Rambler's Top100
Статьи ИКС № 05 2011
Александра КРЫЛОВА  05 мая 2011

Увлекательный процесс продолжается

Год назад «Скай Линк» объявил о готовности к запуску на своей сети самых разных проектов MVNO – от легкого маркетингового до тяжелого инфраструктурного. Сегодня эта бизнес-модель помогает оператору финансировать свою региональную экспансию и находить новые каналы продаж.

В условиях, когда круг поставщиков 3G-услуг ограничен регулятором (сегодня это «большая тройка» и «Скай Линк»), а потребности абонентов в высококачественных услугах широкополосного доступа, преимущественно мобильного, растут, востребованность бизнес-модели MVNO у остальных операторов очень высока. Больше других в расширении спектра услуг за счет мобильной голосовой связи и мобильной передачи данных заинтересованы проводные операторы и провайдеры ШПД. Став MVNO, они могут расширить перечень предлагаемых услуг, используя для этого свой бренд и уже отлаженные каналы продаж с единой системой обслуживания и приема платежей, и тем самым повысить лояльность абонентов и свою выручку.

Между тем «Скай Линк» – пока единственный оператор мобильной связи, который не только открыто и широко предлагает свой сетевой ресурс виртуальным операторам, но и один за другим запускает MVNO-проекты. За несколько месяцев в конце 2010-го – начале 2011 г. эта схема была реализована с четырьмя полными инфраструктурными виртуальными операторами компаний МТТ, «Центр-Телеком», «Плюс Один», «КантриКом». Компании-партнеры оказывают услуги, используя свои узлы связи и радио-часть «Скай Линк». Кроме того, более десятка подобных проектов находится у базового оператора в работе.

Для базового оператора доступ к абонентам партнера, которые ежемесячно получают от того счета или которые приходят к нему в офис для обслуживания, – новый, эффективный способ продвижения и канал продаж, на поддержку которого не требуется никаких инкрементальных затрат. И так будет продолжаться до тех пор, пока рост объема трафика виртуального оператора не заставит базового инвестировать в увеличение емкости сети. А поскольку сотрудничество с MVNO позволяет экономить на рекламе, комиссионном вознаграждении дилерам, субсидировании абонентского оборудования и обслуживании пользователей, оптовая скидка на трафик виртуальным операторам – от 15 до 50% – оказывается вполне адекватной.

Кроме того, с помощью MVNO-проектов компания «Скай Линк» реализует географическую экспансию. В настоящее время готовится к запуску GSM-сеть в Чеченской Республике, которая будет оказывать услуги по модели MVNO совместно с «Вайнах-Телеком». Построена новая сеть стандарта CDMA450 на Камчатке – совместный проект «Скай Линк» с компанией «СЛ-Камчатка».

При этом базовый оператор заинтересован предоставлять свои ресурсы компаниям, у которых есть либо свои рыночные ниши, либо свои сети связи. Поскольку при кажущейся простоте всех MVNO-схем создание технической и юридической конструкций таких сделок и позиционирование нового совместного продукта на рынке – это большая длительная работа, в компании «Скай Линк» пришли к выводу, что ей нужны партнеры с потенциалом не менее 10 тыс. абонентов на горизонте год-полтора.

В планах оператора – об этом говорило прежнее руководство компании – довести объем ресурсов сети, предоставляемых по модели MVNO, до 10–15% от общего объема, обеспечив за счет этого 7–10% своей выручки. Почему не больше? Компания «Скай Линк» не планирует прекращать оказывать услуги имеющимся у нее абонентам и отдавать весь свой трафик оптом партнерам.

Год назад оператор говорил о наличии в его портфеле как минимум 20 проектов по созданию MVNO, в том числе нескольких социально значимых. Пока удалось реализовать меньше половины. Да и развитие уже существующих сдерживается отсутствием решения регулятора о выделении виртуальным операторам DEF-нумерации.

Сегодня планы «Скай Линк» неразрывно связаны с объединенным «Ростелекомом», на региональные компании которого оператор намеревается тиражировать проект предоставления услуг мобильного ШПД, уже реализованный с «ЦентрТелекомом» (ныне макрорегиональным филиалом «Центр» компании «Ростелеком»). Может быть, дело дойдет и до голосовых услуг. По крайней мере, их тестирование в рамках проекта «Домолинк – MOBI» признано успешным. Будет оператор рассматривать и возможности сотрудничества с розничными сетями и другими компаниями, работающими на массовом, FMCG-рынке, продолжая увлекательный процесс строительства MVNO.  

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!