Rambler's Top100
Статьи ИКС № 06 2011
Александра КРЫЛОВА  Лилия ПАВЛОВА  14 июня 2011

ИКТ в большом городе

Всепланетная урбанизация сопровождается ростом специфических угроз: ухудшением экологии, ростом заболеваемости населения и преступности, пробками и авариями на дорогах и др. Один из самых эффективных инструментов решения городских проблем – инфокоммуникационные технологии.

К 2050 г., по прогнозу ООН, около 6 млрд человек будут проживать в городах и лишь 1 млрд – в сельской местности. Число городских и сельских жителей на планете сравнялось еще в 2008 г., и земляне продолжают мигрировать.

Наделение «интеллектом» транспортных, коммунальных хозяйств и служб общественной безопасности, перевод госуслуг в электронный формат, развитие телемедицины – все это значительно облегчает переполненную стрессами жизнь в большом городе.

По экспертным данным, интеллектуальные транспортные системы (ИТС) повышают пропускную способность дорог на 15–50%, уменьшают аварийность на 20–40%, а количество нарушений правил дорожного движения – в полтора-два раза. Кроме того, ИТС «заботятся» об экологии: только за счет оптимизации управления транспортными потоками можно уменьшить потребление горючего и, соответственно, объем вредных выбросов на 10–20%.

ИКТ в сфере безопасности позволяют минимизировать последствия стихийных бедствий и техногенных катастроф (благодаря мониторингу, прогнозированию, оповещению); снизить уровень преступности в городах (посредством автоматической идентификации подозреваемых по изображению и особенностям поведения, введения паспортов в виде смарт-карт); защитить ИТ-системы от вирусов и кибератак.

Что касается телемедицины, то консультации профессоров ведущих клиник с использованием видеоконференцсвязи – явление реальное, но не претендующее на массовость. А вот записаться по электронной почте на прием к врачу или получить рецепты на лекарства – как говорится, пустячок, а приятно. Причем сразу всем, ведь все мы от рождения и до последнего вздоха – пациенты поликлиник (в лучшем случае). Еще интересней – электронная карта пациента вместо бумажной. Но, похоже, действительно серьезную помощь массового охвата жителям мегаполисов может оказать набирающее силу новое направление «мобильного здоровья» (Mobile Health) – персональный телемониторинг таких медицинских показателей, как артериальное давление, ЭКГ, уровень глюкозы в крови и др. Исследования (пока, увы, только зарубежные) показали, что его использование позволяет на 20–25% снизить смертность среди людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Если учесть, что в столице нашей Родины от них страдают, по данным главного кардиолога Москвы Д. Иоселиани, около трех миллионов человек…

Но у Москвы с ее европейским уровнем проникновения ШПД и сотовой связи (необходимые условия для Mobile Health) есть системная проблема – неумение правильно распорядиться этим технологическим богатством.

Москва – столица ИКТ-провинции

Она занимает «центральную» позицию – 12-е место в «Рейтинге сетевого общества», в котором 25 крупнейших городов мира упорядочены в соответствии с уровнем развития ИКТ. Рейтинг – результат совместного исследования Ericsson и Arthur D. Little, представленного на «Связь-Экспокомме». По оценке авторов исследования, города с высоким уровнем развития ИКТ успешнее справляются с типичными для современных мегаполисов проблемами в таких областях, как охрана окружающей среды, развитие транспортной инфраструктуры, обеспечение общественной безопасности, качественное здравоохранение и образование.

Возглавляют рейтинг Сингапур, Стокгольм и Сеул. За счет масштабных инвестиций в инфокоммуникационную инфраструктуру и соответствующие приложения эти три города сумели добиться ощутимых результатов в решении многих социальных, экономических и экологических вопросов. Сингапур активно стимулирует внедрение ИКТ в здравоохранение и применяет принципиально новые технологии для борьбы с дорожными заторами; в Стокгольме ИКТ служат главной движущей силой совместной работы различных институтов и бизнеса в сфере научных исследований и передачи знаний; Сеул использует ИКТ для реализации программ, направленных на улучшение экологической обстановки. В первую десятку вошли также Лондон, Париж, Нью-Йорк, Токио, Лос-Анджелес, Шанхай, Пекин.

Комментируя московскую «золотую середину», Татьяна Ледовская, ведущий эксперт Ericsson по анализу рынка, отметила: «Хотя Москва получила далеко не первое место в рейтинге, но по уровню развития ИТ-инфраструктуры наш город занимает одно из лидирующих мест. Основная причина низкого рейтинга Москвы заключается в том, что возможности, предоставляемые решениями ИКТ, реализованы в городе не в полной мере. Это касается и управления транспортом, и здравоохранения, и общественной безопасности, и других сфер». Менеджеры и коммуникации – вечная российская проблема, знаете ли.

Пробкам посвящается

В борьбе с автомобильными пробками Москве, вероятно, пригодится опыт одного из лидеров рейтинга – Сеула. Мэр российской столицы, побывав там в феврале нынешнего года, убедился: при решении транспортной проблемы акцент следует сделать не столько на строительстве новых дорог (хотя и от этого не уйти: для сравнения, протяженность улично-дорожной сети в Москве составляет 4,88 тыс. км, а в Сеуле – 8 тыс. км, притом что количество зарегистрированных в этих двух мегаполисах автомобилей сопоставимо – 3,5 млн и 3 млн соответственно), сколько на интенсификации использования имеющейся дорожной инфраструктуры с помощью информационных технологий.

Буквально накануне «Связь-Экспокомма» стало известно, что правительство Москвы подписало контракт с концерном «Ситроникс» на создание интеллектуальной транспортной системы, полное развертывание которой планируется в 2013 г.  Это будет комплекс взаимосвязанных автоматизированных систем, позволяющих оптимизировать мониторинг и управление дорожным движением, управление светофорным хозяйством и работу всех видов транспорта. еще два важных элемента будущей ИТС – система платных парковок, в том числе с возможностью мобильной оплаты, и система платных дорог, для которой потребуется эффективное биллинговое решение.

Предполагается, что в результате реализации проекта пропускная способность улично-дорожной сети повысится на 12%, а средняя скорость движения – на 17%, задержки транспорта при движении по улицам города уменьшатся на 25%, время поездки на автомобиле – на 15–20% (на общественном транспорте – почти на треть), время на поиск свободных мест для парковки сократится на 65%, расход топлива автотранспортом и выброс вредных веществ в атмосферу снизятся на 25%. Бюджет проекта в этом году составит 6,3 млрд руб.

По плану в рамках проекта будет создана необходимая ИТ-инфраструктура (магистральные каналы связи, СКС и ЦОД), диспетчерские ситуационные центры, а также разработано программное обеспечение для анализа поступающей в эти центры информации. При этом особое внимание будет уделено вопросам безопасности на транспорте, для чего подвижной состав «Мосгортранса» должен быть оборудован навигационной аппаратурой, средствами видеонаблюдения и подсчета пассажиров. По словам Руслана Эмирбекова, эксперта в области интеллектуальных транспортных систем «Ситроникса», оснащение государственных транспортных пассажирских средств системой ГЛОНАСС планируется уже в 2011 г., а коммерческих перевозчиков – в 2012 г. Реализация проекта в 2013 г. будет осуществляться одновременно с полноценным запуском масштабной программы экстренного реагирования при авариях – «ЭРА-ГЛОНАСС». Что дает надежду если не на более высокое место Москвы в «Рейтинге сетевого общества», то на выход России из «лидеров» среди европейских стран по уровню смертности на дорогах.

С ГЛОНАССом безопасней

С проектом «ЭРА-ГЛОНАСС» непосредственно связан и анонсированный на выставке проект в области профессиональной радиосвязи. Первую ласточку в своем классе решений – возимый терминал TETRA, снабженный чипом ГЛОНАСС производства КБ «ГеоСтар навигация», – выпустило НПО «РИК-Системы». В качестве его стратегического партнера выступила английская компания Sepura. А протестированы радиостанции на сетях профессиональной радиосвязи ГК «Тетрасвязь». Тестовая зона была организована в Москве и пригородах столицы – самых «недружественных» в смысле радиопомех местах плотной застройки.

Г—ГҐГ·Г­Гї, Þæíàÿ ГЋГ±ГҐГІГЁГї… Óçåë ñâÿçè ðàçâîðà÷èâàåòñÿ çà äâå ìèíóòû ходе испытаний на десяти автомобилях тестировались терминалы со встроенными модулями ГЛОНАСС (отдельно), GPS (отдельно) и ГЛОНАСС/GPS (совместно). На пресс-конференции, организованной в рамках выставки, представители ГК «Тетрасвязь» сообщили, что оборудование показало высокие технико-эксплуатационные характеристики и отвечает требованиям силовых структур и служб экстренного реагирования к качеству, безопасности и надежности связи. В то же время специалисты компании отметили, что для повышения точности и надежности позиционирования в абонентских устройствах TETRA целесообразно использовать двухсистемный модуль ГЛОНАСС/GPS. Испытатели особенно довольны тем, что российское оборудование полностью удовлетворяет жестким требованиям основных пользователей профессиональной радиосвязи – госорганов, силовых ведомств, служб экстренного реагирования. Разумеется, оно может использоваться и в интересах транспортных компаний, промышленных предприятий, а также коммерческих организаций, которым необходимо качественное оборудование для TETRA-систем.

По данным НПО «РИК-Системы», на производственных площадках объединения уже сейчас можно производить до 1 тыс. комплектов такого оборудования в месяц. А в ближайшее время тем же партнерским составом планируются испытания носимых терминалов TETRA с модулем ГЛОНАСС.

Общественная безопасность в лицах

К сожалению, задача обеспечения общественной безопасности становится все важнее. И потому правительства многих стран сегодня не жалеют средств на внедрение современных информационных технологий для ее решения. Объем российского рынка систем безопасности в 2010 г. составил около $10 млрд, и в ближайшие годы он будет расти на 5–10%.

Такова оценка известного игрока этого рынка, компании NEC, которая через свою дочернюю компанию «NEC Нева Коммуникационные Системы» начала активно продвигать в России линейку решений для обеспечения общественной безопасности на основе разнообразных технологий идентификации людей, а также выявления потенциально опасного поведения по выражению лица. В их числе система AFIS, позволяющая осуществлять дактилоскопическую идентификацию, которая может применяться, например, в работе миграционных служб. Впрочем, во многих странах для этой цели сегодня используется другое решение корпорации NEC – Neo Face. Оно основано на технологии распознавания лиц и в автоматическом режиме определяет пол и возраст человека с достоверностью 92–96%.

По словам Сергея Размахаева, заместителя гендиректора «NEC Нева Коммуникационные Системы», в ближайшее время на российском рынке появится и комплексное решение для обеспечения общественной безопасности NEC Sis, которое включает в себя средства идентификации, устройства, позволяющие осуществлять мониторинг поведения людей и выявлять потенциально опасное, а также всевозможные датчики и системы охраны.  

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: