Rambler's Top100
Статьи ИКС № 09 2011
Евгения ВОЛЫНКИНА  13 сентября 2011

ИТ-кадр. Бороться и искать, найти и удержать

Рынок ИТ-специалистов недолго был рынком работодателя – только во время недавнего кризиса. Но кризис закончился, и компаниям вновь приходится думать о том, как найти грамотных программистов, разработчиков и прочих айтишников, а еще больше – о том, как удержать ценных сотрудников (о корпоративном обучении см. с. 55–56).

В нашей нефтегазоориентированной экономике ситуация на рынке ИТ-труда имеет свои особенности, которые заметно усугубляют проблемы самого высокотехнологичного сектора российской индустрии. Как рассказал на очередном заседании пресс-клуба Ассоциации разработчиков ПО «Руссофт» руководитель службы исследований рекрутингового сайта Headhunter Глеб Лебедев, во время кризиса 2008–2009 гг. общее число ИТ-вакансий сократилось намного сильнее, чем поначалу прогнозировали специалисты, и основной вклад в эти сокращения внесли компании не из ИТ-сектора. Сейчас эти компании быстро наращивают количество вакансий, а в богатых отраслях (банки, нефтегазодобыча) к тому же провоцируют рост зарплат и переманивают специалистов у ИТ-компаний. Характерно, что работодатели сегодня ищут высокооплачиваемых специалистов с опытом работы 3–6 лет, а большинство соискателей должными квалификацией и опытом не обладают и согласны на гораздо меньшие деньги. Получается, что скоро неоткуда будет взять опытных специалистов, и для их привлечения придется еще больше поднимать зарплаты. Ну а сами специалисты, видя увеличение числа вакансий на рынке, переходят в стадию поиска новой работы, пока еще пассивную: обновляют и вывешивают свое резюме на случай, что вдруг появится интересное предложение.

П. Адылин: «Удержать тех, кто изначально строит свою карьеру так, чтобы оказаться на побережье Тихого океана, невозможно. Мы можем только использовать их труд в течение двух-трех лет, а они нас – как перевалочную базу» Даже у ведущих российских разработчиков ПО с высокой долей экспортных заказов ситуация с кадрами сейчас далека от идеальной: такие компании, как SPIRIT, «Рексофт», Artezio, «Центр речевых технологий» (ЦРТ), заявляют о нехватке специалистов (в среднем в 10–15% от их текущей численности). Правда, у сильных компаний в этой ситуации появляется возможность переманить ценных специалистов к себе. Но в любом случае задача удержания имеющихся сотрудников сейчас очень актуальна. Способы давно известны: повышение зарплаты, улучшение условий труда, расширение соцпакета... По словам исполнительного директора компании Artezio Павла Адылина, в 2010 г. зарплата «старых» сотрудников была повышена на 20%, а за первое полугодие 2011 г. – еще на 10%. Эти меры могут предотвратить переманивание специалистов другими российскими компаниями, но бессильны против ухода «звезд» в западные. Здесь силы явно неравны, так что относиться к этому приходится философски. Правда, некоторые компании пытаются затормозить отток специалистов за рубеж, используя их в собственных иностранных представительствах.

У столичных софтверных компаний есть два источника новых специалистов: вузы и регионы (в том числе страны СНГ). Последний предполагает не только переезд программистов в Москву и С.-Петербург, но и открытие офисов в регионах, что вполне разумно с экономической точки зрения, поскольку зарплаты там ниже. Что касается вузов, падение качества высшего образования признают сейчас все, и высокие места на чемпионатах мира по программированию (которые занимают, например, студенты ЛИТМО) картины не меняют, ведь ИТ-индустрии нужны десятки тысяч специалистов. Компании уже смирились с тем, что из вуза выходит «полуфабрикат» и его нужно еще год-полтора доучивать. Вузы же давно поняли, что полноценного финансирования от государства ждать бесполезно (если оно и дает деньги, то только на оборудование, а не на зарплаты преподавателям). В такой ситуации вузы и бизнес просто обречены на сотрудничество. Так что идея базовых кафедр, несмотря на ее более чем 60-летнюю историю, сегодня вполне актуальна. Часть ИТ-компаний открывает собственные учебные курсы, кто-то идет еще дальше: например, ЦРТ создает собственный корпоративный университет с курсами повышения квалификации, магистратурой и аспирантурой для сотрудников.

Многие любят ссылаться на опыт американских университетов, у которых госдотации составляют очень небольшую долю доходов, а живут они главным образом за счет консалтинга, контрактов с компаниями на подготовку специалистов и пожертвований своих выпускников. В России ситуация другая. Миллионеров, материально помогающих своей alma mater, совсем немного. На ниве консалтинга у вузов есть множество сильных конкурентов в лице тех же ИТ-компаний. Заинтересованный в квалифицированных специалистах ИТ-бизнес, возможно, и хотел бы более весомо поучаствовать в процессе их подготовки, но наивно ожидать этого сейчас, когда прессом налогов и страховых взносов самые высокотехнологичные компании фактически выдавливаются из России.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!