Rambler's Top100
Статьи ИКС № 06 2011
Александра КРЫЛОВА  14 июня 2011

Сопромат для e-правительства

Создание e-правительства в России – что строительство подземного сооружения. Начав сверху – с создания федерального портала госуслуг, информаторы и реформаторы постепенно продвигаются в регионы, в муниципалитеты. И чем глубже проникновение, тем заметней «сопротивление материала».

«И К С»   о б   э л е к т р о н н о м   п р а в и т е л ь с т в е :

2010
:
№ 11, с. 32 (тема); № 9, с. 6;
 № 7-8, с. 6; № 6, с. 23.
2009:
№ 10, с. 34 (тема); № 7-8, с. 6;
 № 4, с. 64; № 1, с. 70.
2008:
№ 11, с. 83; № 10, с. 10;
 № 4, с. 6; № 2, с. 24.
2007:
№ 9, с. 4; № 6, с. 26;
 № 4, с. 42 (тема).
2005:
№ 12, с. 32 (тема)

Способы его преодоления – предмет активного обсуждения профессионального и экспертного сообщества. А мероприятия, на которых такое обсуждение ведется, сегодня собирают большое количество участников со всей России, даже если проводятся практически одновременно. Именно так было этой весной, когда проходили II Всероссийский экспертный форум «Развитие информационного общества. Электронное правительство. Регион и муниципалитет» и VI Международная конференция «E-government 2011: единая инфраструктура и новые стандарты».

Вид сверху

Лейтмотивом выступления представителей органов исполнительной власти, курирующих процесс создания электронного правительства в стране, стало неуклонное приближение часа X – 1 июля 2011 г., когда вступит в силу п. 2 ст. 7 гл. 2 Федерального закона №210-ФЗ. Он, как известно, запрещает при оказании гражданам гос- и муниципальных услуг требовать с них документы и информацию, уже имеющуюся в распоряжении других органов государственной власти и местного самоуправления. А значит, обязывает эти органы наладить процесс обмена такой информацией, желательно электронного.

Реализация этой нормы очень сложна, считает А. Попов, директор Департамента информационных технологий и связи правительства РФ, поскольку требует пересмотра работы всей государственной машины, которая отлаживалась на протяжении десятилетий. Если раньше заявитель сам выстраивал для себя процесс получения госуслуги, обходя инстанции или прибегая к помощи посредников, то с 1 июля по его запросу сразу несколько ведомств и учреждений должны обменяться между собой информацией для того, чтобы услуга была ему оказана.

И хотя на уровне субъектов Федерации такое взаимодействие, конечно же, должно происходить через региональные СМЭВ, уже в конце апреля было понятно, что охватить системой все муниципалитеты, где отсутствуют и высокоскоростные каналы доступа в Интернет, и ИС, не удастся. Так что для выхода из создавшегося положения, дабы не останавливать процесс оказания госуслуг регионального и муниципального уровня, придется использовать временные решения.  В качестве примера А. Попов привел Волгоградскую область, где обмен информацией между участвующими в оказании услуг органами управления налажен с помощью электронно-цифровой подписи, модема и электронной почты, по которой и передаются структурированные документы.

Между тем с технологической точки зрения, как неоднократно заявляли представители Минкомсвязи РФ и «Ростелекома», среда межведомственного взаимодействия готова к поддержке такого информационного обмена. Ее региональные сегменты, интегрированные со СМЭВ федерального уровня, до 1 июля будут развернуты во всех субъектах РФ. А вот выявление участников процесса межведомственного взаимодействия, подготовка регламентирующих его нормативно-правовых актов, а затем доработка существующих ИС и создание веб-сервисов как интерфейсов к ним – это уже дело самих региональных органов власти.  

С позиций административной реформы

Направления, по которым предстоит совершенствовать нормативно-правовую базу в субъектах РФ, задал С. Шипов, директор департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития. Как стало известно «ИКС», в настоящее время это ведомство готовит изменения в 47 нормативно-правовых актов федерального уровня для поддержки процесса межведомственного электронного взаимодействия при оказании государственных услуг.

В их числе и сам Федеральный закон №210-ФЗ, изменения в который уже находятся на рассмотрении в Государственной Думе. Они предусматривают появление в нем такой нормы, как «презумпция добровольности предоставления информации». Для оказывающих услуги гражданам органов власти это означает, что, если в административном регламенте услуги будет прописана необходимость получения какой-либо информации из других ведомств или учреждений, это даст им основание для ее получения.

Также предполагается, что в федеральном законе появится норма, согласно которой информацию, запрашиваемую для оказания гос- или муниципальной услуги, органы власти будут предоставлять друг другу бесплатно.

Отдельным распоряжением правительства Министерство экономического развития предлагает определить перечень так называемых документов личного хранения, предъявить которые в месте оказания услуги гражданам будет легче и удобнее, чем ждать ответа на вопрос по каналам межведомственного взаимодействия. В этот перечень планируется включить и документы из архивов, предоставление которых в электронном виде сегодня невозможно, поскольку они хранятся на бумаге.

Еще одно важное предложение – установить пятидневный срок ответа на запрос через СМЭВ, оговорив каждый отдельный случай, в котором для предоставления   документов или информации требуется больше времени.

И наконец, планируется определить ответственность должностных лиц за непредоставление сведений, запрашиваемых для оказания госуслуг.

Голоса регионов

Эксперты, аналитики и различные рейтинги уровня проникновения электронного правительства в регионы и уровня развития информационного общества сходятся в одном, считает С.Самойлов, заместитель полномочного представителя Президента РФ в ЦФО: даже в рамках одного макрорегиона развитие информатизации происходит неравномерно. В ЦФО, например, где ее результаты постоянно находятся в поле зрения Комиссии по развитию информационного общества, из 18 областей в общероссийскую десятку лидеров входят только три, а остальные пока занимают выжидательную позицию.

Однако если в субъектах РФ электронное правительство обрело зримую форму в виде многостраничных региональных порталов госуслуг, то в муниципалитетах картина остается безрадостной. Технические возможности органов управления «затухают» по мере продвижения с регионального уровня на муниципальный. И главы муниципальных образований на территории ЦФО пока слабо себе представляют тот круг проблем, который им предстоит решить, и те рубежи, на которые они в недалеком будущем должны выйти.

«Сейчас нам кажется, что проблема обучения муниципальных руководителей, разработка вместе с ними четкой программы выхода на создание электронного муниципалитета и повышения уровня технических знаний рядовых граждан – задача номер один», – отметил С. Самойлов.

Самое светлое пятно на карте информатизации ЦФО – Липецкая область. Здесь уже в 2012 г. завершится создание сети многофункциональных центров, охватывающей все муниципальные образования и сельские поселения. О проекте и перспективах его развития, о факторах, сдерживающих его реализацию, рассказывал С. Шаронин, заместитель начальника управления госслужбы и кадровой работы администрации Липецкой области, на конференции «E-government 2011: единая инфраструктура и новые стандарты».

В регионе поняли, что многофункциональные центры – это «лицо» власти, свою интерфейсную роль они будут выполнять в российской глубинке еще на протяжении 15–20 лет, а будучи правильно организованными, позволят выровнять условия оказания государственных и муниципальных услуг на селе и в городе. И еще в 2007 г. приступили к созданию первого МФЦ в Ельце, ставшего своего рода опытной площадкой, на которой решение, разработанное для Минэкономразвития компанией ЛАНИТ, было выращено в типовое решение МФЦ на 20 окон (стоимостью 7,5 млн руб.) для тиражирования в районах области.  

Сегодня в Липецкой области 14 многофункциональных центров, где жителям муниципальных районов, городских и сельских поселений доступно от 200 до 370 государственных услуг. В каждый из них они могут прийти сами либо получить услугу через оператора call-центра или через единый для всех МФЦ области портал. Может быть, поэтому среднее время ожидания посетителей в очереди – 6 минут. А молодежи нравится, что в МФЦ есть бесплатная точка доступа Wi-Fi. Тут же находится и отделение банка, где можно оплатить услуги, например Росреестра, а затем отсканировать квитанцию для последующей передачи по электронным каналам.

У регионов – свой взгляд на проблемы информатизации. В их числе С. Шаронин отметил «очаговый характер» проектов в сфере электронного правительства, отсутствие единой концепции перевода государственных услуг в электронный вид, а также необходимость формирования целостной конструкции электронного правительства как элемента государственного управления в России.

 При формировании последней, считает В.И. Дрожжинов, председатель АНО «Центр компетенции по электронному правительству», необходимо включить в нее граждан и бизнес. Этот подход позволит перейти от e-government 1.0 к такому e-government, которое фокусируется на гражданах, надзирает за рынком конкурирующих поставщиков электронных услуг, а ведомства составляют ансамбль, сотрудничая друг с другом как по вертикали, так и по горизонтали.

Словом, дискуссии о том, как правильно опускаться на нижние этажи электронного правительства, продолжаются…

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!