Rambler's Top100
Статьи ИКС № 09 2011
Дмитрий УСТЮЖАНИН  13 сентября 2011

«Такие услуги обязаны быть прибыльными»

С проектом «Родительский контроль и сетевой антивирус» компания открывает первую главу нового бизнеса, уверен Дмитрий УСТЮЖАНИН, руководитель департамента информационной безопасности компании «ВымпелКом».

Дмитрий УСТЮЖАНИН, руководитель департамента информационной безопасности компании «ВымпелКом»– Во второй половине года «ВымпелКом» планирует запуск в коммерческую эксплуатацию сервиса «Родительский контроль». Что сподвигло вас заняться предоставлением услуг информационной безопасности частным клиентам?

– Интернет играет все большую роль в жизни людей, и люди все сильнее зависят от проблем, которые существуют в Интернете. Но самостоятельно установить приложение для защиты информации даже на домашний компьютер может не каждый. А как быть, если человек к тому же пользуется для доступа в Интернет смартфоном или планшетом? Устанавливать на эти устройства средства специализированной защиты очень сложно. Мы считаем, что эту задачу следует решать на операторском уровне, никто другой лучше и проще для пользователя это не сделает. Человек просто ставит «галочку» в «Личном кабинете» и получает максимально возможную защиту как услугу от своего оператора за некоторую дополнительную плату – на любое устройство, которым он пользуется для доступа в Интернет.

Вторая беда Интернета – контент сомнительного или даже преступного характера. Большинство пользователей Всемирной сети не способны самостоятельно оградить себя и, главное, детей от этой грязи. В 2009 г. по заказу «ВымпелКома» в пяти городах России (Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске) было проведено исследование «Безопасный Интернет» – и из 1000 опрошенных интернет-пользователей 55% высказали уверенность, что провайдер должен обеспечить защиту от вирусов, 70% считают наиболее полезной услугой от провайдера фильтрацию контента и 74% полагают, что провайдер должен предоставлять решения для обеспечения безопасности в Интернете и взрослых и детей.

– В Интернете можно найти множество предложений по ограничению доступа в сеть, чаще всего они так и называются – «родительский контроль». Чем от них отличается сервис «ВымпелКома»?

 О ПРОЕКТЕ

В рамках проекта «Родительский контроль и сетевой антивирус» на сети ОАО «ВымпелКом» внедрена система анализа и контроля интернет-трафика для абонентов «Билайн». Техническое решение основано на платформе Symantec NGNP (Next Generation Networks Protection). Поставщик платформы DPI – Nokia Siemens Networks (NSN). Интегратор – компания Bell Integrator.

Сетевое решение анализирует интернет-трафик абонентов фиксированной связи, подключенных по технологии FTTB, и абонентов мобильной связи 3G/EDGE/GPRS.

– Есть очень простое решение, которое сразу делает Интернет безопасным. Вы его просто почти отключаете: оставляете ребенку два-три сайта, и у вас получается замечательное решение «родительского контроля». Другое дело, что такое решение годится, наверное, только для самых маленьких детей. Ведь по большому счету оно убивает саму сущность Интернета как свободной среды общения и инструмента поиска информации.

Мы искали решение, которое сохраняло бы «вкус» Интернета для пользователей и при этом по возможности выметало оттуда всю грязь. В итоге у нас «Родительский контроль» оперирует сотней категорий блокировки контента, которые подразделяются на возрастные – до 7 лет, от 7 до 12, старше 13 лет. Используемая база данных уже сейчас содержит около 70 млн сайтов более чем на 100 языках мира. База ежедневно обновляется и пополняется; интернет-фильтры позволяют категоризировать более 100 тем, потенциально опасных или не рекомендуемых к использованию детьми, в зависимости от возраста. К слову, один из компонентов проекта – категоризация Рунета. На самом деле мы внесли в это существенный вклад, для чего пришлось вложить деньги, провести серьезное исследование. В итоге категоризируется более 3 млн российских сайтов.

Пожалуй, мы одни из первых в мире, кто смог построить такое решение на единой платформе. Для этого нам пришлось провести серьезную реорганизацию внутренней инфраструктуры предоставления пользователю доступа в Интернет – и в мобильной и в фиксированной сети. Вторая задача, которую потребовалось решить, – масштабируемость системы как по количеству абонентов, так и по объемам обрабатываемого трафика. Сейчас ее общая пропускная способность – 60 Гбит/с, это много. Но у нас миллионы абонентов мобильной сети, многие из них пользуются Интернетом, и маркетинговые прогнозы говорят о том, что количество подключений к Интернету будет постоянно расти.

– «Родительский контроль» – это социально направленная услуга, или имиджевая, или все же оператор может на этом заработать?

– Социальная направленность этой услуги очевидна. Конечно, нам важно, что такая услуга повышает лояльность клиента. Но не секрет, что для всех услуг существуют бизнес-кейсы, и эта не исключение. Мы рассчитываем, что компания заработает на услуге. Это стартующий практически с нуля бизнес, но он имеет, на мой взгляд, очень высокий потенциал роста, и я уверен, что это будет коммерчески успешный проект. Такие услуги информационной безопасности просто обязаны быть прибыльными, поскольку потребность в них огромна и расти будет постоянно. В конце концов, это должно стать гигиенической нормой для каждого пользователя Интернета (как, например, услуги дворников, убирающих грязь вокруг нашего дома). К слову, в нашем решении помимо защиты от нежелательного контента осуществляется и сетевое антивирусное сканирование трафика, поступающего на компьютер пользователя. Система выступает как сетевой фильтр, который «вырезает» вредоносное ПО, – с точки зрения реальной защиты это не менее важно, чем блокировка нежелательного контента. А все вместе это дает «чистый Интернет». Я лично оба сервиса обязательно подключу.

Надо заметить, что решения с функционалом «родительского контроля» представляют интерес и для бизнеса, поскольку позволяют значительно уменьшить расходование интернет-ресурсов и рабочего времени сотрудников, которое они используют вне профессиональной деятельности.

Вообще, информационная безопасность – такая специфическая профессиональная сфера деятельности, доверить которую можно не каждому. Операторам – можно, потому что «внутри себя» они умеют это делать, они прекрасно понимают требования регуляторов в этой области, у них есть хорошая команда, профессионально обученная, и они вполне могут донести эту услугу до клиентов, в том числе корпоративных. У операторских сервисов безопасности, я считаю, большое будущее, а у самих операторов – особая роль. Если сервисы информационной безопасности продвигаются со стороны оператора связи – это самый простой вход на пока еще не вспаханное поле.  

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: