Rambler's Top100
 
 
Статьи ИКС № 05 2011
Валерий ЕРМАКОВ   05 мая 2011

«Через пять лет будем зарабатывать на монетизации контента»

Новые бизнес-модели должны приносить пользу, причем не одному игроку, а всему рынку, и в этом случае они заслуживают внедрения, убежден Валерий ЕРМАКОВ, первый заместитель генерального директора по операционной деятельности ОАО «МегаФон». 

Валерий ЕРМАКОВ, первый заместитель генерального директора по операционной деятельности ОАО «МегаФон»О векторе трансформации операторского бизнеса

Рынок телекоммуникаций меняется: если 10 лет назад, в сетях сотовой связи 2-го поколения доля «голоса» в структуре трафика составляла 100%, то сегодня, переведя минуты в мегабайты, мы видим, что 1% трафика в наших сетях 3,5–3,75G – это «голос», а 99% – данные. За 2010 г. выручка компании «МегаФон» от голосовых услуг выросла на 10%, а от услуг передачи данных – на 80%. Иными словами, уже сегодня мы стали провайдером услуг доступа в Интернет.

Нам всем очень повезло: проникновение Интернета в России сегодня находится на уровне 35%, а это означает, что еще пять лет оно будет расти не менее чем на 50% в год. Это сегмент с огромным потенциалом для роста, и тот, кто будет в нем доминировать, станет лидером рынка.

В 2009 г. мы увеличили нашу программу инвестиций в развитие сетей 3-го поколения – наверное, мы были единственной в России компанией, сделавшей это во время кризиса, – и снова пересмотрели ее в сторону увеличения в 2010 г. Вложив за три года в строительство 3G-сетей порядка $160 млн, мы смогли занять 45% рынка услуг мобильной передачи данных.

Однако превращение оператора голосовой связи в провайдера доступа – это промежуточный этап трансформации. Через пять лет наступит совершенно новый этап: мы как оператор выйдем на уровень монетизации контента. Это опять потребует изменений в инфраструктуре сети. На новом этапе у нас будет фактически универсальная сеть и такие обязательные для работы с контентом элементы архитектуры, как CDN (Content Delivery Network), ЦОДы, большой набор технологических платформ.  

О спросе на оптимизацию

Для того чтобы успешно конкурировать в быстрорастущем сегменте, необходимы дополнительные ресурсы. На российском рынке сотовой связи, который находится в стадии насыщения, искать эти ресурсы приходится внутри компании. Этим-то и вызван живой интерес – и наш, и других ведущих игроков – к моделям, обеспечивающим оптимизацию бизнеса: аутсорсингу эксплуатации сетей, совместному использованию сетей, а также совместному их строительству, – которые российские операторы ранее никогда не использовали.

Ряд филиалов компании «МегаФон» уже передал на аутсорсинг обслуживание пассивных элементов инфраструктуры: антенно-мачтовых сооружений, волоконно-оптических линий связи. И в настоящее время мы ведем подготовительные работы для организации опытной зоны на базе нашего Центрального филиала, чтобы отработать модель передачи на аутсорсинг всей нашей технологической инфраструктуры. Завершим мы их в августе-сентябре, чтобы определиться с выбором поставщика и в IV квартале 2011 г. запустить trial-зону. Тестирование этой модели займет, наверное, год, но мы и не спешим, поскольку хотим до принятия окончательного решения изучить ее влияние на параметры работы сети и качество обслуживания наших абонентов.

Что касается передачи на аутсорсинг элементов управления, тут мы уверены, что не следует забегать вперед. Ведь рынок растет с двух сторон: сегодня есть спрос, есть заказчик – оператор, а предложение пока формируется.

Если в условиях растущего высококонкурентного рынка любое изменение в сетевой инфраструктуре оператора воспринималось им как технологическое преимущество, то сегодня оно перестает быть таковым. В поисках возможностей для оптимизации затрат операторы начинают переходить к совместному использованию ресурсов. С этой целью компания «МегаФон» с прошлого года начала активно обмениваться башнями, ресурсами транспортной сети с МТС и «ВымпелКомом». Одним из ярких примеров такого сотрудничества может служить начатый нами совместный проект по созданию сотового покрытия вдоль трассы «Амур» (Чита – Хабаровск), завершить который планируется к 1 октября 2011 г.

Однако я думаю, что нам потребуется около трех лет для того, чтобы отрегулировать все вопросы такого взаимодействия. По окончании этого переходного периода совместное использование ресурсов станет неотъемлемым элементом индустрии.  

О моделях, которые требуют стабилизации рынка

Все вышеупомянутые бизнес-модели позволяют операторам сокращать затраты и сохранять фокус на основном сегменте, услугах мобильного ШПД – этим и объясняется их актуальность. Преимущества других, таких как MVNO, сегодня не столь очевидны. Тут рынок находится в поиске бизнес-схем, делающих деятельность виртуального оператора  выгодной для оператора базового, что непросто в России, где цена минуты PPM – самая низкая в мире.

С одной стороны, для базовых операторов MVNO – это очень хорошее решение, обеспечивающее глубокую сегментацию рынка. С другой – полноценным оно станет не раньше чем года через три, когда наступит стабильность рынка и процессом создания виртуальных операторов можно будет предсказуемо управлять.   

10% = 1,7%

Что сдерживает сегодня процесс трансформации телекоммуникационного рынка? Поскольку «голос» сегодня мигрирует в сторону IP (где ведущим игроком является компания Skype, работающая без лицензии), это поле деятельности нужно сделать более свободным от регулирования и для традиционных российских операторов. Мы тоже должны получить возможность работать с IP-телефонией. Это первое.

Вторая проблема касается процесса распределения частот для мобильного ШПД. Потенциал России в развитии этого перспективного сегмента будет определяться выделенным для него частотным ресурсом. От этого зависит, получит ли Россия шанс сделать рывок в развитии Интернета.

Известно, что каждые дополнительные 10% прироста мобильного ШПД формируют 1,7% ВВП на душу населения. Так что в данном случае выделение государственного ресурса, частот, оправдано задачей создания нового направления для роста всей экономики страны.  

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!