Rambler's Top100
Статьи ИКС № 07-08 2011
Александр МАРТЫНЮК  26 июля 2011

Уровень растет, но нужен тираж

За последние годы культура проектирования и строительства дата-центров в России заметно выросла, однако комплексный подход к проекту создания ЦОДа встречается пока нечасто.

Александр МАРТЫНЮК, гендиректор компании «Ди Си квадрат»Ликбез пройден, но...

По сравнению с тем, что было пять-семь лет назад, уровень технической грамотности заказчиков, безусловно, повысился. Остались в прошлом настойчивые попытки приспособить офисное помещение с фреоновыми теплообменниками под установку критически важного для бизнеса серверного оборудования. Технические специалисты заказчиков все чаще приходят на конференции, читают специальную литературу, они понимают, как достигается требуемый уровень надежности ЦОДа, какой должна быть площадь вспомогательных помещений и т.д., и в итоге принимают более правильные и взвешенные решения.

Сегодня обращают все больше внимания на энергоэффективность проектируемых ЦОДов, и это, конечно, хорошо. Но, записывая в техническое задание очень смелые значения коэффициента PUE (1,3 или даже меньше), надо понимать, что точный расчет PUE можно провести только с привязкой к конкретному оборудованию, и совсем не факт, что оборудование, позволяющее получить заданный коэффициент, присутствует на российском рынке. Высокоэнергоэффективные решения типа дизельно-роторных ИБП и систем фрикулинга у нас пока редкость. Они сложны и в проектировании, и в реализации. Опыта их построения еще нет: проекты единичны, и поэтому они неизбежно идут с большим количеством ошибок. Немаловажно и то, что выбор оборудования для достижения желаемого заказчиком коэффициента PUE зачастую конфликтует с его же корпоративными интересами и стандартами. Ведь почти у каждой компании есть сложившийся круг поставщиков, с которыми подписаны соглашения о скидках, программах поддержки, учебных курсах для специалистов и т.д. и т.п. И если проектировщик для получения требуемого PUE предлагает использовать оборудование «не того» производителя, поскольку с оборудованием «своего» вендора его обеспечить невозможно, то заказчик, скорее всего, откажется от осуществления проекта в таком виде, и требования к энергоэффективности будут снижены.

Аналогичная ситуация с энергоэффективными системами типа теплообменников KyotoCooling. Предложение об их использовании сразу вызывает вопросы о том, кто сможет спроектировать такое решение, кто его сможет установить и кто потом будет его обслуживать при условии, что представительства компании-производителя в России нет, партнеров, службы поддержки и склада запчастей – тоже. В принципе спроектировать и построить такое решение можно (всем известно, что в единичных экземплярах у нас могут делать сверхсложные вещи). Но клиент должен понимать, что с построенным чудом ему придется жить и работать порядка 10 лет, а для этого уже сейчас надо начинать переговоры об открытии российского представительства производителя, о локальном складе запчастей, об обучении обслуживающего персонала и т.д., чтобы к моменту запуска ЦОДа в эксплуатацию все это было уже готово. Конечно, есть и российские разработчики энергоэффективных решений, и при использовании их систем проблемы с поддержкой и эксплуатацией решаются гораздо проще, но в любом случае подход к проекту создания дата-центра обязательно должен быть комплексным. А вот это пока редкость.

Очень хочется верить, что в скором времени и топ-менеджмент заказчиков начнет более зрело оценивать ситуацию. Досадно, когда руководитель бизнеса настойчиво отстаивает «идею» постройки классического дата-центра с надежностью уровня Tier II или даже Tier I с перспективой дальнейшего его развития до Tier III и IV, не принимая во внимание аргументы о нереализуемости подобного подхода.

Специализация и тиражирование

Гораздо чаще у нас можно увидеть комплексность совсем иного рода: системные интеграторы, которые занимаются созданием дата-центров, стремятся делать абсолютно все – и электропитание, и климатику, и инженерную автоматику, и системы пожарной безопасности, и информационные системы. Но нельзя быть одинаково хорошим специалистом во всем, такая универсализация сильно бьет по качеству проекта, а отрицательный опыт сдерживает развитие этого рынка.

Тем не менее технологический уровень новых российских дата-центров с каждым годом повышается. Но окончательно лед тронется тогда, когда мы перестанем строить уникальные решения раз в пять лет, а будем каждый год запускать нормальный дата-центр площадью 5–7 тыс. м2, соответствующий уровню Tier III. При таком тираже отношение заказчиков к консультантам, проектировщикам и строителям ЦОДов неизбежно изменится, и тогда появится нормальный рынок консалтинговых услуг и проектирования дата-центров.

Ведь сегодня 99% заказчиков проектов дата-центров просто не понимают, зачем вообще нужны консультанты, но и в тех проектах, к которым консультантов все-таки привлекают, используется лишь малая часть их потенциальных возможностей. Консультант должен приглашаться тогда, когда идея строительства ЦОДа только возникла, чтобы грамотно сформулировать эту идею и требования к будущему дата-центру, определить основные параметры проекта и подготовить базовые технические решения. При этом надо иметь в виду, что результатами труда западных консультантов в наших условиях в полной мере воспользоватьcя нельзя. «Там» другое оборудование, климат и правила проектирования, поэтому их решения неизбежно будут противоречить нашим СНИПам, НПБ, ПУЭ и другим нормативным документам. Их решения надо будет адаптировать к российской действительности, и сделать это смогут только российские специалисты. Привлечение западных консультантов и проектировщиков в принципе вполне оправдано, так как у них большой опыт проектирования правильных схемных решений, закладывающих параметры надежности дата-центра. Но к ним в пару надо брать российских специалистов, чтобы в итоге получить решение, применимое именно в наших условиях.  

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!