Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 12 2011
Евгения ВОЛЫНКИНА  06 декабря 2011

BI: от классики к онлайн-аналитике и риск-менеджменту

Пока на российском рынке систем бизнес-аналитики господствуют классические инструменты для составления отчетов, интеграции и анализа данных. Но рост объемов и разнообразия обрабатываемых данных, а также требования бизнеса заставляют заказчиков задуматься о более сложных решениях.

Несмотря на свою многолетнюю историю, системы бизнес-аналитики (business intelligence, BI) до сих пор используются для решения довольно узких задач – в основном в бухгалтерии и хозяйственной деятельности компаний. Однако нынешняя экономическая ситуация, как констатировали участники конференции IDC Business Intelligence 2011, подталкивает компании к поиску новых средств повышения эффективности бизнеса, среди которых аналитические системы могут сыграть не последнюю роль.

Как отметил Тимур Фарукшин (IDC Russia/CIS), мировой рынок только классических средств BI в 2010 г. составил $9 млрд, а вместе с аналитическими приложениями для стратегического управления, планирования производства и поставок, CRM, предоставления услуг, управления персоналом и рисками – $26 млрд. Темп его роста сейчас для глобального рынка высок – 7% в год. Доля России на нем пока скромная – около 1,5% (в 2010 г. объем классического сектора BI составил $200 млн, а общий рынок бизнес-аналитики потянул на $400 млн). Но растет российский рынок гораздо быстрее среднемирового: в 2011 г. прирост по сравнению с 2010 г. составит порядка 15–20%.

Согласно недавнему опросу IDC, основным драйвером спроса на BI-системы является потребность компаний в снижении затрат и в управлении затратами, привлечении и удержании клиентов, улучшении их обслуживания, оптимизации операций, управлении персоналом и рисками. Причем, как оказалось, с точки зрения оптимизации затрат и удержания клиентов результаты применения таких систем зачастую даже превосходят ожидания заказчиков, а это говорит о том, что имеющиеся на рынке BI-решения хорошо соответствуют потребностям бизнеса. Но для перехода на эти системы есть и препятствия, а именно: высокая стоимость решений, сложность интеграции данных, длительное внедрение и низкое качество исходных данных. Т. Фарукшин напомнил, что немало компаний, которые в начале 2009 г. бросились устанавливать системы бизнес-аналитики в надежде легче пережить кризис, были разочарованы тем, что отдачи нужно ждать год, два или даже три. Из чего можно сделать вывод: для внедрения таких решений не надо дожидаться кризиса, лучше все приготовить загодя.П. Алехин: «BI-система работает хорошо только тогда, когда проектная команда хорошо заточила ее под вашу компанию»

Качество данных, вводимых в системы аналитики, как выясняется, оставляет желать лучшего не только в России, но и во многих других странах мира. Поэтому, как подчеркнул Павел Алехин (IBM Global Business Services), основная проблема при внедрении BI-решений – очистка и структурирование данных, хотя в принципе с ней позволяют справиться имеющиеся в этих системах специальные инструменты. BI-системы должны не только отвечать на три основных вопроса: «как мы работаем, почему мы так работаем и что нужно делать?», но и обеспечивать поддержку принятия решений на всех уровнях управления бизнесом в режиме реального времени и с минимальными издержками. А для того чтобы понять, что компании нужно делать дальше, необходимо оценить риски принимаемых решений и минимизировать последствия неверных шагов. С этой целью в современные BI-системы входят средства управления рисками. Правда, важность риск-менеджмента, общепризнанная за рубежом, у нас пока осознается немногими, и востребованы такие системы пока только крупными банками и компаниями нефтегазового сектора.

К глобальным тенденциям в сфере расширения функциональных возможностей BI-систем стоит отнести еще аналитическую обработку больших массивов данных в реальном времени, поддержку возможности работы пользователя на любых мобильных устройствах с любой ОС (мода на устройства типа iPhone и iPad резко подогрела спрос на такие решения), углубленный анализ данных для извлечения из них дополнительных знаний (например, для выявления причин оттока клиентов у телеком-оператора и определения возможных способов компенсировать этот процесс) и обработку неструктурированных данных, получаемых из Интернета, в частности из социальных сетей (такие планы есть, например, у «ВымпелКома»).

По словам поставщиков BI-систем, сейчас 80–90% доходов на российском рынке им приносят традиционные средства отчетности и анализа данных, но с каждым годом их доля будет снижаться, а доля продвинутых систем – расти. Основания для таких прогнозов есть: в нынешних условиях борьбы за клиента телеком-операторы, банки, интернет-сервис-провайдеры просто обречены на использование BI-решений. А за ними рано или поздно подтянутся и остальные.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!