Rambler's Top100
Статьи ИКС № 07-08 2011
Александра КРЫЛОВА  26 июля 2011

Мир мобильного контента меняет формат

Изменение модели потребления допуслуг абонентами сотовой связи и цепочки добавленной стоимости, в которой участвуют игроки, эти услуги оказывающие, выход на авансцену исполнителей новых бизнес-ролей – все это признаки трансформации мира мобильного контента.

Частным ее случаем можно считать и обновление формата летнего форума «Мир мобильного контента. MoCo 2011», ставшего более интерактивным.

Рынок скорее жив…

Судите сами. По результатам исследования этого рынка, выполненного компанией J’son & Partners, в 2010 г. темпы его роста в России (26%) оказались выше, чем в развитых странах Запада и Востока (в Германии – 19%, в США – 14%, в Японии – 9%).

Оксана Панкратова (AC&M Consulting) привела похожую оценку – 21%, отметив при этом, что рост рынка мобильного контента немного замедлился. Однако в том, что динамика остается положительной, убеждены и участники проведенного на форуме интерактивного опроса. На заданный аналитиком залу вопрос: «как изменились объемы вашего бизнеса в 2010 г. по сравнению с 2009-м?» 24% из них ответили: «значительно выросли», 53% выбрали ответ «продемонстрировали уверенный рост», 7%  – «не изменились», 15% – «немного упали», и только 2% признали, что «бизнес практически умер».

Основными драйверами роста в 2010 г. стали мобильный Интернет, на долю которого по итогам прошлого года пришлась треть доходов всего российского рынка ШПД для частных пользователей (оценка AC&M Consulting), растущее число пользователей смартфонов и аккаунтов в социальных сетях.

Вместе с тем О. Панкратова признала, что первый драйвер одновременно является и «гробовщиком» традиционной модели дистрибуции мобильного контента, поскольку доступ во Всемирную паутину с карманного устройства открывает его владельцу несметные богатства «большого Веба». В этих условиях посещение площадок контент-провайдеров постепенно теряет для пользователей всякий смысл. Другое дело – операторские порталы, уже «зашитые» либо в абонентские устройства, либо в браузеры.

Д. Гумен (IMMO) считает, что одной роли, которая подойдет всем контент-провайдерам, не существуетТак что если в 2010 г. доли операторских порталов и каналов продаж провайдеров в общем объеме российского рынка мобильного контента, по данным AC&M Consulting, сравнялись, то уже в ближайшем будущем доля последних начнет снижаться.

Самой продаваемой контент-услугой операторов по-прежнему остается RBT. Долю этой услуги в структуре выручки О. Панкратова оценила в 51%. За ней с большим отрывом следуют игры, приложения (19%) и лотереи (14%).

От прогнозов на будущее аналитик воздержалась, а у участников интерактивного опроса видение перспектив развития рынка в 2011 г. оказалось вполне оптимистичным: 11% проголосовавших ожидают по его итогам значительный рост, а 55% – рост умеренный.

Впрочем, процесс трансформации рынка, запущенный ростом аудитории мобильного Интернета, не остановить. А значит, контент- и сервис-провайдеров ждет обострение конкуренции с веб-компаниями, заинтересованными в том, чтобы добавить своим ресурсам мобильности, а также с магазинами приложений вендоров абонентских устройств.

Так что у склонных к анализу ситуации представителей сообщества контент-провайдеров возникает вполне закономерный вопрос: не пора ли сменить амплуа?

Старые игроки примеряют новые бизнес-роли

В большинстве своем контент-провайдеры сегодня зарабатывают, продавая на своих площадках игры, которые обеспечивают им около трети доходов. Другие статьи – контент, B2B-проекты, интерактив – Кирилл Петров (i-Free Innovations) называл еще осенью прошлого года на форуме в Санкт-Петербурге. Полгода спустя он отметил тревожный симптом: контент-провайдеры нацелены скорее на быстрое получение прибыли, чем на выстраивание долгосрочных отношений с пользователями их услуг. Понятно, что такая практика может быть только кратковременной.

Действительно, например, проведение ими лотерей на порталах сотовых операторов может перестать быть весомым источником доходов, если последние отметят негативное влияние подобных сервисов на лояльность абонентов.

Какие же новые возможности для диверсификации бизнеса можно предложить контент- и сервис-провайдерам? Тем из них, у кого есть силы и знания, необходимые для придумывания и конструирования контент-услуг и сервисов, К. Петров посоветовал попробовать себя в роли разработчиков мобильных приложений. Игрокам, зарабатывающим на SMS-платежах, логичней двигаться в сторону мобильной коммерции, развивая эти сервисы в платежную систему. Компании, которые имеют опыт взаимодействия с правообладателями, могут примерить на себя роль издателя, сотрудничающего, скажем, с разработчиками игр.

Вполне привлекательным для контент-провайдеров «широкого профиля» остается B2B-рынок, во многих секторах которого есть спрос на услуги интеграторов, например, мобильных приложений для геотаргетированной рекламы. Возможно, что часть игроков продолжит придерживаться решения «остаться с оператором навсегда», сохраняя статус-кво и сложившееся на сегодня разделение рисков.

Как показал интерактивный опрос, доля контент-провайдеров, для которых наиболее правильным является последний сценарий, весьма существенная – более 40%. В числе тех бизнес-ролей, которые получили максимальную поддержку зала, оказались «разработчик мобильных приложений» (29%) и «интегратор» (21%).

Действительно, мобильные приложения и сервисы требуются людям в самых разных областях. По данным исследования, проведенного поставщиком одной из самых распространенных систем бронирования авиабилетов компанией Amadeus совместно с JD Powers, почти 40% путешественников уже сегодня пользовались бы в режиме онлайн такими мобильными сервисами, как получение обновленной информации о рейсе или сообщений о выдаче багажа, если бы они были доступны. Для того чтобы авиакомпания могла оказывать подобные услуги пассажирам, и необходимы интеграторы, которые адаптируют сервисы в ее бизнес-процессы.

Павел Ройтберг (МТС) порекомендовал контент-провайдерам роль разработчиков мобильных приложений. «Понимание рынка мобильной связи, опыт разработки собственных сервисов помогут вам с ней справиться», – убеждал он участников форума. По его мнению, мобильная коммерция, как, впрочем, и мобильная реклама, по-прежнему находятся на начальном этапе развития, и потому делать ставку на них преждевременно. Хотя компания МТС верит, что время, когда именно эти два направления выделятся в драйверы роста, все-таки придет.

Требуются!

Продажи смартфонов ширятся во всем мире. По оценке Microsoft, по сравнению с I кварталом 2010 г. в I квартале 2011-го они выросли почти на 80% – с 55,4 млн шт. до 99,6 млн шт.

Важной тенденцией Сергей Езык (Microsoft) назвал интеллектуализацию абонентских устройств и появление «суперфонов». От «обычных» смартфонов они отличаются количеством доступных и установленных приложений (первых – десятки и сотни тысяч, вторых – опять-таки на порядок больше, чем у смартфонов), поддержкой Wi-Fi, сотовой связи 3G и 4G, веб-браузингом, не уступающим стандартному ПК, обязательным наличием средств привязки к местоположению.

Тенденция обусловливает спрос на мобильные приложения и магазины, через которые они продаются. По данным Microsoft, сегодня в мире 1 млн приложений для разных платформ. Что касается магазинов приложений (AppStore), то успешных среди них не так уж и много. «Для того чтобы сделать магазин приложений, нужно объединить целый ряд ключевых компетенций, которые редко встречаются в рамках одной компании: умение вести дела с разработчиками, организовать биллинг приложений, сделать магазин доступным для пользователей множества устройств, управлять жизненным циклом продукта, а также его размещением на полках магазина», – объяснил С. Езык.

Несмотря на понимание, что по объему продаж магазин приложений оператора связи никогда не догонит AppStore вендора, предустановленный на всех мобильных устройствах его производства, компания МТС запустила свой магазин на платформе Vodafone для устройств с ОС Android и Symbian. Его продвижение начнется во втором полугодии 2011 г. Дмитрий Мартемьянов (МТС) активно приглашал к сотрудничеству разработчиков. «Мы готовы продвигать партнерские приложения, которые покажутся нам интересными. А благодаря тому, что в проекте участвует Vodafone, в потенциальную аудиторию их потребителей попадают все европейские пользователи услуг этого оператора», – заявил он.

Хотя вендоры признают, что загрузки приложений – это одна история, а их покупка – совершенно другая, на форуме представители Microsoft, Nokia и Samsung словно соревновались между собой в том, кто предложит лучшие условия сотрудничества с разработчиками.

С. Езык сделал акцент на короткий срок сертификации (проверки приложения) – около двух дней. Елена Соловьева (Samsung) – на поддержку разработчиков продуктов на мобильной платформе Bada (к концу 2011 г. в России будет представлено 10 моделей смартфонов с этой OС, всего около 1 млн штук) на всех этапах, начиная с тестирования идеи приложения и заканчивая организацией его продаж. А Сергей Руденко, представлявший Nokia (количество загрузок из Ovi в нашей стране в апреле 2011 г. превысило 1 млн в неделю), – на готовность вендора компенсировать разработчикам затраты на создание бесплатных приложений.

Словом, создание приложений, имеющих ценность для пользователей, креативный подход к этому процессу, привлечение партнеров-смежников, например из числа интернет-компаний, для ищущих свой особый путь контент-провайдеров выглядит многообещающим.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!