Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 03 2012
Наталия КИЙ  Александра КРЫЛОВА  Лилия ПАВЛОВА  13 марта 2012

Неладно что-то в телевизионном королевстве

Переиначенные слова шекспировского Марцелло довольно точно передают атмосферу смутной угрозы, нависшей над идеологической опорой государства, которую деньгами не измеришь, и рынком платного телесмотрения размером в $1,3 млрд. Дух Интернета витает над телеэкраном с намерением сменить его на троне визуальной информации.

 
 
 
 
 
 
 
 
Впрочем, это беспокойство пока не отразилось на парадном громадье экспозиций и деловой активности 450 участников четырнадцатой по счету выставки CSTB'2012.

Выставка как выставка. Шумно, весело, красиво, суетно. Триумф теледеланья и телесмотрения, как хотелось бы всем участникам цепочки добавленной стоимости телеконтента и рекламы.

6-й «В» или Мосфильм?

Самые конкурентоориентированные обитатели российского ТВ-королевства бьют тревогу. «Хочу заострить внимание на серьезном вызове для кабельного ТВ и мирового телекома. Это Интернет, наступление которого на мир больше напоминает пандемию», – констатировал вроде бы известные факты Андрей Семериков, гендиректор агрессивной региональной компании «ЭР-Телеком» (8,5% доходов на рынке платного ТВ, по данным iKS-Consulting). Однако сведенные вместе цифры заставляют задуматься: удельное телесмотрение на семью в день (сегодня это 4,5 ч) растет, а вот удельное телесмотрение каналов упало – до 30 мин в день; 12 ч (!) в сутки – таков объем скачанного из Интернета за сутки контента, если рассчитать его на точку доступа и перевести в часы. Этот скачанный контент – по преимуществу видеотрафик. «Человечество научилось производить самиздат, а это 80% интернет-трафика. И 80% видеосмотрения в Интернете или с флэшки на телевизоре – это самиздат, – комментирует А. Семериков. – 6-й «В» из Магнитогорска производит больше видеопродукции в год, чем Мосфильм». Несмотря на слова оппонентов по поводу качества и уровня этого контента из 6-го «В» («то, что делает 6-й «В», будет смотреть 5-й «А», но никак не 8-й «Б»), Семериков прогнозирует: «Бродкаста через год может не быть!». Аналитики не спорят: с 2004 г. в интернет-трафике преобладает видео, в 2010 г. объем потокового видео превысил объем скачиваемой информации в torrent-сетях, в 2011-м на долю видео (Р2Р, потоковое видео) пришлось 75% трафика (оценка iKS-Сonsulting).

Уловки в виде 3D и НD здесь уже не помогут. Масла в огонь подливает технология OTT (Over the Top), один из лидеров деловой программы выставки, способная увести вещание на компьютер или планшет и повысить зону операторской доходности за счет абонентов так называемых неуправляемых сетей, иными словами, Интернета. Традиционному вещанию угрожает новая концепция вездесущего телевидения – TV Everywhere.

После такого, хоть и полемического, утверждения, надо ставить точку и расходиться, ибо «идет война», а мы о птичках. Но ТВ-индустрия кабеля, спутника и эфира намерена еще побороться и с Сетью, и с друг другом, и с внешним миром. Что и продемонстрировала CSTB-драматургия.

Цифровизация наполовину

Цифровизация завершена на 50% – убежден Вячеслав Мордачев, президент «Триколор ТВ», имея в виду, что его компания с почти 10 млн абонентов занимает 40% на рынке цифрового ТВ, а в России 20 млн из 42 млн семей в целом уже смотрит «цифру». «Неважен способ доставки – важен результат. Такие показатели цифровизации – успех всей отрасли», – считает он. К цифрам, приводимым В. Мордачевым, можно бы и попридираться, но с логикой главы лидирующего на рынке спутникового ТВ оператора не поспоришь: какая разница, каким путем доставлен потребителю качественный сигнал – по кабелю, спутнику или эфиру, главное, что ТВ-цифра в стране состоялась несколько ранее завершения ФЦП цифровизации эфирного вещания.

Сам же «Триколор», по-видимому, нацелен на расширение имиджа от народной марки до инноватора с персонализацией. Шаг в этом направлении – перемены в контентной политике, которую в компании громко называют контентной революцией. Первое: если в предыдущие годы «Триколор» отказывался от работы с иностранными телеканалами, то в 2012 г. в его пакет войдут 25 мировых ТВ-брендов. Второе: у «Триколор ТВ» появится пакет из 20 каналов высокой четкости. Два HD-канала уже были доступны абонентам на востоке страны (проект «Триколор ТВ Сибирь»). При этом ценовая политика, как обещают в «Триколоре», сильно не изменится, пакет «Оптимум» со 100 каналами за 600 руб. в год сохранится. Ставка на дополнительные сервисы очевидна: в прошлом году число их пользователей увеличилось на 56%, а доля в структуре выручки – с 7 до 11%. В 2012 г. этот показатель планируется довести до 16%. А вот интернет-доступ «Триколор» приостанавливает за невостребованностью (число пользователей менее 0,1% абонбазы) и отдает емкости новым каналам. В целом в нынешнем году оператор намерен нарастить свой самый мощный показатель – абонентскую базу – еще на 2,5 млн домохозяйств (до 12 млн), выручку – на 40%. Знаковой цифры в 20 млн домохозяйств – пользователей «Триколора» компания намерена достичь к 2016 г.

Через три дня после объявления об HD-ориентации «Триколора» его конкурент спутниковый оператор «Орион Экспресс» (с несравнимо меньшей абонентской базой в 570 тыс. пользователей) сделал ответный ход – год бесплатного HDTV с десятью каналами высокой четкости на платформе «Континент ТВ». Клиентов хватит на всех – в России продано более 10 млн телеприемников с поддержкой HD-сигнала.

Кабельщикам не хватает воздуха

Операторы кабельного ТВ, на которых приходится 60% платного телевидения в России, не устают благодарить регулятора за формирование адекватной и даже прорывной нормативной правовой базы, длившееся 15 лет (об универсальной лицензии и других нововведениях см. «ИКС» №1-2’2012, с. 23). Вроде бы вздохнули спокойно и начали осваивать «регулирование 3.0», так на тебе, новая напасть. Еще в прошлом году местные власти, которых с кабельщиками традиционно связывают тесные отношения, стали заставлять операторов демонтировать воздушно-кабельные сооружения – и те, что прокладывались по СНиПам и стандартам, и те, что прокинуты незаконно.

«В Москве 25 тыс. км подвесного кабеля, с которым надо что-то делать. Это небезопасно: как показала практика, тот же ледяной дождь может привести к обрыву. Плюс вопрос чистоты неба над головой. Крыша – сложное инженерное сооружение. Канализация – более удобно», – комментирует Александр Горбатько, замруководителя департамента информационных технологий столичного правительства. По оценке президента ГК «Акадо» Виктора Кореша, только по Москве перенос воздушно-кабельных переходов, установленных в соответствии с техническими и строительными регламентами, может обойтись в 12 млрд руб., что сопоставимо с вложениями в транспортные сети в предыдущие годы. И это при том, что в общей кабельной инфраструктуре «Акадо» на воздушно-кабельную инфраструктуру приходится только пятая часть. «В ближайшее время просто профинансировать такое решение даже крупный оператор не в силах. Наше предложение: порядок в строительных работах надо наводить, но есть строительные нормы, которые позволяют операторам использовать воздушно-кабельные переходы», – говорит В. Кореш. «Недопустимо пересматривать правила задним числом, – поддерживает коллегу Анатолий Сморгонский, директор по маркетингу Московского региона «Вымпелкома». – Если бы мы изначально прокладывали кабель только в канализации, не было бы такого, как сейчас, развития сетей и таких тарифов! Если будет принято решение, что мы больше не строим воздушных линий, то нам предстоит общение с владельцами канализации, монополистами. В России это прежде всего «Ростелеком». Как Москва не резиновая, так и канализация не резиновая».

Думается, местные власти не отступят: за красоту неба над головой спросят со взрослого рынка по-взрослому. А то, что под одну гребенку попадут и законопослушные, и не очень, так это щепки при рубке леса. Сейчас в столичном правительстве создана рабочая группа для поиска путей решения «воздушного вопроса». Москва наверняка будет примером для всей страны: какой создадут здесь прецедент, таким и воспользуются регионы. Так что Ассоциации кабельного ТВ придется побороться. Опыт есть.

  

Телевещание, что в почти бесплатной, эфирной, ипостаси, что в лице платного ТВ, – сегодня жирная точка роста на телекоммуникационном поле. Эфир модернизируется, платное ТВ с проникновением 50% и почти 26 млн пользователей-домохозяйств прибавляет 20% в год (данные iKS-Consulting). Спутниковая «цифра» растет как на дрожжах – к 2015 г. ее доля на рынке платного ТВ достигнет 37%; кабельное ТВ продолжает доминировать, планируя потесниться через три года в структуре рынка в пользу спутниковых и IPTV-коллег с 60 до 53%; IPTV обещает нарастить свою долю с нынешних 5 до 10% к середине десятилетия. «Если развитие будет продолжаться такими темпами, то спутниковое ТВ, прежде всего в лице «Триколора», займет половину рынка, половина приходится на кабельное ТВ, а что останется эфирному телевидению? – задается справедливым вопросом Юрий Припачкин, президент и вдохновитель АКТР, и примирительно отвечает: – Будет решать государственные задачи». Пока спасает универсальное – место найдется всем.

Наталия КИЙ

Е с т ь   л и   в к у с   б и з н е с а   в   О Т Т ?

Так ли туманно будущее бизнеса российских игроков, предоставляющих легальный ТВ-контент в открытом Интернете, как об этом объявляют некоторые эксперты? Разброс количественных оценок и качественных мнений, прозвучавших в дни CSTB’2012, наглядно показывает ход формирования нового рынка.

Со стороны видней?

Для достижения порога в 50 млн пользователей в мировом масштабе радиовещанию понадобилось 38 лет, эфирному телевидению – 13, кабельному – 10, Интернету – пять, а интернет-видео всего два. Действительно, желание иметь доступ к телевидению всегда и везде заставляет все большее число жителей планеты отказываться от кабельного ТВ в пользу возможности смотреть любимые сериалы и шоу на всех имеющихся у них устройствах: смартфонах, планшетах, игровых приставках и т.д. Концепция TV Everywhere – «Телевидение повсюду» – активно поддерживается и продвигается разработчиками средств защиты цифрового контента. На выставке CSTB они демонстрировали операторам решения, в том числе облачные, позволяющие, не нарушая авторских прав, доставлять премиум-контент на разнообразные устройства абонентов и повышать прибыльность бизнеса.

В развитие своей стратегии Media 3.0, объявленной год назад, компания Irdeto предложила сервис «TV повсюду», благодаря которому операторы OTT могут привлекать новых пользователей и повышать лояльность уже существующих за счет внедрения интерактивности и элементов социального ТВ. Для сохранения конкурентоспособности операторам эфирного вещания срочно нужно искать альтернативный путь доставки контента потребителю, убежден Андрей Силанчев, директор по продажам Irdeto в России и СНГ. И путь этот ведет в открытый Интернет.

На стендах выставки
 

МОКС «Интерспутник» анонсировал возможности спутника ABS-2, запуск которого в орбитальную позицию 75° в.д. запланирован на первый квартал 2013 г. Новый КА будет работать в C-, Ku- и Ка-диапазонах, т.е. его ресурс можно будет использовать для передачи телевизионных и радиопрограмм, предоставления мультимедийных услуг и ШПД.

 

Антивандальные шкафы и сейфы российской компании «Алюдеко-К» разработаны специально для защиты установленного в них сетевого и телекоммуникационного кроссового, пассивного и активного стандартного 19" оборудования от несанкционированного доступа в общедоступных местах – в технических помещениях жилых домов и общественных зданий.

 

«РТКОММ» представил услуги спутниковой связи на базе спутниковых ресурсов объединенного оператора «Ростелеком». На стенде компании посетители выставки могли также ознакомиться с деталями проекта «Обеспечение высокоскоростного доступа к информационным сетям через системы спутниковой связи» (РСС-ВСД), единственным исполнителем которого определено ОАО «РТКомм.РУ».

 

Huawei в партнерстве с Dayang Technology представила комплексное решение для передачи видеосигнала высокой четкости через мобильные сети 3G/Wi-Fi/WiMax. Его компоненты: оборудование передачи данных и сетевые экраны, линейка мультисервисных маршрутизаторов AR G3, мобильное передающее оборудование TVU Pack для передачи видеосигнала с камеры с возможностью записи до 12 часов контента в оф-лайне, оборудование для обработки видеосигнала, оборудование для записи и хранения видеоматериалов.

Накануне выставки компания Verimatrix объявила об интеграции своей системы защиты контента Verimatrix VCAS3 в IPTV-решение компании BCC TelecomTV. Процесс осуществлен по интерфейсу OMI, что позволяет управлять правами для различных типов терминалов – DVB, IPTV и OTT.

 

Универсальная сервисная платформа SDP (Service Delivery Platform) компании NDS позволяет операторам платного ТВ предоставить своим абонентам доступ ко всем популярным источникам контента, используя их как дополнение к своим основным услугам. Открытый интерфейс API обеспечивает взаимодействие между приложениями на устройствах пользователей, ТВ-платформой оператора и интернет-контентом. Для разработчиков приложений NDS запустила портал, на котором реализован комплекс средств для их разработки и магазины приложений.

Успех OTT-сервисов в США и в Европе обеспечивается высоким уровнем проникновения услуг ШПД и сотовых сетей 3G. В 42 странах средняя скорость доступа превышает 10 Мбит/с. Россия с показателем 11,6 Мбит/с на январь 2012 г. входит в их число. А значит, плацдарм для развертывания сил ОТТ-игроков почти готов. Это косвенно подтверждают данные исследовательских компаний, изучающих потребление интернет-видеосервисов россиянами. В разгар лета 2011 г. компания ComScore насчитала в нашей стране 41 млн уникальных зрителей онлайн-видео. Похожие данные – сайты с интернет-видео хотя бы раз в неделю посещают 35,6 млн человек – приводит TNS Россия.

Гораздо более сдержанны в оценках аналитики и эксперты, отслеживающие развитие рынка платного телевидения. Критической массы, с которой начнется взрывной рост ОТТ-сервисов по проникновению и объему рекламы, этот сегмент рынка платного ТВ достигнет, по мнению Михаила Шеховцева (J’son & Partners), в 2013–2014 гг. А Константин Анкилов (iKS-Consulting) считает, что стадия формирования ОTT-рынка в России может растянуться надолго: для выхода на новый уровень нужно победить пиратство, что пока не представляется возможным. Впрочем, количество пользователей, зарегистрировавшихся на порталах с легальным онлайн-видео к концу 2011 г. (2 млн человек), все равно превышает совокупную абонентскую базу IPTV (1400 тыс.), набранную российскими операторами за без малого десять лет продвижения этой услуги. По количеству зарегистрированных абонентов аналитик отдал пальму первенства проекту МТС Omlet.ru, а самым прибыльным назвал вполне мейджорский проект NOW.RU, работающий по подписке (около 500 руб. в месяц). Объем рынка онлайн-видеосервисов пока не такой большой: 200 тыс. руб., среднемесячный доход с абонента (если не брать в расчет подписочную модель) 5–20 руб. в месяц. И как рекламный носитель онлайн-видео в умах маркетологов имеет гораздо меньшую ценность, чем эфирное ТВ.

«В сегодняшнем виде OTT – это игрушка, тренировочный заезд, – считает независимый консультант Элдар Разроев, – как операторский бизнес ОТТ не летит».

Истоки такого расхождения в оценках – в несовершенстве методик и инструментария для измерения потребления видеоконтента в Интернете. И над этим видеопорталам и исследовательским компаниям еще предстоит поработать. Возможно, полезным для всех участников рынка окажется пилотный проект «ВымпелКома» и TNS по адаптации методики агентства к статистике IPTV оператора. Возможно, понадобится начать еще какой-то проект, ведь иметь возможность объективно оценивать, как складывается рынок, необходимо.

Устремление больших и достижения малых

Впрочем, пессимизм аналитиков не останавливает операторов связи, как универсальных, так и проводных, в стремлении развивать сервисы Over-the-Top.

«Большинство IPTV-платформ поддерживают апгрейд до технологии OTT, и мы будем двигаться в этом направлении: останемся в IP-области, но постараемся выйти за пределы нашей ШПД-сети в свободный Интернет», – так сформулировал стратегию «ВымпелКома» А. Сморгонский.

Компания «Комкор» (торговая марка «АКАДО Телеком») наряду с услугой видеонаблюдения, разработанной специально для малого и среднего бизнеса, а также «живой» трансляцией с шести из 400 видеокамер, установленных по более чем 240 адресам в трех округах Москвы, демонстрировала в этом году на своем стенде передачу ТВ-сигнала через Интернет.

Компания ТТК поставила перед собой задачу к 2015 г. из оператора дальней связи трансформироваться в универсального оператора, дополнив предлагаемую сегодня в регионах услугу ШПД платным телевидением. Начать решено с аналогового ТВ и цифрового телевидения в формате DVB-C, в качестве премиального предложения рассматривается IPTV, а на следующем этапе проекта появится и ОТТ-предложение. «Пресловутые три-четыре-пять экранов очень хорошо «ложатся» на нашу концепцию, и сейчас мы изучаем решения, которые позволят движением одного пальца перебрасывать контент с одного экрана на другой, не переставая его смотреть», – поделился планами Виталий Шуб, советник президента ТТК.

В течение 2010–2011 гг. в России появилось сразу несколько онлайн-проектов, сфокусированных именно на предоставлении профессионального телевизионного контента в свободном Интернете. И распространенные в Рунете измерители, например «Яндекс.метрики», оценивают их аудиторию выше, чем аналитики. Так, интернет-кинотеатр TVzavr.ru ежедневно посещают не менее 110 тыс. человек (из них 90% жители России), и примерно 3–3,5 млн человек заходят хотя бы раз в месяц. А онлайн-ресурс Zoomby.ru, работающий по модели Catch Up TV («вслед за эфиром»), имеет 8 млн уникальных посетителей в месяц, а число ежедневных просмотров достигает 350 тыс.

Основная модель бизнеса этих игроков – рекламная, т.е. бесплатная для зрителей. «Реклама на сайтах интернет-видео сегодня растет быстрее, чем где-либо еще в Рунете», – считает Дмитрий Минеев, директор по контенту и развитию бизнеса компании «ВебТВ» (Zoomby.ru). А вот у TVzavr.ru, признался Александр Беленов, гендиректор проекта, есть планы запуска платных сервисов. «Рекламная модель не дает возможности получить от мейджоров премиум-контент», – объяснил он. При этом обе компании располагают собственными сетями доставки контента (CDN) и на их базе предлагают региональным ISP партнерские программы, позволяющие абонентам потреблять видеотрафик локально.

Слово в защиту платной модели произнес Валерий Крылов, гендиректор компании «Синтерра Медиа», ведущего игрока российского рынка логистики медиаконтента. Согласно накопленным оператором при реализации проекта «Спорт + ТВ» статистическим данным, доход вещателя от платной трансляции телеконтента в Интернете в три раза выше, чем от рекламы, собранной для спонсирования бесплатных ТВ-сервисов. По мнению В. Крылова, любая система платного интернет-вещания должна иметь присоединение к CDN, систему защиты контента, функцию его геотаргетирования, поддерживать все типы абонентских устройств. Отчет об ее использовании должен автоматически встраиваться в ERP-систему вещателя. Не менее важны поддержка самых разнообразных способов оплаты и отлаженная система обслуживания пользователей.

Новые возможности работы в режиме онлайн с телевизионным контентом открывают перед правообладателями, вещателями и другими игроками медиарынка облачные технологии. В этом убеждены в молодой компании CDN-Video, реализовавшей их в своем решении – полном наборе инструментов для хранения контента, конвертации его в различные форматы и доставки зрителям. Его сверхзадача, считают разработчики и провайдеры сервиса, – содействие формированию рынка интернет-видео, охватывающего поставщиков и потребителей контента по всей России.

Таким образом, в кругу компаний, заинтересованных в том, чтобы рынок OTT в России состоялся, сегодня рука об руку стоят поставщики систем и решений, универсальные операторы и провайдеры CDN, независимые онлайн-сервисы и региональные ISP, поэтому, несмотря на пессимизм аналитиков, он не выглядит совсем уж «невкусным».

Александра КРЫЛОВА
 

Интернет + ТВ = ?

  • В 2011 г. в мире насчитывалось 1,8 млрд традиционных телевизоров и 60 млн телевизоров с функцией подключения к Интернету (из них свыше миллиона – в России), в 2012 г., по прогнозу Display Research, доля таких устройств достигнет 25%, а к 2015 г. возрастет до 47%. В результате к концу 2015 г. в мире будет продано более 500 млн «умных телевизоров».
  • Производители «умных телевизоров» – Samsung Electronics, Philips, Panasonic, LG Electronics, Sony – создают медиапорталы поддержки по модели компании Apple, организовавшей магазин приложений для своих iPhone и iPad.
  • Растет число смартфонов и планшетов с подключением к Интернету, позволяющих просматривать ТВ-программы. Mоbile TV «выродилось» в подвид Web-TV.
  • В ближайшее время «НТВ-Плюс» часть трансляций начнет вести через Интернет.
 

Н а   к о н с ь ю м е р с к у ю   о р б и т у

переходит бизнес спутниковых операторов. И наступление Интернета на бродкаст имеет к этому не самое отдаленное отношение. Например, оператор Eutelsat, как сообщил его региональный директор Николай Орлов, предоставляет в Ка-диапазоне два типа услуг ШПД – адресованные профессиональным пользователям и конечным потребителям. Несколько лучей спутника Кa-Sat с пропускной способностью 70 Гбит/с захватывают и Россию – Москву и область, Санкт-Петербург и область, Калининград. В настоящее время Eutelsat совместно с ГП «Космическая связь» готовит к запуску пакеты услуг, в том числе для ТВ-приложений, с использованием нацеленных на эти территории лучей Кa-Sat.

А ГПКС, сегодня получающее львиную долю доходов от магистральных каналов и около 20% – от услуг телерадиовещания, к 2020 г., по словам Людмилы Михайлиной, начальника отдела международных продаж и телевидения ГПКС, планирует полностью перейти от «трубы» к универсальному типу предоставления услуг. Стратегия развития ГПКС на период до 2020 г. предусматривает увеличение ресурса спутников непосредственного телевещания с 19 до 48 транспондеров и рост доли вещательных услуг в портфеле заказов до 35%, развитие собственной технологической платформы для телерадиовещателей, предоставление услуг с добавленной стоимостью как для корпоративных пользователей, так и для массового рынка (VSAT, ШПД, DTH). Эти планы основаны на запусках в 2012–2015 гг. девяти новых космических аппаратов и модернизации наземной инфраструктуры. Общий объем инвестиционной программы ГПКС до 2015 г. превышает 1 млрд евро. Источники финансирования – бюджетные средства в рамках федеральных программ, собственные средства предприятия и кредиты.

Конечно, после потери в прошлом году «Экспресса-АМ4» о планах запусков приходится говорить, скрестив пальцы и постучав по дереву. Эта потеря ударила и по ГПКС, и по РТРС, которая арендовала на этом спутнике восемь ретрансляторов. Но есть и некоторый положительный момент: теперь два российских владельца спутниковых группировок стали партнерами. ГПКС формирует четыре цифровых пакета телепрограмм 1-го мультиплекса, «поднимает» их на КА «Ямал-202», а «Газпром космические системы» распространяет их на европейскую часть России и Западную Сибирь. Что касается других услуг, то, как сообщил Дмитрий Севастьянов, гендиректор «Газпром космические системы», сеть VSAT этого оператора сейчас состоит из 6,5 тыс. терминалов – около 15% парка VSAT в России.

VSAT дешевеет

Оператор спутниковой связи AltegroSky утверждает, что наступает время «консьюмерских VSAT». Если в 2005 г. стоимость комплекта оборудования составляла 120 тыс. руб., то сейчас – 25 тыс. руб. В октябре 2011 г. был сделан прорыв: используя ресурс спутника Astra 1F, AltegroSky удалось обеспечить прием сигнала VSAT на антенну размером 74 см (а не 1,2–1,8 м, как раньше). Анонсированное компанией на весну этого года решение «VSAT в одной коробке» будет продаваться в магазинах, как бытовая техника. По оценке оператора, при дальнейшем снижении цены до 15 тыс. руб. рынок будет готов принять до 10 тыс. станций в год (для сравнения: за шесть лет, с 2005 по 2010 гг. в частном секторе была выполнена всего лишь 1 тыс. инсталляций).

Нашел возможность уменьшить размер и стоимость терминала и оператор «РуСат», создающий мобильные мультимедийные комплексы для всех видов транспорта (автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного). Как сообщил Сергей Бургомистров, главный инженер «РуСата», сейчас оператор активно использует при строительстве мобильных комплексов передающее оборудование WaveStream, включающее преобразователи частот Ku- и Ka-диапазонов, а также серию бортовых полупроводниковых трансиверов AeroStream. И в основе найденного решения лежит как раз передающее оборудование с небольшим, легким полупроводниковым усилителем мощности, при разработке которого компания WaveStream применила метод волнового сложения.

В общем, благодаря уменьшению диаметра антенны и снижению стоимости оборудования VSAT-рынок выходит на новый уровень доступности.

Лилия ПАВЛОВА

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!