Rambler's Top100
Статьи ИКС № 07-08 2011
26 июля 2011

Вверх по лестнице Tier'ов

Российский рынок дата-центров меняется на глазах: ажиотажный спрос, перепроизводство, кризисное затишье, старт первых крупных проектов, рост спроса на повышенную надежность, сертификация проектов и площадок в Uptime Institute… Какие следующие ступеньки на лестнице ЦОДов?

 

Борис ГЕХТМАН, архитектор комплексных инфраструктурных решений, Linxdatacenter 
Дмитрий МИЛОВ, директор департамента внедрения и тестирования, МТС 
Петр РОНЖИН, директор, «ВЕНТСПЕЦСТРОЙ» 
Григорий ЮДИН, ведущий консультант, HP Россия
Алексей КАРПОВ, директор департамента инженерных систем, «Астерос»
Роберт САЙКЕРБАЙК, региональный менеджер по продажам, Raritan Europe 
Артем АНТИПОВ, менеджер по развитию бизнеса, Delta Electronics Россия и СНГ 
Антон ПЛАТОНОВ, гендиректор, STOREDATA
Андрей КАСЬЯНЕНКО, заместитель гендиректора, Караван-Телеком
Валерий КОРНИЕНКО, руководитель по развитию сервисного бизнеса, IBM в России и СНГ 
Игорь БУТЕНКО, начальник службы развития и продаж услуг дата-центров, «РТКомм.РУ» 
С   д у м о й   о   S L A  

«ИКС»: За последние годы на рынке дата-центров поменялось многое: спрос, предложение, критерии качества. Изменились и те, ради кого затеваются эти очень недешевые проекты. Какие они, нынешние клиенты коммерческих дата-центров, и каковы их требования?

Борис ГЕХТМАН, архитектор комплексных инфраструктурных решений, Linxdatacenter: Крупные корпоративные заказчики в дополнение к стандартной услуге сolocation все активнее интересуются арендой оборудования, вычислительных мощностей (физических и виртуальных серверов, СХД). Если говорить о SLA, то совсем недавно достаточно было просто факта его наличия. А сейчас этот документ изучается с большим пристрастием, причем некоторые заказчики хотят включить в него пункты о страховании не только ИТ-, но и бизнес-рисков.

Л и н е й к а   д л я   Ц О Д а

«ИКС»: Для дата-центров существуют разные мировые рейтинги: по площади, по количеству потребляемой электроэнергии, по энергоэффективности и т.д. А какие характеристики уровня ЦОДа наиболее актуальны сейчас для российского рынка?

Дмитрий МИЛОВ, директор департамента внедрения и тестирования, МТС: На данный момент в России наиболее актуальны доступность и надежность инженерных систем (Tier), энерговооруженность (количество киловатт на стойку или на 1 м2) и энергоэффективность (PUE). Первое однозначно зависит от бизнес-требований. Например, компанию телекоммуникационного или банковского сектора едва ли устроит ЦОД уровня Tier II и ниже. Энерговооруженность также важна, поскольку в совокупности с запроектированной масштабируемостью она является залогом будущей эффективной утилизации мощностей дата-центра. Параметр PUE в значительной степени определяет стоимость владения дата-центром и эффективность его работы.

Петр РОНЖИН, директор, «ВЕНТСПЕЦСТРОЙ»: Квадратные метры, мегаватты, уровень надежности – первично. Имея эти данные, можно многое сказать о том, как будет выглядеть дата-центр и сколько он будет стоить. Все остальное – обычно дело вкуса заказчиков.

Григорий ЮДИН, ведущий консультант, HP Россия: Основной фактор, которым сейчас гордятся заказчики, и не только в нашей стране, – это PUE. Однако немногие из них могут похвастаться пониманием этой метрики или адекватностью ее вычисления. Далее идут неподтвержденный уровень надежности в виде ссылки на Tier, квадратные метры и мегаватты. Степень «зелености», как и объемы снижения выбросов парниковых газов, в России пока никого особо не волнуют, потому что мода на «зеленость» у нас еще не пошла дальше партийных лозунгов, а реальная энергоэффективность будет возможна только после того, как электроэнергия подорожает до уровня Европы или США.

Алексей КАРПОВ, директор департамента инженерных систем, «Астерос»: При оценке уровня ЦОДа наиболее часто используемые параметры – Tier, подведенная мощность и площадь. Другие характеристики, такие как PUE, green IT и другие, заманчивы для заказчиков, но не до конца ими осознаны. При более детальном рассмотрении появляется понимание, что строительство ЦОДа со слишком низким PUE или высокой степенью «зелености» может в разы увеличить бюджет проекта, поэтому заказчики зачастую останавливаются на классических дата-центрах, отвечающих их бизнес-требованиям.

Ч е г о   ж д а т ь   о т   « ж е л е з а » . . .

«ИКС»: На улучшение каких параметров работы дата-центров и отдельных их систем направлены сейчас усилия производителей оборудования? Какие перспективные технологические решения появились в этой области за последнее время?

Д. МИЛОВ: Поскольку значительный процент OPEX в ЦОДе приходится на плату за электроэнергию, основной вектор модернизации его инженерных систем направлен на уменьшение PUE. Так, применение технологии фрикулинга в системах кондиционирования гарантированно позволяет в холодное время года сокращать энергопотребление. Интересны и новые роторные системы кондиционирования. Они имеют низкое энергопотребление, технически просты и могут работать в широком диапазоне внешних температур. Однако пока их внедрение осложняют крупные габариты и низкий уровень резервирования внутри системы. Еще один пример высокоэффективных технологий – динамические ИБП. Их достоинства – отсутствие батарей, компактность, практически мгновенная «перезарядка» при появлении внешнего электропитания и высокая надежность. Но и у них есть свои недостатки: очень малое время автономии, довольно высокий уровень шума и вибрации, а также отсутствие опыта их использования.

Роберт САЙКЕРБАЙК, региональный менеджер по продажам, Raritan Europe: За те 10–15 лет, которые обычно составляют жизненный цикл дата-центра, технологии и требования к питанию и охлаждению, несомненно, изменятся. Поэтому многие производители развивают сейчас концепцию управления инфраструктурой дата-центра, которая предполагает мониторинг всех систем ЦОДа в реальном времени и анализ полученных данных для составления прогноза о том, что произойдет с каждым элементом дата-центра в будущем. В крупном ЦОДе даже простой поиск оборудования для ремонта или модернизации отнимает много времени, и чтобы сократить его и тем самым сэкономить не только время, но и деньги, необходима автоматизированная система управления активами. Однако она эффективна только при наличии системы управления изменениями и дисциплинированного персонала.

Артем АНТИПОВ, менеджер по развитию бизнеса, Delta Electronics Россия и СНГ: Производители оборудования прежде всего стремятся сократить расход электроэнергии на охлаждение ЦОДа. Для этого разрабатываются холодильные установки, водяные чиллеры, системы фрикулинга с низким энергопотреблением. Например, уже существуют системы водяного межстоечного охлаждения, которые при собственном энергопотреблении 1 кВт могут снимать со стойки до 30 кВт тепла. Также важны единые системы мониторинга и управления всеми инженерными системами ЦОДа.

Марк РИВКИН, руководитель направления технологического консалтинга СУБД, Oracle СНГ: Основные параметры ЦОДа, которые разработчики сейчас пытаются улучшить, – это надежность, гибкость и эффективность использования вычислительных ресурсов, безопасность и управляемость. Самые перспективные технологии и решения в этой области – это грид-системы и облачные архитектуры, отличающиеся уникальной гибкостью и надежностью при невысокой стоимости и быстроте развертывания. Также перспективно использование в ЦОДах аппаратно-программных комплексов и машин баз данных.

Антон ПЛАТОНОВ, гендиректор, STOREDATA: В последнее время наметился интерес к таким технологиям, как фрикулинг, тепловые насосы, тепловые колеса системы-купе, которые позволяют снизить затраты на электроэнергию на собственные нужды ЦОДа. Другими словами, если для стандартной системы хорошим значением PUE считается, к примеру, 1,5 или 1,6, то сейчас производители предлагают энергосберегающие системы на основе фрикулинга с PUE порядка 1,2. В этих системах экономия электроэнергии составляет как минимум 50%. Впрочем, такие технологии пока обходятся значительно дороже классических схем.

. . . а   ч е г о   –   о т   л ю д е й ?

«ИКС»: известно, что работа службы эксплуатации может как поднять запроектированный  уровень надежности дата-центра, так и понизить его до нуля. Каковы особенности российской эксплуатации ЦОДов? Собственная служба эксплуатации или аутсорсинг – что реальнее и надежнее в наших условиях?

Д. МИЛОВ: Главное требование к службе эксплуатации – высокопрофессиональная, формализованная и точная организация обслуживания оборудования и систем. Конечно, некоторые элементы инженерных систем ЦОДа в российских условиях требуют к себе повышенного внимания. Например, ДГУ должна без проблем запускаться и при +40°С, и при –40°С, а тополиный пух, летающий в начале лета, заставляет чаще проводить осмотр и механическую чистку внешних блоков климатических систем. Что касается использования аутсорсинга при эксплуатации ЦОДа, то при принятии решения об этом нужно учитывать форму и интенсивность бизнеса конкретной компании, зрелость ее ИТ-команды и общее состояние рынка аутсорсинга. Современную модель российского рынка дата-центров можно назвать гибридной, т.е. представители мелкого и части среднего бизнеса предпочитают аутсорсинговые ЦОДы и разные формы аренды инфраструктуры дата-центров, а крупные компании и некоторые представители среднего бизнеса – собственные корпоративные ЦОДы.

Андрей КАСЬЯНЕНКО, заместитель гендиректора, «Караван-Телеком»: В любом даже самом надежном ЦОДе бывают нештатные и аварийные ситуации. В большинстве таких случаев скорость восстановления работоспособности зависит не только от совершенства инженерной инфраструктуры, но и от слаженности и грамотности действий специалистов, которые эти системы обслуживают. Поэтому необходимы четкие регламенты аварийного восстановления, по которым проводятся учения для выработки соответствующих навыков у персонала. К сожалению, нередко бывает, что дежурная смена ЦОДа быстро отрабатывает аварию и восстановление происходит в установленные оператором сроки, а ИТ-системы клиента запускаются с большой задержкой только из-за того, что сам заказчик не смог адекватно отреагировать на ситуацию. Для того чтобы избежать такой нестыковки, требуется разработка полного комплекса регламентов аварийного восстановления и их согласование с оператором ЦОДа. Однако пока мало кто это делает, что говорит о незрелости нашего ИТ-рынка.

Валерий КОРНИЕНКО, руководитель по развитию сервисного бизнеса, IBM в России и СНГ: Операционная модель эксплуатации ЦОДа, его инженерной инфраструктуры еще недостаточно зрелая. Дата-центры строились практически с нуля и зачастую – ad hoc, т.е. по случаю. Кто-то проводит оптимизацию, пытается привнести лучшие мировые практики, и тот, кто преуспел в этом, – эксплуатирует ЦОДы отлично.

U p t i m e   к а к   н а ш е   в с е

«ИКС»: Проекты трех российских дата-центров уже получили сертификаты Uptime Institute и еще три находятся «в процессе». Это реальная потребность или дань моде? Как такая сертификация может повлиять на ситуацию на рынке и на общий уровень проектирования и строительства дата-центров?

П. РОНЖИН: При отсутствии российских стандартов подобного класса сертификация в Uptime Institute – единственный способ сообщить клиенту реальный, а не декларируемый уровень дата-центра. Зная этот уровень, клиент сможет просчитать риски при размещении своего оборудования или заказе других услуг.

Г. ЮДИН: В первую очередь это дань моде, поскольку для насущной необходимости такой сертификации в России пока не созрела бизнес-ситуация – нет практики выплаты неустоек за нарушение SLA, законодательной базы, обязывающей компании обеспечивать реальную доступность сервисов на высоком уровне. Да и клиенты пока не увязывают доступность сервиса коммерческого ЦОДа и его уровень (Tier).

В. КОРНИЕНКО: Заказчик спрашивает – значит, это нужно. Сертификация Uptime Institute позволяет строить больше дата-центров премиум-класса.

А. АНТИПОВ: Безусловно, понимание требований Uptime Institute у российских проектировщиков и заказчиков и стремление максимально им соответствовать повышает отказоустойчивость ЦОДа, что, в свою очередь, делает его более надежным и привлекательным для клиентов. В то же время немногие российские компании могут позволить себе ЦОД, сертифицированный в Uptime. Кроме того, не стоит забывать, что Uptime Institute – это коммерческая организация, а значит, преследует свои цели и интересы. Я поддерживаю идею создания российских стандартов для строительства ЦОДов, которые учитывали бы особенности российского рынка.

Игорь БУТЕНКО, начальник службы развития и продаж услуг дата-центров, «РТКомм.РУ»: Для многих клиентов российских дата-центров определяющий параметр – цена сервиса, однако для крупных заказчиков, чьи бизнес-процессы напрямую зависят от работоспособности корпоративных ИТ-систем, на первый план выходит непрерывность бизнеса. Для таких компаний выбор ЦОДа, в полной мере отвечающего корпоративным требованиям, – нетривиальная и достаточно трудоемкая задача. Со временем сертификат Uptime Institute может стать гарантом надежности дата-центра, но только в совокупности с четко отлаженной системой эксплуатации. Не исключено, что с развитием российского рынка может появиться аналогичный отечественный сертификат качества.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: