Rambler's Top100
Статьи ИКС № 06 2011
Лилия ПАВЛОВА  14 июня 2011

UC в ассортименте

Сравнительно молодой рынок унифицированных коммуникаций (Unified Communications, UC) – хороший индикатор (и катализатор) происходящих в последние годы изменений в инструментах ведения бизнеса, включающих совместную работу с применением видеотехнологий, виртуализацию, мобильность.

В нынешнем году у игроков этого рынка в России появилась собственная площадка для обмена информацией и дискуссий – Unified Communication Forum, собравший как ведущих вендоров UC-решений (Cisco, Microsoft, Avaya, IBM Lotus, Polycom, Siemens Enterprise Communications), так и «примкнувших к ним» интеграторов, пользователей, экспертов.

Вся связь в кармане

О молодости рынка свидетельствуют разночтения уже в базовой терминологии: коммуникации называют унифицированными, объединенными, универсальными, интегрированными… Суть одна – на базе IP организуется бесшовное взаимодействие  всех средств корпоративной связи, что особенно важно территориально распределенным компаниям и компаниям с большим штатом. Аналитики выделяют в структуре рынка UC два уровня: базовый (IP-телефония + электронная почта + мгновенные сообщения) и расширенный (то же + ВКС и Tele-Presence + мобильность). По оценкам Forrester Research, в 2011 г. объем мирового «базового» рынка UC составит 3,5 млрд долл., «расширенного» – более 5 млрд долл.; к 2015 г. прогнозируется рост соответственно до 10 и 14,5 млрд долл.

Посчитать объем российского рынка UC пока никто не берется, но очевидно, что в России с ее многочисленными территориально распределенными компаниями у унифицированных коммуникаций перспективы роста не хуже, чем в мире. Сегодня отдельные элементы UC уже используются во всех отраслях российской экономики. Если в 2009 г., по данным Avaya, в корпоративных сетях России превалировали аналоговые АТС (72% портов), то сейчас на долю IP-телефонии приходится 44% портов. Телефония тянет за собой другие элементы UC. Так, Станислав Черков (КРОК) представил в своем докладе на форуме пять уже реализованных проектов в области унифицированных коммуникаций: для компании «Славянка», АК «АЛРОСА», филиала компании СУЭК, одного из банков и Арбитражного суда РФ. При этом буквально на глазах в самих технологиях UC начинают доминировать новые тренды ИКТ – виртуализация, использование социальных сетей, повсеместное проникновение видеотехнологий и мобильность. Как заметил Георгий Санадзе (Avaya), уже сейчас видео и голос интегрируются и перестают быть отдельными сервисами. Кроме того, по его мнению, будут набирать силу «планшетная революция» и «гаджетомания».

Толстый, тонкий, нулевой

Компания Cisco делает ставку на концепцию VXI (Virtualization experience Infrastructure). Если «толстые» клиентские системы (настольные ПК, ноутбуки) содержат «в себе» все данные, профили пользователей, приложения, ОС и процессор, а тонким клиентам все же требуются ОС, драйверы и управляющее ПО как на стороне сервера, так и на стороне клиента, то «нулевой клиент» перемещается на виртуальное рабочее место. Как отметил Павел Теплов (Cisco), сейчас в мире 600 млн корпоративных ПК находятся под управлением и на поддержке ИТ-служб (данные IDC), но уже  к 2013 г. 40% корпоративных ПК будут управляться по модели виртуального компьютера на хостинге (прогноз Gartner), когда логический образ рабочего места сотрудника отделяется от физического устройства – физические устройства могут быть разными, а приложения расположены в локальном или удаленном ЦОДе, с доступом к логическому образу рабочего места через сеть.

Что касается бизнес-модели «UC в облаке», то она, очевидно, будет применяться в разных вариантах. «Своими технологическими решениями мы поддерживаем любую бизнес-модель, но есть такое ощущение, что в конечном счете все будет в «облаках» у операторов связи, – заметил П. Теплов. – Полагаю, что эта область осмысления больше относится к категории степени доверия». По мнению Тамерлана Савлаева («Айтулабс»), сегодня основной причиной выбора в пользу публичных «облаков» является размер организации: небольшая компания с распределенной географией может максимально быстро выйти в «облака», и ей это выгодно – не нужно строить собственную инфраструктуру и содержать специально обученных людей, что особенно проблематично, если это не ИТ-компания. Илья Асриян (Siemens Enterprise Communications) заметил при этом, что хотя крупному бизнесу и удобнее использовать специализированные корпоративные системы, и о вытеснении интернет-сервисами традиционных решений в этом секторе рынка говорить рано, но об эффективном совмещении функций, особенно для мобильных сотрудников, есть смысл задуматься.

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!