Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 12 2011
Лилия ПАВЛОВА  06 декабря 2011

Миллионы за ДНК

Мировые ИТ-гранды вкладывают в российские инновационные проекты десятки и сотни миллионов долларов. Несомненно, наша страна – огромный рынок. Но есть и другие аргументы. Кевин Тернер, главный операционный директор Microsoft, объясняет миссионерскую активность корпорации в России уникальным потенциалом нашей ДНК.

В строю инноваторов

Проект «Сколково» с его верховным попечительством притянул блестящий состав стратегических ИТ-партнеров. Так, Nokia Siemens Networks создает в Сколково лабораторию Smart Lab и распределенную в будущем между площадками технопарка «Система-Саров» и Сколково исследовательскую команду, работающую в области беспроводных технологий. Проектноориентированный центр разработок и лабораторию Network Society Lab открывает в Сколково Ericsson; о развертывании R&D-центра в иннограде объявила IBM; соглашение о сотрудничестве с Фондом «Сколково» заключила Intel. Глава Cisco Джон Чемберс пообещал нашему президенту инвестировать $1 млрд в пять направлений развития предпринимательства и устойчивых инноваций в России, одно из которых – сотрудничество со «Сколково» (физическое присутствие инженерной команды Cisco по завершении строительства инфраструктуры иннограда, а до этого – создание виртуального инновационного центра «Сколково»). А первой о намерении стать стратегическим партнером иннограда заявила Microsoft: в ноябре прошлого года Стив Баллмер, глава этой корпорации, и Виктор Вексельберг, президент Фонда «Сколково», подписали протокол, где говорилось, что Microsoft намеревается разместить в Сколково центр разработок, вести исследовательские программы совместно с российскими университетами и научными организациями, расширить программу поддержки стартапов, открыть центр коллективного доступа к информационным технологиям, активно участвовать в формировании технологического университета Сколково (сейчас партнерство распространилось и на «Школу будущего»).

Н. Прянишников: «Microsoft сам не так уж давно – 36 лет назад – был стартапом»Как сообщил на конференции Tech∙Ed Russia 2011 Николай Прянишников, президент Microsoft в России, весной следующего года планируется подписание соглашения о размещении в «Сколково» команды R&D-центра Microsoft; на протяжении года велась работа по линии науки и профессионального образования: совместно с Открытым университетом Сколково (ОтУС) известными учеными и топ-менеджерами Microsoft был прочитан цикл лекций. В октябре Microsoft и ОтУС запустили курс технологического предпринимательства в ИТ, что, по мнению Н. Прянишникова, очень важно. «Таланты у нас есть, а вот как создать бизнес, как развивать предпринимательство – этому может обучить Microsoft», – говорит он.

В помощь начинающим российским компаниям корпорация реализует также программу поддержки стартапов, к которой теперь присоединился Фонд «Сколково». Действующий с конца 2010 г. Фонд посевного финансирования Microsoft выделяет гранты инновационным стартапам; к настоящему времени выданы гранты шести компаниям на общую сумму $410 тыс. Шестым стартапом, получившим грант в 1,5 млн руб., стала компания Speereo, разработавшая систему распознавания речи на русском и английском языках. Будучи резидентом «Сколково», Speereo получит соразмерный грант и со стороны Фонда «Сколково». «Поддержать компанию на начальном этапе – это очень важная миссия, – уверен Н. Прянишников. – Надеемся, что они действительно станут крупными и будут работать на мировом уровне. А мы помогаем начинающим компаниям не только грантами, но и своим программным обеспечением».

Что касается грантовой поддержки стартапов, то, по словам Н. Прянишникова, в долгосрочной программе Фонда посевного финансирования Microsoft предусмотрено в течение 10 лет выделить средства 100 российским инновационным стартапам. Однако с учетом растущего количества резидентов «Сколково» их может оказаться и больше. Как сообщил В. Вексельберг, сегодня в «Сколково» зарегистрировано более 200 компаний. По мнению К. Тернера, уникальные возможности России состоят в высоком уровне математической, научной, инженерной подготовки специалистов. «Математика и научные исследования в России имеют хорошую историю, это ваше ДНК, и эти возможности необходимо использовать в стартапах, – подчеркивает он. – Тогда ваши бизнес-планы смогут легко воплощаться в активные бизнес-модели».

Лингвисты в облаках

Как заметил на Tech∙Ed Russia 2011 С. Сомасегар, корпоративный вице-президент по инструментам разработки Microsoft, на личном опыте он убедился: в последние два года в любых дискуссиях в профессиональной среде или переговорах с заказчиками непременно встает вопрос об облаках, даже если изначально эта тема не планировалась к обсуждению. «И вопрос уже не в том, будет ли облако развиваться, а в том, когда и что в облако переносить. Можно спорить, перейдет мир в облако завтра или лет через пять, но это произойдет обязательно и уже происходит. Облака пришли всерьез и надолго», – уверен С. Сомасегар.

По мнению Сергея Мацоцкого, гендиректора IBS, в России сейчас практически все частные интернет-поль-зователи, а также большинство компаний сегмента SOHO, «примыкающего» к массовому рынку, в той или иной мере используют облачные сервисы (например, почтовые). Следом пойдет SMB. Но и большинство крупных компаний в ближайшие год-два-три часть своих инфраструктур поместят в облако. Значение имеет цена, но не менее важны и другие факторы – скорость выведения услуг на рынок, а также отсутствие достаточного количества ИТ-специалистов. Входя в некоторую заочную дискуссию с К. Тернером, он отметил: «Я думаю, это будет сильным драйвером миграции, особенно у нас в России, где дефицит квалифицированного персонала очевиден».

А. Пахчанян: «Для нас облако – это выход на ранее недоступные сегменты рынка»Две крупные российские компании объявили о внедрении облачных сервисов. Обе они специализируются в области лингвистики, и обе для перехода в облако воспользовались платформой Windows Azure. Компания «Медиалогия» – разработчик первой в России автоматической системы мониторинга и анализа СМИ в режиме реального времени – работает с огромными массивами данных. С 2003 г. она предоставляла своим заказчикам из органов госвласти анализ порядка 7 тыс. СМИ с обновляемостью каждые 10 минут. Однако в этом году перед компанией была поставлена задача внедрить к выборам также систему анализа блогов (а их около 30 млн) с обновляемостью каждые 10–15 секунд. «Понятно, что сейчас вся протестная активность сосредоточена в блогах, – пояснил Фарит Хуснояров, директор по развитию «Медиалогии». – И наш заказчик хотел знать: каковы истинные настроения людей, как они меняются». Учитывая, что вывод на рынок нового сервиса традиционно занимал у компании больше года, успеть внедрить такой продукт к выборам представлялось задачей архитрудной. Кроме того, не годились и традиционные подходы к обработке и анализу, поскольку в часы пиковой нагрузки активность блогеров возрастает в 50–100 раз, чего со СМИ не случается. В итоге, по словам Ф. Хусноярова, двойная задача – масштабирования системы и ускорения ее ввода в эксплуатацию – была решена за счет использования облачной платформы. Срок разработки системы анализа блогов удалось сократить почти втрое: приняв решение в мае, компания уже в сентябре внедрила готовый промышленный продукт, работающий в режиме реального времени. Как сообщил Ф. Хуснояров, в настоящее время компания исследует возможность переноса в облако еще нескольких компонентов своей системы.

Второй проект реализовала компания ABBYY – поставщик продуктов и услуг в области распознавания и ввода документов, лингвистики и перевода. Для расширения круга потенциальных потребителей компания приняла решение дополнить текущее продуктовое предложение облачными сервисами. Новый сервис ABBYY Cloud OCR SDK позволит разработчикам создавать кастомизированные решения по распознаванию документов, используя технологии ABBYY, без первоначальных вложений. Возможностью нулевого входа сразу воспользовались стартапы, студенты-экспериментаторы. А для ABBYY это – расширение спектра применения технологии, новые сегменты рынка. Кроме того, в ближайшее время компания переведет на облачную платформу Microsoft сервис распознавания текстов ABBYY FineReader Online, имеющий около 250 тыс. конечных пользователей. По оценке компании, это позволит сократить расходы на поддержку сервиса в полтора раза. Как отметил Арам Пахчанян, вице-президент, директор департамента продуктов для ввода данных компании ABBYY, в последние несколько месяцев темпы роста количества платящих пользователей FineReader Online в 10 раз превышают темпы роста числа пользователей традиционного продукта.

  

Сейчас в России действуют несколько дата-центров с облачным хостингом (Infobox, Parking.ru, «Оверсан» и др.), но ни один глобальный облачный провайдер (Amazon, Google, Microsoft и т.д.) не имеет здесь своего ЦОДа, слишком уж мизерна доля нашего рынка в структуре их бизнеса. При этом, по мнению С. Мацоцкого, вряд ли российские компании смогут создать публичное облако, способное конкурировать с предложениями облачных грандов, – скорее глобальные провайдеры, если хотят развивать свой бизнес в России, заведут здесь свои ЦОДы, как сделали это в Америке, Англии, Индии, Китае и других странах. Спрос-то уже проявляется.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!