Rambler's Top100
Статьи ИКС № 07-08 2011
Лилия ПАВЛОВА  26 июля 2011

Грядет всенародная навигатизация

Вслед за всеобщей мобилизацией и интернетизацией населения планеты тотальное распространение услуг назревает и на рынке спутниковой навигации.

Остановки с информационными сервисами на базе решений ГЛОНАСС/GPS уже есть в Тамбове и в РязаниПри этом в дележе консьюмерского навигационного рынка у отечественных компаний есть шанс с успехом поучаствовать уже «по праву рождения».

Когда рынок – дело государственное

По оценке Еврокомиссии, объем мирового навигационного рынка (оборудование и услуги) вырастет с 58 млрд евро в 2010 г. до 125 млрд в 2016-м. Как было отмечено на 5-м Международном форуме по спутниковой навигации, российские компании не должны упускать возможности побороться за этот рынок, опирающийся сегодня всего на две глобальные навигационные системы – нашу ГЛОНАСС и американскую GPS.

В нынешнем году завершится формирование орбитальной группировки системы ГЛОНАСС; сейчас на орбите находится 27 КА, 23 из которых используются по целевому назначению. Финишный рывок в космическом сегменте запланирован на вторую половину этого года: в июле-августе должен состояться запуск одного спутника «ГЛОНАСС-М», еще трех – в сентябре-октябре, одного – в ноябре и, наконец, в декабре – КА «ГЛОНАСС-К». Таким образом будет закрыта действующая ФЦП развития ГЛОНАСС, рассчитанная до 2012 г. Ей на смену придет ФЦП на период до 2020 г., которая должна быть принята в этом году и вступит в силу с 1 января 2012 г. В отличие от действующей программы, она будет нацелена не на космический, а на наземный сегмент – развитие производства наземной аппаратуры потребителей (НАП) и создание электронных карт, массовое внедрение отечественных навигационных технологий и гарантированное предоставление навигационных услуг потребителям. По сути, в программе должен быть расписан сценарий развития российского навигационного рынка почти на десяток лет вперед, что весьма непросто, учитывая ежегодное появление тысяч новых навигационных решений, продуктов и услуг. Даже нынешняя сравнительно консервативная программа на 2001–2011 гг., по признанию Анатолия Шилова, заместителя руководителя Федерального космического агентства, корректировалась три раза – «исходя из состояния экономики и тех задач, которые на эту программу возлагались»…

Следует отметить, что потребительская аппаратура для профессионального применения уже широко используется в России. В настоящее время, по словам А. Шилова, разработаны и серийно выпускаются 46 образцов навигационной аппаратуры и систем на их основе для гражданского потребления и 43 образца и системы на их основе – для специального. По данным Роскосмоса, в настоящее время оборудованием ГЛОНАСС оснащены 23% судов гражданской авиации, 87% судов морского и речного транспорта и 85% государственных и муниципальных автотранспортных средств. Как заметил А. Шилов, еще несколько лет назад оборудование и услуги спутниковой навигации применялись в основном в интересах военных ведомств – а в 2010 г., по данным зарубежных аналитиков, на военные приложения приходилось лишь 16% мирового рынка. Почти столько же – 15% – «держат» персональные мобильные приложения, 7% – геодезия, картография, высокоточное оборудование; 1% – службы времени и синхронизации. И львиная доля рынка приходится на транспорт – 61% (из них 51% – автотранспортные телематические и навигационные системы, 9% – морская навигация, 1% – авиация).

При этом сегодня, как отметил Александр Гурко, генеральный директор ОАО «НИС ГЛОНАСС», во всем мире рост национальных навигационных рынков обусловлен реализацией крупных государственных проектов. В первую очередь это проекты, связанные с использованием навигационных технологий в интересах обеспечения безопасности на автотранспорте: в Евросоюзе – проект eCall, в США – NG911, в Бразилии – SIMRAV, в России – проект создания системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС». Это также крупные проекты модернизации транспортной инфраструктуры – интеллектуальные транспортные системы мегаполисов и магистралей (в Москве проект ИТС реализуется с 2011 г.), системы платности дорог для большегрузного транспорта и др. К слову, в 2012 г. Минтранс планирует дать старт масштабному проекту «12-тонники», когда с полутора миллионов единиц большегрузного транспорта (более 12 т), колесящего по дорогам России, будет взиматься плата (с помощью технологий ГЛОНАСС) за пользование федеральными трассами.

Все эти проекты, при всей их государственной важности, подспудно подготавливают «девятый вал» массового спроса на услуги навигации и, соответственно, на консьюмерское НАП – установленное на автомобилях, встроенное в телефоны, смартфоны и планшеты. При этом, как отмечалось на форуме, в 2011 г. ярко обозначился новый мировой тренд в этой области – выход на массовый рынок двухсистемного оборудования ГЛОНАСС/GPS.

Обоюдоострая двухсистемность

С одной стороны, это дает основание рассчитывать на экспорт отечественного двухсистемного навигационного оборудования.  По мнению А. Гурко, коммерциализация ГЛОНАСС должна опираться на подкрепленную государственными ресурсами долгосрочную программу поддержки российских компаний, ориентированных именно на глобальную конкуренцию и глобальную экспансию. В первую очередь это должно касаться дизайн-центров навигационных чипсетов ГЛОНАСС/GPS. По оценке НИС, экспортный потенциал зарубежных рынков на 2015 г. составит около $10 млрд. Приоритетными с точки зрения коммерциализации ГЛОНАСС федеральный сетевой оператор называет Индию, страны Латинской Америки, Ближнего Востока и СНГ.

Но и «родной» потенциальный рынок огромен: в России сейчас около 40 млн единиц автотранспорта. Первыми этот рынок начали осваивать GPS-приемники:  в 2009 г. им принадлежало 95% российского навигационного рынка, а потребность в навигационном оборудовании на основе ГЛОНАСС исчислялась 30 тыс. штук. По оценке НИС, в 2011 г. в России будет продано 500 тыс. приемников ГЛОНАСС для транспорта (GPS-приемников, по оценке GPS-Club, – более миллиона). Динамика спроса впечатляет, однако продажи массовыми пока не назовешь. Между тем, по словам Валерия Бабакова, главного конструктора навигационной аппаратуры потребителей  ПВО «Алмаз Антей», чтобы окупить затраты на производство НАП, продажи должны исчисляться миллионами штук – и без государственной поддержки отечественным производителям с этой задачей не справиться. Большие надежды в этом отношении связаны с проектом «ЭРА ГЛОНАСС», полноценный запуск которого запланирован на 2013 г. Тогда же в обязательном порядке все новые автомобили должны будут оснащаться навигаторами ГЛОНАСС. К слову, как сообщил Евгений Шмелев, вице-президент по техническому развитию «АвтоВАЗа», в апреле этого года завод уже начал серийное производство автомобилей «Лада-Калина» и «Лада-Приора» со встроенными ГЛОНАСС-навигаторами. По прогнозу НИС, объемы продаж потребительской навигационной аппаратуры в 2013 г. достигнут 2 млн, а к 2015 г. – 8 млн штук. Но чьего производства будут эти миллионы – российского ли?

Вопрос стоит крайне остро – ведь есть и другая сторона медали. Практически все зарубежные дизайн-центры уже заявили о том, что ведут разработки навигационных чипсетов ГЛОНАСС/GPS. Так, в III кв. этого года чипсет для автомобильных навигаторов выпустит STMicroelectronics; аналогичные анонсы на 2012 г. сделали Broadcom Corporation, SiRF Technology, u-box Holding AG…

Примечательно, что набирающий обороты и еще не устоявшийся рынок привлек, как это бывает, и любителей «снять пенки». Появились недобросовестные товарищи, которые под видом оборудования  ГЛОНАСС/GPS поставляют GPS-навигаторы в разных вариантах. Чаще всего это массовая «зарубежная» продукция, предлагаемая по демпинговым ценам, но не соответствующая заявленным характеристикам и не поддерживающая ГЛОНАСС. Самый экзотический вариант – «скотчевые технологии», когда чипсет ГЛОНАСС в наличии, но никуда не подключен, а просто прикреплен двухсторонним скотчем к плате серийно выпускаемого модема (как показало вскрытие модема). Единственный действенный способ борьбы с такого рода мошенничеством – сертификация оборудования ГЛОНАСС/GPS и включение в конкурсную документацию требований о подтверждении характеристик оборудования (сертификации).

Российские разработчики чипсетов ГЛОНАСС/GPS для автомобильной телематики – КБ «ГеоСтар навигация» и КБ «Навис» – планируют начать их серийное производство в IV кв. этого года. Кстати, на проходившей в рамках форума выставке «Навитех-Экспо-2011» был представлен прототип нового чипсета «Геос-3» – самого, как было сказано, компактного и доступного (15–20 долл.) двухсистемного чипсета на мировом рынке, при разработке которого КБ «ГеоСтар навигация» особое внимание уделило снижению энергопотребления и повышению точности позиционирования. «Разработка такого чипсета занимает примерно два года, довольно дорого обходится, и риски в начале разработки были достаточно велики, – заметил А. Гурко. –  Поэтому мы благодарны корпорации «Российские космические системы», которая рискнула и проинвестировала разработку чипсета. В целом мы приветствуем всех, кто вкладывает деньги в разработку чипсетов ГЛОНАСС/GPS различного назначения, но, конечно, мы бы хотели, чтобы российские компании более активно инвестировали в эту разработку, иначе есть риск потерять рынок, который мы сами же и создаем». Государство может этот риск минимизировать поддержкой отечественных дизайн-центров – обеспечив их гарантированными госзаказами, предоставив налоговые льготы и помощь в таможенном и тарифном регулировании, а также ключевые преференции.

Жаль, конечно, что наши дизайн-центры не планируют разработку двухсистемных чипсетов для телефонов, смартфонов и планшетов. Такой чип в I кв. этого года выпустила на рынок компания Qualcomm – в потенциале для всех владельцев мобильных терминалов, которых в России больше, чем народонаселения…

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!