Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 09 2011
Лилия ПАВЛОВА  13 сентября 2011

Со щитом или на щите

Информационная безопасность как провайдерская услуга для массового пользователя – еще не бизнес в России, но уже не экзотика; для корпоративного – уже не новость, но еще не рынок. За этот сегмент ИБ начинается битва партнеров-конкурентов, из которой кто-то выйдет со щитом, кого-то вынесут на щите.

В классе MSS

Услуги информационной безопасности от оператора связи относятся к классу аутсорсинговых услуг Managed Security Services (MSS). Характерная особенность модели MSS – постоянство. Это не разовые проекты по оказанию тех или иных услуг ИБ – напротив, клиент передает сторонней организации на обслуживание постоянные функции/процессы обеспечения безопасности своей информационной инфраструктуры. К классу MSS относят услуги анализа интернет-трафика и веб-фильтрации, защиты от спама, антивирусной защиты, контентной фильтрации трафика, защиты от DDoS-атак, а также управления – межсетевыми экранами, системами обнаружения и предотвращения вторжений, системами аутентификации и авторизации, криптографическими системами, включая построение VPN и инфраструктуры открытых ключей.

Аналитики прогнозируют рост рынка услуг класса MSS во всем мире: в Северной Америке – с $1,3 млрд в 2007 г. до $2,8 млрд в 2012 г. (IDC), в Европе – с $576,3 млн в 2006-м до $2,1 млрд к 2013 г. (Frost & Sullivan), в Азиатско-Тихоокеанском регионе – с $604 млн в 2008-м до $1,1 млрд к 2012 г. (IDC), в Латинской Америке – с $84,8 млн в 2009 г. до $298,6 млн к 2014-му (Frost & Sullivan). Игроки класса MSS представлены тремя группами компаний: вендоры ПО информационной безопасности, операторы связи, системные интеграторы. Конкуренция в классе существует и по горизонтали, и по вертикали: вендоры стремятся играть роль провайдеров услуг ИБ; операторы связи и системные интеграторы выступают и как самостоятельные поставщики услуг ИБ, и как посредники в цепочке продаж этих услуг от вендоров конечным клиентам. Выделить «операторскую долю» в выручке от услуг MSS крайне сложно, однако в этой тотальной конкуренции у операторов есть свои преимущества.

Забота о безопасности своей сети, по которой передается информация клиентов, – родовое свойство телекома. Кроме того, любой оператор основательно занимается защитой своей ИТ-инфраструктуры, поскольку от этого напрямую зависит его бизнес. Логично будет, если оператор – в порядке аутсорсинга – «поделится» безопасностью со своими клиентами.

К услугам, «заточенным» под бизнес оператора, эксперты «ИКС» отнесли защиту от DDoS-атак, шифрование каналов связи, веб-фильтрацию, PKI, AAAS, защиту от вирусов и спама, управление VPN. «В принципе в рамках операторского бизнеса возможна реализация любых решений MSS», – считает Д. Костров (МТС). Зарубежные операторы давно и успешно развивают этот рынок, в России же он находится в стадии формирования. При этом, как замечает А. Бугаенко («Синтерра»), активно формируют его сейчас именно операторы связи.

Е с т ь   И Д Е Я !

Рынок бурлит идеями. Помимо привычных операторских услуг ИБ (защита от вирусов, спама, нежелательного контента, DDoS-атак и др.) эксперты «ИКС» вскрывают порой самые неожиданные возможности заработать на ИБ (а также минимизировать риски и сократить затраты на внедрение услуг).

Вот они:

! Вкладываться в R&D, создавать нужный рынку продукт – а потом зарабатывать и на  продукте, и на услугах.

! Использовать модель Security as a Service.

! Для продвижения услуг использовать модель MVNO.

! Выступать в качестве канала продаж услуг ИБ, дополняя предложения провайдеров облачных услуг.

! Выстраивая партнерские отношения с несколькими специализированными вендорами, быстро запускать целый спектр новых услуг с минимальными затратами и, соответственно, минимальными рисками в случае, если какая-либо услуга «не пойдет».

! Привлекать к проектам «третью сторону» (специализированную компанию), значительно сокращая время вывода услуги на рынок и снижая затраты.

! Применять сервис-ориентированную модель: оператор конструирует услуги для различных категорий потребителей, создает инфраструктуру (на этом этапе средства уходят вендору и интегратору) и, опираясь на нее, продает свои услуги (эта составляющая остается у оператора и может со временем значительно превысить инвестиции).

! Защищать персональные данные клиентов компаний с территориально распределенной инфраструктурой в соответствии с требованиями ФЗ-152.

! Легализовать (в пределах требований СОРМ) право анонимного доступа в Интернет.

! Предоставлять услуги, связанные с использованием электронно-цифровой подписи.

! Предлагать на массовом рынке виртуальные системы хранения информации (стоимость хранения частной информации не должна быть выше стоимости записи информации на какой-либо жесткий носитель).

! Предоставлять корпоративным клиентам услуги электромагнитной безопасности*.

_______________

* В одном из ближайших номеров «ИКС» планирует публикацию статьи об электромагнитном нападении как новом виде угрозы ИБ и способах защиты от него.

Бизнес на низком старте

На самом деле уже несколько лет крупные магистральные операторы при предоставлении своим корпоративным пользователям услуг IP VPN наделяют их дополнительными сервисами ИБ, а также предоставляют услуги защиты от DDoS-атак, веб-фильтрации и др. Однако российские телекомы оказывают услуги ИБ своим клиентам в порядке дополнительных опций (как правило, в целях повышения их лояльности и собственной конкурентоспособности) – и ни один оператор не готов назвать сумму выручки от этих услуг.

Тем не менее, по оценкам экспертов, именно операторский сегмент MSS должен «выстрелить» в ближайшие годы и начать приносить ощутимые доходы поставщикам услуг. Это обусловлено набирающим силу встречным движением.

С одной стороны, этап наращивания клиентских баз ШПД рано или поздно завершится – и тогда рост операторского бизнеса будет возможен в основном за счет развития дополнительных услуг, в том числе ИБ. С другой стороны, растет спрос на услуги сетевой безопасности. Особенно остро нуждается в профессиональной защите от вирусов, фишинга, троянов, спама и нежелательного контента массовый сегмент, поскольку, как отмечает Д. Огородников (INLINE Technologies), большинство абонентов не обладают достаточным уровнем технических знаний, чтобы обезопасить себя в полном объеме. До недавнего времени, по признанию Д. Кострова, и сами операторы считали, что защита абонентов – дело рук самих абонентов. Сейчас они обратили внимание на частных пользователей – их же миллионы!..

Операторы, уже внедрившие на своих сетях системы контентной фильтрации и защиты от вредоносного кода, сами начали искать возможности предоставлять новые услуги безопасности. «Операторы связи не хотят быть «трубой», а хотят наиболее полно решать проблемы клиентов, быть MSSP, – комментирует операторскую позицию Д. Костров. – Это могут быть даже просто имиджевые услуги, на которых много не заработаешь, но когда есть два оператора и у одного можно заказать услугу «чистого Интернета», а у другого нет, то для пользователя выбор очевиден». Поэтому, считает П. Антонов (Cisco), услуги ИБ – как и любые другие дополнительные по отношению к услугам связи – станут для операторов основными источниками роста объемов выручки и способами удержания клиентской базы в ближайшие годы.

В корпоративном сегменте рост спроса, по мнению Д. Огородникова, обусловлен стремлением снизить операционные издержки и получить доступ к высокопроизводительным и современным системам ИБ за приемлемую цену. Даже крупные предприятия, способные самостоятельно решать задачи информационной безопасности, видят, что делать это своими силами далеко не всегда экономически более выгодно, чем отдать ту или иную задачу на аутсорсинг, замечает П. Антонов. Пресловутый «российский менталитет» (недоверие крупных организаций к аутсорсингу в принципе) постепенно отступает перед экономическими аргументами.

Кроме того, есть услуги ИБ, за которыми любой корпоративный клиент, независимо от размера бизнеса, придет к оператору. Самая известная такого рода услуга – защита от DDoS-атак. Однако доходы, которые эта услуга приносит крупнейшему магистральному оператору, его топ-менеджер называет «копеечными», поскольку главная роль услуги – не зарабатывание прибыли, а придание дополнительной привлекательности основным видам бизнеса.

Что касается предприятий SMB, особенно малого бизнеса, то здесь эксперты отмечают не меньшие перспективы для операторов, чем в массовом сегменте. Поскольку самые простые вопросы обеспечения ИБ у малого бизнеса оказываются практически нерешенными, его потребности охватывают огромный спектр услуг – от антивирусной защиты и антиспама до защиты от DDoS-атак, веб-фильтрации, защиты границы сети и т.д.

Поле под распашку

Облачные вычисления – это бизнес-шанс для телекоммуникационных провайдеров на рынке ИБ, считают эксперты «ИКС». Целевая аудитория публичных «облаков» – SMB, самая не охваченная услугами информационной безопасности территория. По словам А. Прокудина («АйТи»), это «непаханое поле» для желающих предоставить новый спектр услуг и заработать на них. П. Антонов уверен: наблюдая, как все больше и больше ИТ-сервисов предприятий в последнее время «переезжает в облака», операторы связи, естественно, не могут оставить без внимания этот рынок. В. Андреев (ИВК) также считает, что безопасность облачных сервисов, будучи «чисто инфраструктурной ИБ», это, «без натяжек, чисто операторская услуга» (хотя пока скорее перспективная, а не реальная). При этом, как отмечает К. Керценбаум (IBM), если провайдер сам же является оператором облачного сервиса, то защита – это его основная прерогатива, а не средство зарабатывания денег, поскольку ни один клиент не пойдет к облачному провайдеру, который потребует дополнительной платы за защиту информации заказчика. «Впрочем, можно получать прибыль, предлагая дополнительные услуги, чтобы повысить уровень защиты», – считает эксперт.

Но насколько сам рынок готов к модели Security as a Service? По мнению К. Керценбаума, к внедрению услуг готовы вендоры и операторы, но не клиенты, что связано «с определенным уровнем недоверия» и к первым, и ко вторым. При том что большинство экспертов наиболее высоко оценили уровень готовности к SaaS в вендорском и операторском лагерях, сомнения есть и здесь: каков потенциальный спрос и возможные объемы продаж, кто должен продвигать услуги, как выстроить модель взаимоотношений «вендор – интегратор – провайдер», есть ли целесообразность в привлечении «третьей стороны» (специализированной компании) для предоставления сервисов? Вопросов больше, чем ответов. По мнению В. Андреева, телеком все же имеет определенные преимущества перед ИТ-компаниями, поскольку доверие к нему у клиентов выше. В. Ткачев (SEC) видит возможный конфликт интересов операторов и системных интеграторов, поскольку задача оператора – сделать решение унифицированным, максимально «повторяемым», а задача системного интегратора – полностью удовлетворить именно специфичные требования заказчика и на длительный срок стать безальтернативным поставщиком услуг. Д. Савченко («Микротест»), напротив, считает, что для интеграторов это дополнительная возможность развивать свой бизнес: «Мы будем предоставлять услуги по проектированию и внедрению таких решений, но не конечным пользователям, а операторам связи, которые на базе этого будут уже реорганизовываться в SaaS-модели по предоставлению услуг пользователям».

В подобных спорах лучший советчик – опыт. Но его-то как раз на российской почве явный дефицит. Рынок ловит информацию о стартапе компании ТТК, запустившей в ноябре прошлого года на базе облачной инфраструктуры компании Zscaler сервис очистки трафика Интернета WebProtection, который позиционируется как услуга для клиентов ТТК – коммерческих и государственных структур любого (!) масштаба. Но относительно подписчиков на сервис компания нигде не проговорилась…

Защита дома на столе, защита в кармане

Второй тренд, побуждающий к развитию ИБ как услуги от оператора, захватывает еще более массовую, чем SMB, аудиторию – собственно массовый рынок. По данным исследования российского рынка ИБ, проведенного компанией Leta, в 2010 г. наблюдался всплеск спроса на антивирусные решения со стороны домашних пользователей и в нынешнем году эта тенденция укрепляется. Десятки интернет-провайдеров, причем не только крупных (как «Комстар», МГТС, «ВымпелКом», «Центральный телеграф», бывшие МРК), но и городского масштаба, уже предоставляют своим абонентам подписные услуги «Антивирус», «Антиспам», «Родительский контроль», «Удаленная флэшка». Но если пользователи домашних ПК уже «дозрели» до такого рода аутсорсинга ИБ, то за мобильных абонентов операторам еще предстоит побороться.

По экспертным оценкам, в зарубежных странах операторские услуги антивирусной защиты для населения востребованы примерно у 15% абонентов мобильной связи. В России дополнительные услуги информационной безопасности для массового рынка пока редкость. «Российскую специфику» эксперты «ИКС» объясняют, во-первых, неготовностью абонентов платить за необязательные, с их точки зрения, услуги. «Редко кто из друзей, коллег или знакомых говорит о том, что у него телефон «убит» вирусом, скорее аппараты теряются, ломаются и т.п. На Западе практически та же самая ситуация – просто там больше процент бизнес-пользователей, использующих коммуникаторы в рабочих целях. У нас же такие устройства используются в основном для развлечения», – отмечает А. Трошин («Манго Телеком»). Вторая причина – незаинтересованность (до недавнего времени) самих операторов. «Чтобы обеспечить как увеличение числа пользователей, заинтересованных в данных услугах, так и заинтересованность операторов связи в их продвижении, необходимо определить максимально эффективную модель продаж услуг информационной безопасности», – считает А. Машков («Центральный телеграф»). По мнению Д. Огородникова, дальнейшее формирование этой модели зависит в первую очередь от вендоров, которые должны изменить политику продаж, сдвигаясь от продажи «коробок» к разделению прибылей и рисков.

Между тем мобильные (теперь универсальные) операторы уже вошли в эту воду. «ВымпелКом» вывел на рынок в нынешнем году собственное провайдерское решение ИБ для частных абонентов, МТС через свой магазин приложений предоставляет абонентам доступ к сервисам антивируса, спам-фильтрации и др. Их перспективность не подвергается сомнению, а с началом массовых продаж незрелость рынка из фактора риска трансформируется в потенциал его роста. Как заметил А. Машков, в наш небезопасный век спрос на операторские сервисы ИБ можно хорошо организовать («ведь нет ничего невозможного для людей с интеллектом») – и выигрыш при этом будет очевидным.

Не исключено, что даже можно будет посчитать его объем. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!