Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Евгения ВОЛЫНКИНА  31 октября 2011

Эффективность non-stop

В последнее время у нас опять говорят о надвигающемся кризисе; кто-то считает, что он уже и наступил. Однако и без кризиса вопрос повышения эффективности российских компаний стоит довольно остро.

О том, как с помощью информационных технологий повысить эффективность работы компании (или, как минимум, удержать ее на прежнем уровне) и как найти скрытые возможности для роста бизнеса даже в кризис, шла речь на очередном форуме «IT-лидер». Стоит отметить, что по уровню производительности труда Россия отстает от развитых стран мира в разы, и потому задача повышения эффективности работы весьма актуальна для нас, независимо от ситуации в мировой и/или российской экономике.


По мнению генерального директора компании КРОК Бориса Бобровникова, прошлый кризис сыграл в этом смысле очень положительную роль, а местами принес просто поразительные результаты. Например, в 2009 г., несмотря на падение оборотов, у очень многих ИТ-компаний чуть ли не в разы (!) увеличилось количество предварительных заказов на проекты разработки тех или иных систем (так называемых пресейлов). Конечно, совсем не каждый пресейл доходит до стадии заключения контракта, но примечательно, что заказчики интересовались главным образом новыми технологиями, способными дать очень быструю (в течение нескольких месяцев) отдачу. Радует уже то, что не все тогда бездумно «резали косты» и что в качестве антикризисного средства компании рассматривали именно новые технологии. Объемы ИТ-рынка тогда упали на 40%, однако массового банкротства ИТ-компаний не произошло, все немного затянули пояса и выживали на сделанных ранее запасах.


Заметного толчка развитию рынка ИТ-аутсорсинга в России тот кризис по причине своей скоротечности не дал, многие ограничились довольно незамысловатыми мерами снижения затрат, так и не добравшись до сколько-нибудь серьезных решений проблемы повышения эффективности работы. Как заметил генеральный директор НР в России Александр Микоян, комбинаты питания и гаражи уже выведены на аутсорсинг, а вот ИТ-службы всё еще рассматриваются как подразделения, которые нужно держать при себе.


В принципе эта ситуация вполне объяснима, так как аутсорсинг предъявляет определенные требования не только к исполнителю услуг, но и к заказчику. Выведение каких-то функций компании на аутсорсинг предполагает, что эти функции можно формализовать и измерить некоторыми метриками. С простыми процессами, такими как уборка помещений или курьерская доставка почты, все эти процедуры проводятся без особого труда. С ИТ-сервисами – гораздо труднее, поскольку такая формализация часто требует внесения изменений в бизнес-процессы компании, иногда довольно серьезных. Тем не менее движение в сторону аутсорсинга пошло. Небольшие компании сразу обращаются к внешним провайдерам ИТ-сервисов, а крупные проходят через этап внутреннего аутсорсинга, выделяя свои ИТ-службы в специализированные подразделения, в дочерние или относительно автономные фирмы. Самой высокотехнологичной ступенью развития внешнего ИТ-аутсорсинга являются облачные вычисления. Это технология, которая автоматизирует предоставление ИТ-сервисов, и наибольшей подготовки она требует именно от провайдера облачных услуг, тогда как для потребителя, уже прошедшего стадию формализации своих ИТ-потребностей, все, наоборот, должно становиться проще и удобнее.


Правда, у российского потребителя все еще остаются опасения, связанные в первую очередь с соображениями безопасности. Специалисты считают, что эти опасения в большинстве случаев являются надуманными. Когда сервисы по обеспечению безопасности отдаются в руки крупной компании-профессионала и все это скрепляется серьезным SLA с четко прописанными штрафами, то функциональный результат оказывается лучше, чем при натуральном хозяйстве, считает руководитель направления ЦОД компании КРОК Руслан Заединов (на снимке), хотя он и признает, что убедить в этом потребителей пока сложно. Свой аргумент в пользу аутсорсинга добавляет А. Микоян: «SLA, который НР подписывает с корпоративным заказчиком на услуги по обслуживанию ПК его сотрудников, занимает 17 страниц мелким шрифтом». Что уж говорить о более сложных сервисах, предусматривающих защиту данных клиента?! Правда, у российских провайдеров облачных сервисов объем SLA пока гораздо скромнее, но его содержание за последние годы стало заметно более дружественным по отношению к заказчику.


В любом случае российским ИТ-директорам предстоит, преодолевая сомнения и технологические ограничения, найти такой способ использования ИТ-аутсорсинга, который принесет пользу, даст тактические и стратегические преимущества именно их компаниям. И такую работу надо вести непрерывно и в тучные и в кризисные годы.

Евгения ВОЛЫНКИНА

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!