Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 07-08 2011
Наталия КИЙ  26 июля 2011

Капитализация НА БАЛАНСЕ

Капитализация накопленного и беспрерывно продуцируемого – такая глобальная задача не первый год стоит перед телекомом в мире и в России. Обсуждениям несть числа. Принятые однозначные решения и реальные практики – редкость. Ждем перехода количества в качество.

Ключевые стратегии монетизации – генеральная тема июньского международного форума Business Models Media & Telecom 2.0. Здесь пошли от «печки» – от регулятора, справедливо считая, что грамотный регулятор должен придумать сценарии, создать условия и настроить рынок.

Регулятор – за баланс

«Регулирование – тяжелая тема по всей Европе», – философски заметил Зорен Грабовски, представитель A.T. Kearney, консалтинговой компании с 85-летней историей. Наш регулятор в ипостаси замминистра Наума Мардера сомнений в компетентности не вызывает. «Эпоха параллельного развития телекоммуникаций и ИТ закончилась. Пришли в одну точку, сливаясь в одно целое. В центре – потребитель контента», – так оценивает момент Н. Мардер и выделяет несколько задач регулятора в развитии «управляемой конкурентной среды в отрасли телекоммуникаций».

Н. Мардер: «Все будет хорошо. Важно найти взаимоприемлемое для участников рынка распределение доходов» Главное и очевидное – создание рынка доступа, поскольку не все его сегменты «сладки и прибыльны»: десятой части населения страны, примерно 14 млн человек, недоступна сотовая связь. А значит, надо найти побудительные механизмы работы там, где это невыгодно. Это формы прямой господдержки в виде механизма универсальной услуги; частно-государственное партнерство; перекрестное субсидирование, идеальное в неприбыльных зонах (этот критикуемый подход Н. Мардер считает справедливым: «пойдешь на неприбыльные территории – получишь прибыльные куски»).

Как и у рынка, в «задачнике» регулятора есть переменные, значение которых пока не найдено: «конкуренция ведет не только к снижению цен, но и к нехватке средств для развития. Снижение цен для одних – выгодно. Для других – трагедия. Задача регулятора – найти баланс».

Среди новых задач в портфеле регулятора – выработать отношение к объединению операторов в крупные структуры, иными словами, к монополизации рынка; научиться регулировать совместную операторскую деятельность вроде консорциума 4G или трассы Чита-Хабаровск.

Смартфон против контента

Пока регулятор ищет баланс и вырабатывает подходы, рынок пытается экспериментировать. Тот же З. Грабовски из A.T. Kearney выделяет два экстремальных сценария развития событий, кои «ИКС» отмечал не раз и не один год: первый – «все берем из Интернета, оператор становится просто трубой»; второй – «оператор как центр предлагаемой информации» (именно таким путем намерен идти объединенный «Рос-телеком», делая ставку на создание универсальной модели контента, см. «ИКС», № 6’2011, с. 30).

В интерпретации Павла Ройтберга (МТС) два сценария выглядят как создание собственного магазина приложений – раз и работа с текущим рынком, т.е. использование приложений Apple, Google, Amazon, Facebook – два. МТС идет обоими путями: сотрудничает с WAC (Wholesale Appli-cations Community), созданной в целях разработки глобального онлайн-магазина универсальных мобильных приложений, и вместе с тем создает собственные приложения.

По П. Ройтбергу, Telco 2.0 – это рынок мобильной рекламы и мобильной коммерции. А вот операторский мобильный контент, по его наблюдениям, оптимизма не внушает: этот рынок растет, но год от года все медленнее – если в начале нулевых темпы роста измерялись трехзначными цифрами, то теперь стремятся к 10% и ниже. И тренд вряд ли поменяется. Одна из причин – переход абонентов на смартфоны, сопровождаемый перераспределением доходов от контентных услуг в направлении передачи данных (в последние несколько лет рост доходов от передачи данных составляет около 50% в год). Если до приобретения iPhone соотношение затрат пользователя на передачу данных и контент соотносились как 1:2,5, то через три месяца после приобретения знакового гаджета ситуация меняется с точностью до наоборот. При этом, как отмечает П. Ройтберг, уровень потребления контента все же «остается высоким, поскольку смартфоны покупают экономически активные абоненты», которые начинают пользоваться магазинами приложений. При этом ситуация, скорее всего, будет усугубляться, так как проникновение смартфонов продолжает расти – от 6% в 2009 г. до 20% в 2011-м и 30% в 2012-м.

  

Разговоры вокруг бизнес-моделей Telco 2.0 будут продолжаться в разных форматах. На рынке не бывает всем хорошо: кто-то взлетает, а кто-то идет на посадку. Найти синергическое решение для трансграничного пространства в виде телекома, Интернета, медиа, ТВ и ИТ – высший пилотаж. Его элементы кое-где демонстрируют в мире, в ходе «тренировочных полетов» найдут и у нас. Было бы что делить!

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!