Rambler's Top100
Статьи ИКС № 10 2011
Александра КРЫЛОВА  10 октября 2011

В сервисной лихорадке

Стоимость и голосового трафика, и трафика данных постепенно снижается. Только в прошлом году стоимость передачи 1 Мбайт упала в три раза. Иными словами, стремительный – на 25% в год, по данным iKS-Consulting, – рост количества пользователей мобильного Интернета в России – не что иное, как результат нового витка конкурентной борьбы сотовых операторов.

Стоимость и голосового трафика, и трафика данных постепенно снижается. Только в прошлом году стоимость передачи 1 Мбайт упала в три раза. Иными словами, стремительный – на 25% в год, по данным iKS-Consulting, – рост количества пользователей мобильного Интернета в России – не что иное, как результат нового витка конкурентной борьбы сотовых операторов.

Проблема заключается в том, что зайдя в Глобальную сеть с помощью мобильного телефона, абоненты «разбредаются» по ее необъятным просторам и (о, ужас!) выходят из-под контроля своего оператора. Однако не перестают при этом потреблять дорогостоящий трафик, создавая тем самым угрозу перегрузки сетевой инфраструктуры.

Неудивительно, что весь 2011 г. операторы сотовой связи находились в поиске способов задержать абонентов в зонах своего влияния – на своих веб-порталах. Они открывали «нулевые зоны», обеспечивающие абонентам бесплатный доступ к самым популярным социальным сетям, выпускали по мотивам своих услуг брендированные мобильные приложения, кооперировались с крупнейшими международными игроками. Появление сразу двух VoIP-сервисов – «Мультифон» от компании «МегаФон» и YouMagic от МТТ, по идеологии похожих на Skype, но полностью отвечающих требованиям российской нормативной правовой базы в области связи, – тоже события 2011 г. Что уж говорить о совместном проекте МТС и Microsoft – услуге «МТС Почта», заработавшей в один из последних дней лета?!

В теме этого номера «ИКС» мы попытались проследить магистральные направления поиска новых источников доходов, в которых сегодня движутся операторы фиксированной и мобильной связи, как те, чей бизнес пока не вышел за пределы одного региона, так и игроки, собирающиеся продвигать свои услуги в глобальном масштабе. При этом нас интересовали оба сегмента: и корпоративный, и массовый.

Таких направлений оказалось три – M2M (machine-to-machine), сервисы общения и IP-видео. В первом длинной вереницей тянутся за корпоративными заказчиками сотрудники, работающие с бизнес-сегментом, второе и третье манят к себе специалистов, отвечающих за B2C-услуги. Кроме того, как было выявлено в ходе наблюдений, у этих направлений есть свои точки пересечения. Впрочем, обо всем по порядку.

Неудержимый М2М

Впервые о возможности передачи данных в режиме M2М, т.е. обмена информацией между устройствами в автоматическом режиме заговорили лет 20 назад. Однако до сих пор, по данным Berg Insight, даже в Европе (а на долю этого региона приходится 36% всех М2М-подключений) доля SIM-карт для М2М в общем объеме абонентской базы операторов невысока. В Великобритании и во Франции она составляет около 3,5%, в Дании – около 7%, в Норвегии – около 9%.

На фоне показателей глобального проникновения услуг сотовой связи – к концу 2010 г. количество SIM-карт в мире превысило 5 млрд – потенциал роста рынка «железных абонентов» поражает воображение аналитиков. По разным оценкам, количество М2М-подключений на планете колеблется от 80 млн до 100 млн. Консалтинговая компания McKinsey считает, что мировой объем рынка М2М в 2010 г. составил $100 млрд. В 2015 г., как ожидает ABI Research, в мире будет действовать 297 млн M2M-подключений, а Analysys Mason предсказывает рост этого сегмента с 62 млн подключенных устройств в 2010 г. до 2,1 млрд в 2020-м.

Драйверами роста выступают государственные инициативы – еCall в Европе, ЭРА ГЛОНАСС (система экстренного реагирования при авариях) в России (на реализацию последней в 2011–2012 гг. запланировано выделить 2 млрд руб.), а также стремление крупных корпоративных заказчиков оптимизировать и контролировать свои затраты на содержание автопарка, на перевозку грузов, на персонал, в конце концов.

Поскольку многие вопросы, которые решаются с помощью тех или иных М2М-решений, входят в сферу государственных интересов (общественная безопасность, энергосбережение и т.д.), то эксперты не исключают, что государство захочет так или иначе управлять их использованием. «Услуги М2М уже регулируются во Франции и в ряде других стран, – отмечает Сергей Иревли (МТС), – поскольку с помощью этой технологии там уже реализуется целый ряд государственных программ».

Решения для B2B- и B2G-сегмента – вот та часть М2М рынка, к развитию которой сегодня прилагают усилия и операторы «большой тройки» (как самостоятельно, так и с партнерами), и поставщики телематических услуг. При этом всех – и мобильных, и проводных операторов – сближает стремление предлагать клиентам не только услуги передачи данных между устройствами, а комплексные решения, включающие в себя и услуги системной интеграции. В сложных M2M-проектах фиксированные и мобильные операторы кооперируются. Компания «Комкор», например, имеет опыт успешного сотрудничества и с «МегаФоном», и со «Скай Линком», и с МТС. Так, из более чем 23 тыс. М2М-подключений, созданных оператором в масштабном и дорогостоящем проекте для МОЭК, почти половина – 11 тыс. – организованы через GPRS-каналы МТС в конфигурации «точка–точка».

Пока же российский М2М-рынок растет за счет решений мониторинга, управления автотранспортом и навигации. По данным Ивана Федорова («Русские Навигационные Технологии»), объем рынка таких М2М-систем ежегодно увеличивается более чем вдвое, но для России эти продукты все еще новые и их проникновение остается достаточно низким. По разным оценкам, решения для мониторинга и управления транспортом используют только 5–7% автотранспортных предприятий и логистических компаний России. Именно столь малая заполненность рынка является сегодня основным драйвером роста сектора М2М.

Что касается факторов, замедляющих развитие этого рынка, то к ним И. Федоров относит недостаточную компетенцию заказчиков. Не секрет, что на многих российских предприятиях весь учет до сих пор ведется на бумаге. Неудивительно, что таким потенциальным заказчикам любые М2М-системы кажутся необычайно сложными, хотя в действительности это не так.

Тем не менее в большинстве своем и операторы, и эксперты рынка сходятся во мнении, что развитию М2М в России ничего не мешает. «Никаких препятствий для М2М нет, – утверждает Сергей Мельник (НТЦ «Комсет»), – терминальных устройств производится много, ввозить их в страну легко».

Оптимизм участников рынка подействовал и на аналитиков. По словам Максима Савватина (iKS-Consulting), после общения с ключевыми игроками в ходе исследования М2М-рынка уважаемому агентству пришлось поднять прогноз количества SIM-карт M2M, которые будут действовать в России в 2015 г., на полтора миллиарда – с 17 до 18,5 млрд.

Однако настоящий бум, считают эксперты, начнется позднее, когда технологии М2М проникнут в сегмент потребительской электроники, их использование станет массовым и повсеместным, и таким образом концепция «Интернет вещей», разговоры о которой идут не одно десятилетие, получит свое воплощение.

Заклятые друзья

О том, что сотрудничество с социальными сетями и интернет-видеосервисами, где проводят время абоненты, может стать для операторов сотовой связи перспективным источником дохода, аналитики говорили уже давно. Теперь же в результате взрывного роста числа пользователей мобильного Интернета и распространения 3G-телефонов среди абонентов операторов (по некоторым оценкам, оно преодолело рубеж в 25%) эта тема снова приобрела актуальность.

Но в силу различия в бизнес-моделях (операторы предоставляют абонентам сервисы за деньги, а интернет-сервисы – бесплатно, монетизируя трафик к рекламодателям) громких примеров такого сотрудничества пока немного. Да, в феврале Mail.Ru Group с операторами «большой тройки» запустила сервис бесплатных SMS-уведомлений о поступивших письмах для пользователей почтового сервиса @Mail.Ru, а также о сообщениях и микропостах друзей из социальной сети «Мой Мир@Mail.Ru».

Да, компания «ВымпелКом» в разгар лета предложила своим абонентам новое мобильное приложение Facebook Mobile для обычных Java-телефонов, причем до середины октября пообещала не взимать плату за передачу данных при его использовании. Чуть позднее МТС объявила о запуске портала «МТС Онлайн», который позволяет клиентам оператора управлять своими профайлами в популярных социальных сетях, настраивать оповещения об активностях друзей и размещать статусы с помощью SMS, а также дает возможность общаться в едином интернет-пространстве. Но по большому счету и с той, и с другой стороны речь идет скорее о «пробах пера», чем о стратегическом партнерстве.

Может быть, все дело в том, что российские операторы мобильной связи видят в интернет-сервисах конкурентов? «Если раньше сотовые операторы конкурировали друг с другом, то сейчас мы все смотрим на рынок Интернета, потому что понимаем – там растут наши новые соперники», – подтверждает Денис Ночевнов («МегаФон»). Или им передались опасения их зарубежных коллег, которые понесли серьезные потери по вине интернет-игроков? (По отчетам американских аналитиков, еще в 2008-м операторы связи потеряли из-за Skype более 13% своих доходов, т.е. десятки и сотни миллиардов долларов.)

Надо сказать, что масла в костер недоверия подливают и сами онлайн-сервисы. Например, Mail.Ru Group с успехом продвигает свой бесплатный мессенджер Mail.Ru Агент, позволяющий отправлять бесплатные SMS и совершать бесплатные звонки и видеозвонки. По предварительным итогам первого полугодия 2011 г., ежемесячная аудитория этого сервиса мгновенных сообщений выросла за год на 35%. Запущенный же интернет-порталом совместно с «большой тройкой» сервис SMS-уведомлений дает ему возможность собрать у себя базу данных мобильных номеров своих пользователей, причем с их личного согласия. Кроме того, идентификация пользователей по номеру мобильного телефона появилась и в подконтрольных уважаемому интернет-порталу социальных сетях…

В «союзники» операторы активно привлекают разработчиков мобильных приложений. По крайней мере, на традиционном летнем форуме «Мир мобильного контента» и Павел Ройтберг (МТС), и Д. Ночевнов аргументировано убеждали контент-провайдеров диверсифицировать свой бизнес именно в этом направлении.

И это не удивительно, ведь удачное мобильное приложение делает потребление абонентами услуг (в том числе и дополнительных, предлагаемых оператором) простым, удобным и, что немаловажно, легко повторяемым. Если абонент сможет одним кликом со своего смартфона попасть на портал оператора, где созданы все условия для интернет-жизни, то, возможно, ему не захочется оттуда куда-то переходить или, по крайней мере, захочется возвращаться туда снова и снова.

«Есть гипотеза, – предполагает Д. Ночевнов, – что эра Web 3.0, которая придет на смену социальным сетям, будет эрой мобильных приложений и виджетов, вышедших на новый уровень». В качестве прообраза такого приложения будущего он приводит Agily Messenger – приложение, которое обеспечивает доступ к десяткам популярных сервисов мгновенных сообщений, в том числе Skype и ICQ. Но чтобы этот доступ получить, нужно скачать Agily Messenger и вносить ежемесячную плату за пользование им, что коренным образом меняет бизнес-модель: деньги попадают сначала к разработчику приложений, а уже потом к интернет-сервису.

Иными словами, выработка взаимовыгодных бизнес-моделей и условий взаимодействия, а тем более схем разделения доходов операторов связи и крупнейших интернет-сервисов, кроме онлайн-видео, – очевидно, дело будущего.

Под чертой

Итак, подведем итоги наблюдений. В перспективах доходности рынка М2М сегодня никто не сомневается, и операторы мобильной связи во всеуслышание объявляют о своем желании «заработать вместе с партнерами, предложить удобный инструментарий, облегчающий им ведение бизнеса».

Что же касается возможности операторов заработать в среде Интернета, то ее реализация остается под вопросом, не в последнюю очередь из-за конкурентной борьбы с крупными интернет-компаниями, расстановка сил в которой пока не в пользу традиционных игроков телекоммуникационного рынка. 

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!