – панель Search Options («Настройки поиска»), которая позволяет отфильтровать поисковые результаты по типу контента (видео, форумы, обзоры и т.п.), времени публикации, посмотреть похожие запросы, поменять формат отображения выдачи.

Что касается персонализации поиска – в конце 2009 года было объявлено, что она работает теперь для всех без исключения пользователей Google. Раньше результаты подстраивались под пользователя, только если он имел профиль на Google и был авторизован. Впрочем, по словам разработчиков Google, персонализация не слишком радикально влияет на конфигурацию выдачи для конкретного пользователя.

Непоисково-социальные неудачи

Попытки привлечь пользователей к формированию поисковой выдачи пока остаются не слишком удачными – основная масса заинтересовавшихся очередной возможностью быстро остывает, энтузиастов слишком мало, причем значительную их долю составляют интернет-маркетологи и другие люди, преследующие собственные интересы.

Не слишком удачно складывается и жизнь непоисковых социальных проектов Google, запущенных в 2009-2010 годах. Ни Google Wave – сервис для организации совместной работы, ни Google Buzz («Живая лента») – агрегатор социальной активности друзей на разных площадках – не стали популярны.

Основной причиной их неудач аналитики считают наличие на рынке социальных сервисов сильных, давно закрепившихся игроков (в первую очередь, Facebook), пользователи которых не видят смысла переключаться на новинки Google.

Мгновенная индексация и поиск в реальном времени

Обслуживающий более искушенных западных пользователей Google понимает, насколько важно для поисковой системы работать максимально быстро и сокращать период между появлением информации в Интернете и ее появлением в поисковой выдаче. Поэтому слова «в режиме реального времени» все чаще появляются в описаниях разработок, экспериментов и релизов Google.

В 2009 году по некоторым запросам в выдаче google.ru стал появляться динамический поток актуального контента – записи из Twitter и других социальных сервисов, заголовки новостей и посты из блогов, опубликованные несколько минут назад.

О планах Google по разработке мгновенной индексации сайтов рассказал в марте 2010 года представитель компании на конференции Search Marketing Expo. По его словам, владельцы сайтов будут самостоятельно добавлять свежий контент в Google для мгновенной индексации. Система будет работать на основе протокола синдикации в реальном времени PubSubHubbub (сокращенно – PuSH). Но для того, чтобы она стала жизнеспособна, Google придется разработать защиту от поискового спама.

Google Instant – интерфейс мгновенного поиска

Осенью 2010 года Google запустил Instant Search («Живой поиск») – сервис, показывающий поисковую выдачу уже во время набора запроса. Механизм поисковых подсказок по первым слогам «догадывается» о содержании запроса и показывает вариант поисковой выдачи еще до того, как пользователь нажал кнопку «Поиск». Специалистам еще предстоит проанализировать, как сказалось это нововведение на поисковой доле Google, насколько оно удобно и нравится пользователям и как оно повлияет на эффективность рекламы AdWords. Уже сейчас известно о значительном росте количества показов объявлений, но далеко не столь значительном росте кликов по ним.

Предпросмотр страниц

Еще одно мировое новшество Google, локализованное и для России – предпросмотр страниц в выдаче (Page Preview). Благодаря ему можно просматривать результаты поиска, не уходя с поиска Google. Кликнув по соответствующей ссылке, пользователь видит в правой части выдачи уменьшенную копию страницы и может оценить ее качество и релевантность. Эксперты считают, что для того, чтобы не потерять трафик с Google, владельцам сайтов теперь придется больше внимания уделять дизайну, удобству использования, оптимальной организации информации на сайте.

Обновленный Поиск по Блогам

В конце декабря 2010 года Google превратил свой поиск по русскоязычной блогосфере  из одинокой поисковой строки в брата- близнеца Google News. Сервис работает по той же технологии, что и «Новости»: отображаются популярные темы, последние сообщения, посты из популярных блогов, график интереса к той или иной теме. Поиск по блогам, предоставляемый Google, среди русскоязычных пользователей Сети пользуется не слишком большой популярностью. Возможно, причина в том, что полнота его результатов существенно уступает тем, которые можно получить, воспользовавшись аналогичным сервисом «Яндекса».

MAIL.RU

Google вместо «Яндекса», Gogo вместо Google, Google вместе или вместо Gogo

В конце 2009 года истек срок договоренности о сотрудничестве между Mail.ru и «Яндексом». В рамках этого партнерства с января 2006 года «Яндекс» предоставлял Mail.ru поисковый «движок», на выдаче показывалась реклама «Яндекс.Директ», с которой Mail.ru получал доход. Продлению партнерства препятствовало нежелание Mail.ru в новом периоде  сотрудничества брендировать поиск «Яндекса» – указывать, кем предоставлена поисковая технология.

Mail.ru объявил о партнерстве с Google, который должен был предоставить поиск в формате white label (без указания бренда) и разрешить Mail.ru показывать рекламу AdWords, однако в январе 2010 года выяснилось, что на Search. mail.ru работает собственная технология компании. К апрелю 2010 года стало заметно падение доли переходов на сайты с поиска Mail.ru. Возможно, качество поиска оказалось недостаточно высоким или нагрузочная способность собственного поискового кластера Mail.ru была ниже, чем у «Яндекса» и Google (скорость отклика поисковика очень сильно влияет на долю рынка).

Осенью 2010 года компания Mail.ru стала использовать технологии Google для пользователей, которые ищут не по Рунету. Спустя некоторое время и выдача по Рунету стала похожа на выдачу Google. На конференции «Оптимизация-2010» в ноябре 2010 года руководитель разработки поиска Mail.ru Андрей Калинин так ответил на вопрос о сотрудничестве с Google: «на портале используется поиск Google и, частично, наш». В то же время поиск на сайте ICQ.com заработал на поисковом движке Gogo.ru под брендом Mail.ru. Таким образом, инвестиционный фонд DST, владеющий Mail.ru и ICQ, впервые объединил два своих актива.

Стратегия и партнерство

Летом 2010 года Mail.ru генеральный директор компании Дмитрий Гришин рассказал о стратегических планах и приоритетах Mail.ru.

Поиск компания считает важным сервисом, собирается работать над его качеством и бороться за рыночную долю. Компания делает серьезные инвестиции в поиск. Поисковый отдел за 2010 год вырос с 10 до 50 человек и продолжает пополняться. Благодаря рекламе AdWords поиск, по словам Дмитрия Гришина, «хорошо окупается». Преимуществом Mail.ru перед другими игроками рынка Дмитрий Гришин назвал наличие у компании популярной социальной сети («Мой Мир»). В социальных сетях генерируется все больше контента, который должен находиться в поиске. Но содержимое социальных сетей «запаролено», закрыто внутри личных страниц пользователей. Если социальная сеть и поисковая система находятся в рамках одной компании, им легче «договориться» об индексации контента, настроить синергию ресурсов.

РАМБЛЕР

Реорганизация, смена концепции

В 2010 году владелец «Рамблера» компания «Профмедиа» выкупила все его акции на Лондонской бирже и провела делистинг.  После ухода с биржи «Рамблер» перестал выпускать публичные отчеты о своих деловых показателях. Летом «Профмедиа» объединила «Рамблер» с другим своим активом – «Афиша.ру». Ольга Турищева покинула пост гендиректора «Рамблера», а объединенную компанию возглавил Николай Молибог.

Поиск: слово и дело

К началу 2010 года команда разработки поиска «Рамблера» значительно обновилась. Генеральный директор «Бегуна» Алексей Басов в одном из интервью сообщил, что доля «Рамблера» перестала падать. Специалисты из отдела поиска стали регулярно выступать на отраслевых конференциях с докладами о новых технологиях поиска.  Судя по тематике докладов, группа поиска интересовалась исследованием поведения пользователя, постклик-анализом его реакции на выдачу, созданием новых поведенческих метрик качества поиска. Однако на рыночной доле поиска «Рамблера» эти выступления пока не сказались.

Замена поисковой машины

В начале 2011 года начали распространяться слухи о грядущей установке на «Рамблер» поисковой машины от одного из поисковиков-лидеров: «Яндекса» или Google. Мотивация нового руководства «Рамблера» понятна: собственный поисковик требует значительных ресурсов, его рыночная доля уже очень мала, а новая команда управленцев (из «Афиши») с поисковыми технологиями никогда не работала. Таким образом, для нового руководства логично снять с себя ответственность за незнакомую область деятельности и потерю рыночной доли, установить поисковик от лидера рынка и заняться развитием портала как медийного проекта. Скорее всего, на портале будет установлен поиск от Google; судьба собственной поисковой машины и команды разработки пока неизвестна.

MICROSOFT

Поход на Восток

В апреле 2010 года Стефан Вейтц, глава Microsoft Bing Group, рассказал изданию Infox, что Microsoft заинтересована в экспансии на российский рынок поисковых систем, считает «Яндекс» своим главным конкурентом и в настоящий момент занята поиском его слабых мест. Microsoft считает, что для успешной экспансии необходимо понять, какие есть специфические потребности у российского пользователя и предложить сервис, который их удовлетворит. «Но состязаться один на один в отношении большого российского народа с ребятами из “Яндекса” – это непростая задача», – отметил руководитель Bing.

В США поисковая система от Microsoft в 2009 году стала самым быстрорастущим игроком рынка. К концу года доля Bing приблизилась к 10%, он занимает третье место после Google и Yahoo!. На второе место Microsoft планирует выйти в течение 5 лет.

 2011: новости начала года

Начало 2011 года ознаменовалось скандалом. 1 февраля в своем блоге Google обвинил Microsoft в том, что поисковая система Bing копирует результаты поисковой выдачи Google, используя для этого возможности Internet Explorer 8 – функцию Suggested Sites и тулбар Bing. Специалисты Google провели эксперимент – из Internet Explorer 8 они задавали специально созданные бессмысленные поисковые запросы, искусственно увязанные с веб-страницами. Запросы задавались со страницы Google. Примерно две недели спустя Bing начал выдавать в поисковой выдаче по этим запросам абсолютно идентичные результаты. По мнению Google это свидетельствует о том, что Microsoft занимается плагиатом.

В ответ на это обвинение топ-менеджеры Microsoft заявили, что эксперимент Google является некорректным, а обвинения в плагиате беспочвенными. Совпадение выдачи они объяснили тем, что для выдачи поисковая система автоматически собирает данные для улучшения качества поиска и, не найдя осмысленных результатов по бессмысленным запросам Google, поисковик Bing воспользовался вариантами, которые ранее пользователи получили через Google.

Споры о том, являются ли действия Bing плагиатом, продолжаются. Пока же ясно только одно – конкуренция между поисковыми системами становится все более острой, а для борьбы за пользователя используются все более разнообразные средства, как технологические, так и маркетинговые.

В своей статье, опубликованной на сайте www.ibusiness.ru, Игорь Ашманов оценил ситуацию так: «На мой взгляд, массового копирования результатов поиска Гугла в Бинге – нет. Наши анализаторы этого не показывают». По его мнению, ситуация говорит, скорее о том, что «поисковики в последние 2 года от анализа текста веб-страницы и ссылок на нее сильно сдвинулись в сторону учета пользовательского поведения на поиске и вообще в разных средах. Это означает учет кликов по результатам поиска, учет посещения сайтов с установленным кодом контекстной рекламы от поисковика (AdWords, «Директ», «Бегун»), учет запросов в тулбары и кликов по результатам, учет показываемых страниц в браузере на клиентском компьютере и т.п.»

По материалам аналитического отчета,

подготовленного компанией «Ашманов и партнеры»

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!