Rambler's Top100
Статьи ИКС № 09 2011
Игорь БУДЬКО  13 сентября 2011

«Карточка горожанина» платит и идентифицирует

Объединение на одной пластиковой карте платежных и идентификационных функций повысит эффективность использования бюджетных средств, выделяемых на социальные программы, и облегчит гражданам взаимодействие с муниципальными организациями.

Игорь БУДЬКО, главный специалист группы поддержки продаж ДРПО компании  "Петер-Сервис"Сегодня и горожане, и муниципальные власти сталкиваются с множеством проблем и неудобств, обусловленных несовершенством организационно-технического сопровождения социальных программ и процедур массового учета и регистрации документов. Муниципалитетам приходится нести большие расходы на поддержание огромной («бюрократической») инфраструктуры, обеспечивающей бумажный документооборот, при невозможности эффективного адресного оказания социальной помощи и неизбежных потерях неизрасходованных адресатами средств. К примеру, на проезд в общественном транспорте гражданину устанавливается льгота в размере 60 поездок в месяц, а фактически совершается только 10 поездок. Оставшиеся 50 поездок – это потери, вызванные отсутствием адресного учета социальной помощи. А население вынуждено терять много времени (зачастую рабочего) в очередях и в дороге при перевозке различных документов из одной инстанции в другую, скажем, при прописке по месту жительства или регистрации автотранспорта.

Ввиду большого количества и разнообразия документов, удостоверяющих льготы, и их слабой защищенности от подделок, у организаций, которые занимаются оказанием услуг льготным категориям населения, существует проблема однозначной идентификации льготника и проверки подлинности его прав на пользование льготами в запрашиваемом размере. Нередко защита таких документов сводится к подписи ответственного лица и печати, ставящихся на обычной бумаге.

Что даст и кого заинтересует «карточка горожанина»

Если рассматривать какой-либо крупный российский город, например Санкт-Петербург (более 4 млн физических и более 1 млн юридических лиц), как единое предприятие по оказанию услуг массового спроса населению с общим объемом доходов около 75 млрд руб., то в свете описанных проблем целесообразно разработать решение, которое улучшит как качество обслуживания потребителей услуг, так и финансовые показатели бюджета города.

К а р т о ч к а   г о р о ж а н и н а .  Краткий глоссарий

Смарт-карта – электронное устройство, реализующее функцию электронного удостоверения горожанина. Состоит из набора разделенных областей памяти, которые могут содержать различную информацию. Каждая запись на смарт-карте соответствует определенному полю в конкретной базе данных. Благодаря разграничению областей памяти на карте информация, относящаяся к одной БД, не может быть изменена при обращении к «соседней» БД.

База данных – хранилище информации, которая должна быть отражена в электронном удостоверении горожанина. В систему могут входить базы данных социальной службы, паспортных столов, УВД, а также любая другая информация, которую необходимо будет интегрировать в электронном удостоверении.

GW (gateway) – шлюз, предназначенный для соединения БД с процессинговым центром. Используется для создания интерфейса, обеспечивающего безопасную передачу данных, содержащих конфиденциальную информацию. Помимо этого, GW позволит масштабировать систему и подключать новые элементы через свои интерфейсы. Осуществляет проверку прав терминала, производящего операцию, на изменение запрашиваемой БД. Права терминалов запрашиваются из БД Access.

Процессинговый центр – центр обработки данных, который используется для авторизации банковских операций, а также для авторизации действий терминалов смарт-карт. Авторизует смарт-карту с помощью ПИН-кода и контрольной суммы (CRC) через БД Auth. При авторизации могут применяться алгоритмы шифрования с открытым ключом.

Терминал – устройство, производящее считывание информации, хранящейся на смарт-карте, и передачу ее для обработки в ПЦ. Также имеет возможность производить запись информации на смарт-карту.

Таким решением может стать платежно-идентификационная система на основе электронных пластиковых карт, обеспечивающая целевой учет социальной помощи населению. Электронная пластиковая карта («карточка горожанина») будет служить и платежным инструментом, и удостоверением личности, содержащим социальную и дополнительную информацию о владельце. Сочетание платежной и идентификационной функционально сти в одной карте сделает возможным точный адресный контроль объема использованных социальных льгот. Подобные системы уже действуют в некоторых крупных городах за рубежом и даже в трех округах Москвы. Но, в отличие от предлагаемого решения, они имеют узкую область применения, являясь лишь средством количественного контроля потребляемых льгот, что само по себе, конечно, полезно для муниципальных властей, но не слишком важно для граждан.

Рассматриваемая «карточка горожанина» будет иметь более широкую функциональность, чтобы своим удобством привлечь жителей, в том числе и тех, кто льготами не пользуется. Если она заинтересует широкие слои платежеспособного населения, то выручка от продажи таких карт нельготным категориям граждан поможет окупить проект частично или полностью.

Для того чтобы карта действительно стала интересной широкому кругу потребителей, она должна упрощать и ускорять выполнение официальных учетно-регистрационных процедур и позволять совершать любые платежи, как с социального счета, так и со счета коммерческого банка. Кроме того, система должна отличаться технологической простотой и удобством использования, а также обладать функциональной гибкостью с прицелом на дальнейшие применения, чтобы в будущем «карточку горожанина» можно было использовать как универсальный электронный документ для доступа к единым информационным ресурсам (вплоть до таких приложений, как медицинская карта).

Поддержать проект могут и банки, и предприятия, оказывающие услуги населению. Последним проект предоставит новое средство более полного и точного контроля движения их денежных потоков. Банки «карточка горожанина» может заинтересовать как инструмент аутсорсинговой организации карточных счетов и привлечения большой массы денежных средств населения, не говоря уже об увеличении объема безналичных платежей.

Как потекут денежные потоки

При создании системы может быть выбрана одна из трех схем распределения социальных средств.

1. «Карточка горожанина» лица, пользующегося той или иной льготой, только регистрирует факт оказания услуги предприятием массового обслуживания, а сами денежные средства по-прежнему перечисляются непосредственно на счет предприятия (такой вариант наиболее выгоден самим предприятиям).

2. На «карточку горожанина» в раздел социальных платежей переводятся реальные деньги, но при этом отсутствует целевой контроль их использования, и гражданин имеет возможность потратить полученные средства по своему усмотрению (в этом случае проще сделать надбавку к пенсии и пособиям и отменить льготы).

3. Управление средствами по какому-либо социальному направлению поручается доверенному банку. Средства перечисляются банку на основании статистики потребления услуг, получаемой муниципалитетом из процессингового центра единой платежной системы. Банк перечисляет деньги предприятиям массового обслуживания по мере предоставления услуг и следит за их объемом. Так, если человек не потребил за месяц установленную норму услуг, то неизрасходованные средства возвращаются в актив банка, и в следующем месяце муниципалитет перечисляет банку сумму, учитывающую образовавшуюся экономию.

Какая бы из указанных альтернатив ни была выбрана, потребуется создавать такие дополнительные, но абсолютно необходимые системы, как телефонные и локальные центры поддержки клиентов, которые будут вести претензионную работу. Также эти центры могут служить еще одним каналом взаимодействия горожан с единой информационно-платежной системой города. Например, на начальном этапе, пока «карточки горожанина» не станут привычными, центры могут играть роль «единого окна» для доступа ко всем информационно-регистрационным ресурсам и для взаимодействия со всеми локальными ведомственными и муниципальными органами (паспортными столами, жилищно-коммунальными управлениями, МРЭО и т.п.). Помимо этого, телефонные центры могут выполнять справочные функции по всем вопросам, возникающим у муниципальных учреждений относительно баз данных, к которым будет иметь доступ единая платежно-идентификационная система.

Как должна быть устроена платежно-идентификационная система

Архитектурная идея, лежащая в основе проекта «карточки горожанина» (см. рисунок), заключается в том, что информационный центр системы строится не как единая база данных, содержащая копии всех имеющихся баз данных учреждений и ведомств, а как синхронизирующий центр доступа со стандартизированными интерфейсами к информационным ресурсам участников проекта. Это позволит быстро запустить систему в эксплуатацию в уже существующем информационном пространстве и откроет возможность эволюционного развития и наращивания функциональности системы.

Основное достоинство системы – ее расширяемость. В ней выделены два свободно расширяемых направления – платежное и информационное (на рисунке информационные БД расположены вверху, а платежные – справа от центра). И архитектура системы, и структура самой карточки позволяют гибко, по мере готовности подключать информационные системы учреждений и банков, пожелавших присоединиться к единому информационному пространству. Тем самым обеспечивается возможность поэтапного внедрения проекта и, что немаловажно, долговечность системы, а именно возможность подключения к ней в будущем таких приложений, о которых сейчас мы даже не догадываемся. Это касается в первую очередь информационного направления.

На платежном направлении благодаря тому, что гибкость системы позволяет подключать любые новые банки, в ее платежном пространстве среди банков может возникнуть конкуренция. А поскольку банки создают собственные платежные системы лишь для того, чтобы привлечь оборотные средства на свои счета, им может оказаться выгоднее участвовать на конкурентной основе в единой городской карточке, чем нести расходы на поддержание своих процессинговых центров и на эмиссию «пластика». Поэтому можно предположить, что в будущем банки откажутся от собственных платежных систем и будут подключаться к платежно-идентификационной системе напрямую, а их процессинговые центры исчезнут из структуры системы за ненадобностью. Правда, произойдет это, скорее всего, далеко не сразу. Так как в банковской практике обработка транзакций в процессинговом центре осуществляется на платной основе, то при использовании единого процессингового центра системы банки будут платить за транзакции именно ему, что, собственно, и станет основной доходной статьей для финансирования дальнейшего развития проекта.

Преимущества платежно-идентификационной системы для общества:

1) Прозрачная платежная и кредитная история как физических, так и юридических лиц.

2) Улучшение криминогенной обстановки за счет сокращения оборота наличных средств и адресного учета платежей.

3) Уменьшение количества налоговых нарушений и преступлений.

4) Снижение расходов на поддержание бумажного документооборота и содержание бюрократического аппарата.

5) Уменьшение расходов на поддержание оборота наличных денег (служба инкассации, кассы пересчета и т.п.).

6) Возможность адресного оказания социальной помощи и ее учета.

7) Отсутствие возможности злоупотребления социальными льготами.

8) Повышение эффективности использования бюджетных средств за счет их адресного учета.  

Преимущества платежно-идентификационной системы для граждан:

1) Удобство совершения платежей.

2) Удобство идентификации личности и подтверждения своих прав.

3) Удобство оформления официальных документов, уменьшение времени, затрачиваемого на бюрократические процедуры.

4) Минимизация количества носимых с собой идентификационных, справочных и платежных документов и снижение связанных с этим рисков (потери, порчи, износа и т.д.).

5) Минимизация криминальных рисков.

6) Прозрачность и облегчение управления собственным бизнесом (контроль работы транспорта, служащих, финансовых операций).

7) Повышение благосостояния нуждающихся граждан за счет более эффективной социальной политики.

8) Удобство получения и использования социальной информации.

  

Подобные социально ориентированные решения сегодня не выглядят утопичными или чрезмерно сложными. С технической точки зрения такие системы абсолютно реальны. Более того, они уже давно существуют, причем во многих вариантах, так как любая электронная платежная система (например, та же Visa) включает в себя механизм однозначной идентификации клиента. Основная трудность создания подобных систем заключается в организации единого защищенного информационного пространства, охватывающего все сферы жизнедеятельности общества в целом и каждого индивидуума в отдельности, чего на данный момент в полной мере не удалось осуществить никому.

Тем не менее платежно-идентификационные системы давно рассматриваются во всем мире как наиболее логичное и перспективное продолжение эволюции электронных платежных систем. Действительно, в условиях развитой инфраструктуры безналичных платежей объединение платежного документа и документа идентификации личности открывает широкие возможности как для каждого индивидуума, так и для всего общества, использующего такие решения.  

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!