Rambler's Top100
Статьи ИКС № 12 2011
Лилия ПАВЛОВА  Геннадий БАЛДEНКОВ  06 декабря 2011

Геннадий БАЛДЁНКОВ. Работа должна приносить хлеб и радость

В этот девиз компании ИНЭЛТ ее генеральный директор Геннадий Балдёнков вкладывает особенный смысл: в нем есть место верной дружбе, красоте инженерных решений и… счастливой возможности часто бывать в родных местах.

Геннадий БАЛДЁНКОВ, генеральный директор компании ИНЭЛТЦарскосельский эффект

– Ваши родные места – это где?

– Деревни Головинское Тутаевского района Ярославской области, где я родился, уже давно нет на карте нашей Родины. Жил и учился до 9-го класса в тех же местах – в поселке Константиновский, а оканчивал уже школу-интернат памяти В.И. Ленина в Горках. Исторически эта школа была создана для местных детей, потом в интернате учились и жили дети-сироты из Московской области, в 50-х она получила статус экспериментальной школы АПН и в старшие классы стали принимать школьников из других областей – победителей районных и областных олимпиад по физике, химии, биологии. Первое сильное впечатление: одно дело быть лучшим в своей средней школе в глубинке Ярославской области и совсем другое – оказаться среди таких же «олимпийцев». Понимаешь, что никакой ты не лучший, а такой же, как все, что надо расти и расти. Я бы назвал это эффектом Царскосельского лицея. Там же мы подружились с Сергеем Сперанским – и этой дружбе уже больше 40 лет.

– И в вузе учились вместе?

– Нет, он окончил факультет прикладной математики МАИ, я – физфак МГУ, затем заочно аспирантуру МВТУ на приборостроительном факультете и там же защитил кандидатскую. Интересно, что в школе-интернате можно было получить разные специальности – и мы со Сперанским получили удостоверения электромонтажников. Наверное, это знаковый был момент: вот уже много лет работаем в области систем электропитания.

– Кто ваши учителя в жизни?

– Сначала, конечно, родители. Отец был авторитетным руководителем на нефтеперерабатывающем заводе, это накладывало свой отпечаток на воспитательный процесс. Но когда в 15 лет я сообщил о желании уехать в интернат, отец сказал: «Решай – но за свое решение отвечать будешь сам». А потом на разных этапах – в школе-интернате, в университете, в «почтовом ящике», в «новой жизни» – всегда были рядом чудесные люди.

По лазерному мосту

В лаборатории физфака – В «почтовый ящик» я пришел после университета инженером, потом стал старшим инженером, после защиты возглавил лабораторию. Занимались системами лазерного зондирования атмосферы. Моей темой было определение наклонной дальности видимости: когда самолет идет на посадку в плохих метеоусловиях, очень сложно понять, увидит ли пилот огни на взлетной полосе до высоты принятия решения или не увидит (что сейчас периодически происходит). На принятие решения, сажать самолет или заходить на следующий круг, отводятся доли секунды, и с помощью лазера достаточно хорошо определялась точность этого решения. К сожалению, наши разработки не успели воплотить в промышленности – грянула перестройка, и все стало потихонечку умирать. Проработав в лаборатории с 78-го по 94-й год, пришлось запереть ее на ключ и пойти искать другую жизнь. Тогда Сергей Сперанский и пригласил попробовать себя в бизнесе.

– Сложно было осваивать новую область деятельности?

– Понятно, что нужно было и позаниматься, и сдать определенные экзамены. Но, с другой стороны, система лазерного зондирования атмосферы – это не только лазер, это и источники питания лазера, и системы регистрации. В принципе, с этими вещами мне приходилось работать в период, который я называю «прошлой жизнью».

– В «новой жизни» вам сопутствовала удача?

– Наверное, была и удача. Но и квалификация никуда не делась. Как говорил академик Хохлов, который был ректором МГУ в те времена, когда я там учился, широкое университетское образование дается затем, чтобы человек мог проявиться в любой области, где это необходимо.

– Не было внутренних противоречий человека из науки с бизнес-реальностью?

– Как в жизни бывают разные люди, так и бизнес можно вести разными способами. Скажем, в нашем бизнесе, безусловно, важна техническая грамотность. С другой стороны, это, конечно, общение с заказчиками – вопрос доверия и уверенности, что все будет сделано именно так, как договорились. Но я всегда любил общаться с людьми, находить компромиссы – и здесь это оказалось востребовано.

Деликатный бизнес и красота

– Среди более чем ста заказчиков ИНЭЛТ – и сверхтребовательные госструктуры (ФСБ, МЧС, МВД, МИД), и крупнейшие банки, и большая тройка операторов мобильной связи, и промышленность, и ведущие СМИ. Наверное, за 20 лет работы на рынке компания находится уже в том статусе, когда ничего никому доказывать не надо?

– Совсем успокаиваться нельзя, доказывать свое право на заказы приходится постоянно. Например, в последние годы главным нашим заказчиком стал Сбербанк, для которого реализовано много проектов. Многолетнее сотрудничество – это замечательно. Но, скажем, меняется управленческая команда – и надо снова доказывать: ты здесь не потому, что кто-то тебя сильно полюбил, а потому что у тебя профессиональная команда специалистов, которая знает свое дело и делает его лучше всех. Конечно, и спе-цифика нашего бизнеса этого требует. Системы бесперебойного гарантированного электропитания – очень деликатный бизнес. Сбой питания суперсерверов заказчика по всей стране или в части страны – это ЧП, это потери для заказчика, это громкий скандал. Две аварии – и с тобой не захотят иметь дело. Потому и требования очень жесткие. Чтобы системы работали многие годы, необходимо обеспечить им полноценную поддержку, от выбора технического решения и его внедрения до сервисного обслуживания на все время цикла жизни оборудования.

– Вы в этом бизнесе уже 16 лет. Какие приметы рынка инженерных систем электропитания характерны для сегодняшнего времени?

– Если абстрагироваться от общих вопросов кризиса, этот рынок в последние годы растет благодаря развитию ЦОДов – больших вычислительных комплексов с огромным количеством серверов, с огромным количеством потребляемого бесперебойного электричества. Соответственно, требуются более мощные системы и в целом ряде случаев – новая архитектура, новые инженерные решения.

Место хобби изменить нельзя – Остается время для досуга?

– Есть незатейливое увлечение, самодеятельный ландшафтный дизайн на загородном участке – строю альпийские горки, делаю прудики. Вообще, обустраивать территорию можно по-разному. Например, гуляю рядом со своим участком в лесу – и в большой печали вижу, что там полно мусора. Нанимаю рабочих за небольшие деньги, они чистят лес, посыпают дорожки гравием – и теперь можно гулять с удовольствием. И народ с пониманием относится – мусор бросать перестали. Так что места для приложения сил достаточно, можно не ограничиваться забором. А если говорить о более захватывающих красивых вещах – в последние годы увлекся парусным яхтингом. При нынешней мощи моторов и прочих плодов цивилизации как-то хочется передвигаться экологично и красиво. Парус в этом смысле – совершенно замечательная и удивительная вещь: поднимаешь его и, не затрачивая ни капли горючего, перемещаешься на сотни километров. Очень красиво.

– А в профессии есть место красоте?

– Знаете, любое инженерное решение можно сделать изящным и красивым. Разумно, эстетично уложенный кабель – это отдельная песня. Взять огромный проект, который сейчас у нас идет со Сбербанком, так называемый МегаЦОД: мы поставляем для него системы бесперебойного питания и конкурс выиграли как раз за счет красоты решения – смогли разместить оборудование большой мощности на минимальной площади, сэкономив заказчику много денег. Это красивое решение.

В о к р у г   ч е л о в е ч е с к о г о   ф а к т о р а

– Чем гордитесь в своем деле?

– Сформированной командой – сильными техническими специалистами, менеджерами, пусконаладчиками. У нас мощный проектный отдел, состоящий в основном из воспитанников советской школы проектирования. Ну и подрастающее поколение прибывает, с преемственностью дела обстоят тоже очень неплохо.

 – Что в людях цените, чего не приемлете?

– Бизнес – это достаточно суровая область деятельности, здесь случается и предательство. Особенно досадно, когда люди, которых знаешь не один год и которым доверяешь, начинают воровать. С ними приходится расставаться. А самая большая ценность – сочетание деловых качеств и порядочности.

– Случалось кулаком по столу?

 – Ну редко очень. Я сторонник мягкого управления. Зачем кричать, нужно решать вопросы.

– Собой бываете недовольны?

– Бывает, конечно. Но я считаю, что переживать из-за упущенных возможностей – занятие бесперспективное. Надо делать выводы и идти дальше, искать новые возможности для достижения результатов.

– Какие привязанности главные в жизни?

– Конечно, семья: мама, жена, две дочери, шестилетний внук. И еще родные места. Мама живет в Ярославской губернии, не хочет переезжать. Но там у нас развивается бизнес – и у меня всегда есть возможность выехать под Ярославль по делам и заодно побывать в родных местах. У нас в компании есть такая поговорка: «Работа должна приносить хлеб и радость». Так и получается.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!