Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 10 2011
Сергей МЕЛЬНИК  10 октября 2011

Мультисервису – точное время

Без шкалы точного времени и мониторинга рабочих характеристик распределенной пакетной сети современные мультисервисные услуги предоставлять невозможно, убежден Сергей МЕЛЬНИК, директор Центра сертификации НТЦ «Комсет».

Сергей МЕЛЬНИК, директор Центра сертификации НТЦ «Комсет»Новая операторская модель бизнеса подразумевает в первую очередь полную управляемость телекоммуникационных сетей. Если при проектировании услуги невозможно с нужной достоверностью посчитать затраты, т.е. себестоимость услуги, то вы не сможете оперативно изменять существующие тарифные планы и вводить новые пакеты услуг. У вас не получится перейти от предложения стандартных пакетов услуг к модели, при которой абонент формирует пакет «под себя» и (в идеале) одновременно задает оптимальные для него показатели качества, которые оператор по индивидуальному соглашению или по типовому контракту должен ему обеспечить.

А для того чтобы не просто гибко тарифицировать услуги, но и управлять рабочими характеристиками этого процесса (KPI), необходимо «привязать» всех участников цепочки к единой временной шкале, задействовать механизм онлайн-мониторинга этих KPI. Не имея шкалы времени, говорить о цивилизованном предоставлении дополнительных услуг, а тем более о повышении их доходности, не приходится. Без единой шкалы времени не может быть ни объективного механизма оценки себестоимости процесса, ни тарификации, все делается относительно, с достаточно большой погрешностью.

Вы скажете, что эта погрешность укладывается в нормативы, принятые сегодня на сетях связи. Однако эти нормативы были приняты для поминутной тарификации речи. А что такое с точностью даже плюс-минус одна секунда тарифицировать цифровой поток со скоростью 40 Гбит/с? Кстати, в рекомендациях Международного союза электросвязи серии Y1541 и Y1543 четко определены классы трафика, существующие в пакетных сетях, и максимальные допустимые задержки передачи пакетов относительно шкалы времени.

Иными словами, либо вы не гарантируете заказчикам качество услуг и тарифицируете их потребление по плоским тарифам, либо вы работаете с мониторингом и со шкалой времени над обеспечением качества. И на основе многоуровневой системы КPI гарантируете качество, показатели которого прописываете в договоре с клиентом.

Однако сейчас собственная служба точного времени в России есть только у четырех операторов. Ее отсутствие особенно заметно на сетях дальней связи, имеющих много точек синхронизации. Безусловно, механизм передачи синхросигнала в таких сетях выработан и стандартизован. Но когда мы говорим об оказании дополнительных услуг на сети дальней связи, мы говорим о цепочке участников: одна компания поднимает трафик, другая – транзитом передает и третья его терминирует. А еще в ней могут присутствовать контент- и сервис-провайдеры, контент-агрегаторы. И пока эти компании выполняют свои функции в режиме относительного времени.

В числе операторов, которые уже создали свою сеть точного времени, – компания МГТС, последовательно реализующая модель мультисервисности на территории Москвы. Компания построила сеть точного времени на выпускаемых НТЦ «Комсет» серверах времени – первичных эталонных источниках, имеющих точный местный генератор, приемники GPS и ГЛОНАСС и внешние интерфейсы.

  

Без собственной шкалы времени для оператора невозможен переход к гибкому оказанию услуг с несколькими уровнями качества. Под эгидой Минкомсвязи России создана рабочая группа по частотной и временной синхронизации на сетях связи. Прорабатываются стратегии обеспечения шкал времени в операторских компаниях, поднимается вопрос о более широком использовании ГЛОНАСС. Но, к сожалению, понимания того, насколько значимо для современных сетей связи отсутствие единой временной шкалы, до сих пор нет. 
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!